Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"
план-конспект урока (5, 6, 7 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 50. Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети"

Цель: развивать навыки самостоятельной работы, анализа поэтического текста, монологической речи.

Планируемые результаты: владение элементами анализа поэтического текста; умение выразительно читать стихотворения, объяснять значение диалектных и устаревших слов

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения "Есть женщины в русских селеньях"

  1. Работа по теме урока
  1. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».
  2. Беседа по стихотворению «Крестьянские дети».

В основе вопросы и задания 1-4 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 186.

- Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чем оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел? (Примерный ответ. Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, так как основная его тема — жизнь крестьянских деток. Оно ведает о различных встречах создателя с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч. Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек. Создатель — не крестьянин. Некрасов пишет о для себя: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи. 1-ое, что лицезреет герой, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как в очах отражается душа человека, ассоциирует их с полевыми цветами: Все серые, карие, синие глазки / Смешались, как в поле цветы./ В них столько покоя, свободы и ласки,/В них столько святой доброты! Когда детки обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: «человека заслыша, / Так стаей с мякины летят воробьи». Создатель нежно ассоциирует малышей со стайкой пугливых воробьев).

- Чему подивились дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решились, что незнакомец «не барин»? (Примерный ответ. Дети рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает — усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются. «Что было со мною — всему подивились/ И мой приговор изрекли: /— Такому-то гусю уж что за охота!/ Лежал бы себе на печи!/ И видно не барин: как ехал с болота, /Так рядом с Гаврилой...» Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость — «не барин»).

- Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьезно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами? (Примерный ответ. Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горынычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?» В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни).

- В чем состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду? (Примерный ответ. Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он участвовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото участвовать в труде, и таковой труд — не тягость, не наказание, а удовлетворенность).

- В чем особенность жанра стихотворения Некрасова? (Примерный ответ. Значительную часть стихотворения занимает диалог с обозначением лиц, произносящих реплики, как это принято в драматургических произведениях).

- Какие тропы преобладают в стихотворении? Какова их роль? (Примерный ответ. Среди тропов, использованных поэтом, преобладают сравнения. Сравнивая глаза крестьянских детей с полевыми цветами, Некрасов высказывает свое отношение к ребятишкам: умиление, нежность. Сравнение ног охотника с жердями (первый мальчик) соответствует окружающему детей крестьянскому быту. Сравнение «цепь золотая … как солнце горит» уподобляет мир вещей миру природы, говорит о творческой натуре народа. Перечисляя в начале стихотворения птиц: голубку, грачей, ворону, - поэт обращается к подобному образу, сравнивая испуганных детей со стаей летящих с мякины воробьев»).

- В чем особенность речи крестьянских детей? (Примерный ответ. Некрасов точно передает речь крестьянских детей: простую, но в тоже время образную). 

- Найдите в речи детей просторечия. (Примерный ответ. Ноги-то длинные, словно как жерди, вона, гляди-тко, важная штука (в данном случае важная означает красивая, дорогая, ценная), подля-тко, стволина, не знасти, Кузяха, шибко, спроста, чернехоньки и д.р.).

3. Работа с иллюстрациями.

        В основе вопросы и задания рубрики «Литература и изобразительное искусство» стр. 187.

  1. Закрепление изученного.

- Что сближает сцену в сарае с театральным действием? (Примерный ответ. Описывая сцену в сарае, поэт пользуется драматургическим приемом – диалогом. Весенние солнечные лучи, освещающие сарай в начале стихотворения, внезапно гаснут, становится темно. Н.А. Некрасов сравнивает место действия со сценой: «… так быстро темнеет на сцене,/ Когда разразиться грозе суждено).

- Сколько крестьянских детишек участвуют в сцене? (Примерный ответ. Автор насчитал девять ребятишек – участников диалога).

- Какой голос отличается от других и чем? (Примерный ответ. Третий голос, которому принадлежат четыре реплики, отличается от остальных голосов участников беседы робостью перед барином, боязнь наказания: «Потише вы, черти!»; «Прибьет…»; «Услышит, молчи!» Одну из его реплик сопровождает ремарка (единственная в стихотворении): «(с испугом) Глядит!». Видимо этот мальчик трусоват, боязлив; он пошел с остальными ребятами смотреть на барина только «за компанию», все его реплики выражают страх и опасение).

- Какова авторская позиция к крестьянским детям? (Примерный ответ. Доброжелательность, внимание, сочувствие. Кроме чувства умиления, любви к крестьянским детям в стихотворении чувствуется авторская добродушная ирония: «Испугались шпионы мои..», «милые плуты…», «..всему подивились/И мой приговор изрекли..», «зрители» (при этом пес Фингал назван «актером»).

  1. Подведение итогов урока

Работа по вопросам и заданиям 6-7 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 186.

- Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему? (Примерный ответ. 1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника. 2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей. 3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты. 4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке. 5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям. 6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря. 7) Картины сельского труда, которые следит ребенок. 8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова. 9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню).

- Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях? (Примерный ответ. Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши — это и есть будущее народа).

VI. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок» стр. 183.
  2. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение «Парус»».

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Урок  прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. По своей типологии урок являе...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.

На  уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...

«Волшебная страна моего детства!» - сценарий праздника, посвященного Дню защиты детей.

Цели:   1. Формирование игровой культуры у детей. 2. Создание радостной праздничной атмосферы. 3. Воспитание коллективизма, доброты, творческой инициативы, желания принимать активное уч...

Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Цели:·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (урок литературы в 5 классе)

Цель урока:  показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова...