Урок путешествие
план-конспект урока (7 класс)

Вахитов Якуб Абдулхакович

Наша страна Россия необъятная, и состоит из разных регионов ( назовите какие регионы вы знаете?) ответы детей. Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Башкирия, Татарстан, Якутия и т.д.. И в этих регионах проживают люди разных национальностей, у которых свой быт, культура, традиции, и разумеется язык. Язык – это средство коммуникации, то есть общения людей. А когда в разные времена, разные народности общались между собой, они заимствовали друг у друга слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_konspekt_uroka.docx537.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по татарскому языку, проведенной с учащимися русской школы, русской национальности.

По итогам конкурса «Педагог года», лауреат районного уровня.

- Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Якуб Абдулхакович. У нас сегодня необычный урок. Урок – путешествие. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие.

- Все любите путешествовать?  Ответы детей

- В каких городах были?  Ответы детей

- А может, кто то побывал в других странах? Ответы детей

Наша страна Россия необъятная, и состоит из разных регионов ( назовите какие регионы вы знаете?) ответы детей. Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Башкирия, Татарстан, Якутия и т.д.. И в этих регионах проживают люди разных национальностей, у которых свой быт, культура, традиции, и разумеется язык. Язык – это средство коммуникации, то есть общения людей. А когда в разные времена, разные народности общались между собой, они заимствовали друг у друга слова.

1 слайд. Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. В.Г. Белинский.

Русский язык в разные эпохи воспринимал слова из других языков. Некоторые слова-пришельцы так давно проникли в язык, что стали очень привычными и сейчас кажутся коренными.

Сегодня на уроке мы будем говорить о заимствованных словах.

Тема урока: «Этот интересный татарский язык».  

И наша задача: 1. Познакомиться с теми словами, которые пришли из татарского языка в русский.

2. Изучить особенности татарской азбуки.

3. И соприкоснуться с историческим городом Казань.

2 слайд. Итак, чтобы путешествовать, нужна карта. Слово Карта: от татарского слова карата – буквально означает «дает возможность посмотреть, рассмотреть» (местность, обстановку).

Вы какие языки  изучаете в школе? Ответы детей

А мы сегодня отправимся в республику Татарстан город Казань, кто там был? Ответы детей.

Кто возьмет карандаш и покажет, нам на нашей карте город Казань. Показывает. Ребята, а слово Карандаш тоже путешественник: и поныне на татарском означает «чернящий (чертящий) камень».

На каком языке там разговаривают? Ответы детей

Кто умеет говорить на татарском языке? Ответы детей

Юсуф вам будет помогать.

Что нам нужно, чтобы нас посадили в поезд? (купить билеты), да, купить билеты.  А для этого что нужно? Нужны деньги. Ребята слово деньги (деньга): от старотатарского тәңкә (произносится примерно так: «тенге»), одно из значений – «монета», «рубль» (денежная единица).

3 слайд. Наши деньги, это нами полученные знания, сейчас вам дежурный раздаст билеты, которые вам помогут в пути.

Из какого пункта отправляемся?  Кыштовка. Ребята, название «Кыштовка» происходит от слова кыштау (татарское.) — зимовье.

Сели в поезд, посмотрите билеты. Пожелаем нам «Доброго пути», как будет по татарски? (хаерле юл). Поезд тронулся, а мы внимательно изучаем билеты.

 

4 слайд.  Пока едем, давайте познакомимся с алфавитами: русским и татарским, 5 слайд. Заметили, наверное, что к русскому алфавиту добавлено шесть знаков, обозначающих специфические звуки татарского языка (ә, ө, ү, ң , җ , h). Вы также заметили, конечно, что порядок букв в алфавите несколько иной. 6 слайд. Карточка.

7 слайд. И вот мы в историческом городе Казани. Казан – котел. Расскажу вам одну из легенд, почему Казань назвали Казанью:  Один из сыновей хана булгарского Габдуллы Алтынбек спасался от преследующих его ненавистных врагов. После долгих скитаний он оказался на берегу одной реки и решил разбить здесь лагерь. Как и положено ханскому сыну, послал Алтынбек за водой своего слугу, но не с пустыми руками, а с золотым котлом.

Берега реки той очень круты были, и слуга, естественно, не удержал казана, уронил его в воду. Так, спустя годы, и речку ту, и город, что на берегах ее возвели, Казанью стали называть. Почему так? А потому что у кочевых племен котел являлся символом власти. И то, что он в реку упал, значило, что тут придется теперь этому народу жить. Это только одна из легенд.

Показать 8,9, 10 слайд. В Казани в мире и согласии живут люди разных национальностей и религий.

11 слайд. Остановимся в гостинице. Гостиница – кунакхана.  

12 слайд. Покушаем, закажем беляш, чак – чак, название этих блюд также укоренились и в русском языке.

А теперь сходим в музей. 13 слайд (название музеев), Итак заходим, и вот они музейные экспонаты (14 слайд), давайте вместе назовем их. (башлык, башмак, кувшин, сундук, нагайка, утюг, чугун, барабан).

Ребята, все эти слова заимствованные русским языком из татарского языка.

Как видим, наличие татарских слов в русском языке говорит о непосредственном участии древнего татарского народа в становлении и развитии материальной и духовной культуры на территориях современной России.

Теперь надо успеть купить подарки – буляк родителям, сестренкам, братишкам. Куда пойдем, чтобы увидеть изобилие восточных товаров. Да, конечно, нас ждет богатый базар. Слово базар по словарю Даля, тоже из татарского языка.

15 слайд. И вот мы входим, разнообразие товаров, начинаем свои покупки.

Сколько мы всего накупили: халаты, куклы, тюбетейки, башмаки, пиалу, кувшины. Ребята, вот эти слова заимствованные, они в разные времена приходили в русский язык и становились ее частью, обогащая язык. Также много исконно русских слов употребляется и в татарском языке, например: сарафан, жилетка, лекарь и другие.

16 слайд. Подходит время уезжать, бросим свой взгляд на красоты Казани, побываем на знаменитой улице  Баумана. Очаровательное своеобразие по-восточному извилистых узких улочек в старом городе подчеркивают по-европейски комфортабельные и просторные проспекты и парковые аллеи современной части Казани. Однако наибольшего внимания среди всех городских артерий, безусловно, заслуживает улица, уже более восьми десятилетий носящая имя известного российского революционера-большевика Николая Эрнестовича Баумана (14 слайд)

17 слайд. Пройдем мимо знаменитого театра Г. Камалы, Красивое здание Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала, которое расположено в самом центре Казани, непосредственно на берегу городского озера Кабан, видно издалека. Форма театра весьма необычна – она напоминает плывущий парусник, где проходят грандиозные представления.

И вот наш поезд мчится обратно в Кыштовку.

18 слайд. Билет. Казань – Кыштовка (обратная сторона).

Возьмем в руки наши билеты, и давайте назовем слова, с которыми мы и раньше были знакомы, но не знали из какого они языка. (карта, карандаш, башмак, башлык, чугун, утюг). Молодцы ребята, как много мы с вами узнали, понравилось путешествие (отвечают).

19 слайд. Татарский язык, по сведениям ЮНЕСКО, стоит на четвертом месте в мире по своей стройности, формализованности и логичности. В этом смысле он может быть использован как язык компьютера. Именно поэтому знание татарского языка дает возможность общаться со всеми представителями тюркских народов. Татарский язык по универсальности и популярности занимает 14-е место в мире.

Закрепить пройденный материал.

Домашнее задание: нарисовать город Казань.

20 слайд.

Можете посмотреть фотографии Казани. Слайды остальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...