Презентации к урокам
презентация к уроку (5, 8, 10 класс)

Лобанова Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Загадки композиции «Повестей Белкина» А.С.Пушкина» «Повести Белкина» - это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества»

Слайд 2

С.Г.Бочаров: «Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как взаимно связанные, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству»

Слайд 3

Расположение повестей в сборнике «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня – крестьянка» Повести по мере написания А.С.Пушкиным «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня – крестьянка» «Выстрел» «Метель»

Слайд 5

«А.С. Пушкин унёс с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» Ф.М.Достоевский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 8 классе

Слайд 3

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий ,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод ,который мы сейчас называем «Повесть временных лет. Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 4

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Ки е ве нача первее княжити ,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 5

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 6

Лаврентьевский летописец

Слайд 7

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 9

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 11

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей,кончина князей и митрополитов – глав русской церкви. В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 15

Ярослав Мудрый

Слайд 16

1.Почему летописную повесть считают величайшим памятником литературы? 2.Какие задачи ставил перед собой летописец ,собирая сведения о русской истории? 3.Произведения каких жанров включает в себя «Повесть временных лет»? 4.Что такое «погодные записи»?О каких событиях рассказывает в них летописец? отвечаем на вопросы

Слайд 17

,,Слово о полку Игореве ” Х II век Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на её старинные памятники… А.С.Пушкин

Слайд 18

План урока . История замечательной находки. Историческая основа «Слова о полку Игореве. Тема и идея произведения. Словарик.

Слайд 19

История замечательной находки Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. Спасо-Преображенский монастырь В Ярославле Мусин-Пушкин 1792

Слайд 20

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

Слайд 21

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II

Слайд 23

Памятник средневековой русской литературы конца XII века. В основе сюжета - неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.

Слайд 24

Внешняя триада : зачин ,основная часть и концовка . Внутри основной части: повествование о походе Игоря,прерываемое тремя авторскими отступлениями 2.Центральный фрагмент , посвященный Святославу(сон Святослава, его трактование боярами, «золотое слово»Святослава) Заключительная часть : фрагмент ,связанный с возвращением Игоря из плена(плач-заклинание Ярославны ,бегство Игоря ,погоня Гзака и Кончака) Композиция «Слова о полку Игореве»

Слайд 25

Зачин.Часть первая: поход Игоревой дружины

Слайд 29

Игорь продолжил поход, несмотря на затмение. Как вы думаете ,почему ? Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?

Слайд 32

«Никнет трава от жалости , а дерево от печали к земле приклонилось…» «И Игорева храброго войска не воскресить!»

Слайд 33

Часть вторая.Сон и «золотое слово» Святослава.Значение обращений автора к русским князьям. Как вы понимаете слова Святослава: «Но не по чести одолели ,не по чести кровь поганых пролили…»

Слайд 35

Автор показывает первопричину горького положения Руси : раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся плеши стали проникать половцы.Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли,которая угрожает самому её существованию .Призыв к единению – идейный центр «Слова о полку Игореве»

Слайд 36

Часть третья.Плач Ярославны. «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить ,ни думою сдумать.Ни очами не увидать ,а золота и серебра в руках не подержать! «Тогда на русской земле редко пахари покрикивали ,но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили ,собираясь на поживу»

Слайд 39

К.Васильев «Плач Ярославны»

Слайд 40

К каким силам в своем плаче обращается Ярославна? Почему это плач-заклинание?

Слайд 41

Какие жанры мы встречаем в «Слове..»? Зачин – образец дружинной поэзии Первая часть – воинская повесть Вторая часть жанр «слова» (торжественное красноречие) Третья часть – плач Концовка – «слава» 1часть – эпос(повествование) 2часть – публицистика(выступление оратора) 3часть – лирическая(плач)и эпическая

Слайд 42

Как вы думаете ,что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое ?

Слайд 43

Русская земля ,в описании которой объединились лирика и публицистика – основной художественный образ «Слова…» Д.С. Лихачев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 8 классе Древнерусская литература

Слайд 3

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий ,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод ,который мы сейчас называем «Повесть временных лет. Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 4

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Ки е ве нача первее княжити ,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 5

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 6

Лаврентьевский летописец

Слайд 7

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 9

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 11

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей,кончина князей и митрополитов – глав русской церкви. В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 15

Ярослав Мудрый

Слайд 16

1.Почему летописную повесть считают величайшим памятником литературы? 2.Какие задачи ставил перед собой летописец ,собирая сведения о русской истории? 3.Произведения каких жанров включает в себя «Повесть временных лет»? 4.Что такое «погодные записи»?О каких событиях рассказывает в них летописец? отвечаем на вопросы

Слайд 17

,,Слово о полку Игореве ” Х II век Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на её старинные памятники… А.С.Пушкин

Слайд 18

План урока . История замечательной находки. Историческая основа «Слова о полку Игореве. Тема и идея произведения. Словарик.

Слайд 19

История замечательной находки Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. Спасо-Преображенский монастырь В Ярославле Мусин-Пушкин 1792

Слайд 20

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

Слайд 21

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II

Слайд 23

Памятник средневековой русской литературы конца XII века. В основе сюжета - неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.

Слайд 24

Внешняя триада : зачин ,основная часть и концовка . Внутри основной части: повествование о походе Игоря,прерываемое тремя авторскими отступлениями 2.Центральный фрагмент , посвященный Святославу(сон Святослава, его трактование боярами, «золотое слово»Святослава) Заключительная часть : фрагмент ,связанный с возвращением Игоря из плена(плач-заклинание Ярославны ,бегство Игоря ,погоня Гзака и Кончака) Композиция «Слова о полку Игореве»

Слайд 25

Зачин.Часть первая: поход Игоревой дружины

Слайд 29

Игорь продолжил поход, несмотря на затмение. Как вы думаете ,почему ? Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?

Слайд 32

«Никнет трава от жалости , а дерево от печали к земле приклонилось…» «И Игорева храброго войска не воскресить!»

Слайд 33

Часть вторая.Сон и «золотое слово» Святослава.Значение обращений автора к русским князьям. Как вы понимаете слова Святослава: «Но не по чести одолели ,не по чести кровь поганых пролили…»

Слайд 35

Автор показывает первопричину горького положения Руси : раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся плеши стали проникать половцы.Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли,которая угрожает самому её существованию .Призыв к единению – идейный центр «Слова о полку Игореве»

Слайд 36

Часть третья.Плач Ярославны. «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить ,ни думою сдумать.Ни очами не увидать ,а золота и серебра в руках не подержать! «Тогда на русской земле редко пахари покрикивали ,но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили ,собираясь на поживу»

Слайд 39

К.Васильев «Плач Ярославны»

Слайд 40

К каким силам в своем плаче обращается Ярославна? Почему это плач-заклинание?

Слайд 41

Какие жанры мы встречаем в «Слове..»? Зачин – образец дружинной поэзии Первая часть – воинская повесть Вторая часть жанр «слова» (торжественное красноречие) Третья часть – плач Концовка – «слава» 1часть – эпос(повествование) 2часть – публицистика(выступление оратора) 3часть – лирическая(плач)и эпическая

Слайд 42

Как вы думаете ,что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое ?

Слайд 43

Русская земля ,в описании которой объединились лирика и публицистика – основной художественный образ «Слова…» Д.С. Лихачев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серебряного века силуэт...

Слайд 2

Гипотеза Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.

Слайд 3

Цели: Определить временные границы Серебряного века Рассмотреть основное содержание эпохи, именуемое Серебряным веком Ответить на вопрос, почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место

Слайд 4

Хроника ключевых событий эпохи 1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте. 1894 – начало царствования Николая 2. 1902 – массовое создание политических партий. 1903 – второй съезд РСДРП 1904 – 1905 – русско-японская война. 1905 – 1907 – первая русская революция. 1906 – создание 1 Государственной Думы; – аграрная реформа Столыпина. 1914 – начало Первой мировой войны. 1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция….

Слайд 5

Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Слайд 6

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников. Всмотримся в полотна живописцев этой эпохи...

Слайд 7

Михаил Врубель Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. «И зло наскучило ему». Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон» 1902

Слайд 8

Борисов-Мусатов пришёл в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями и нашёл в искусстве неповторимый самобытный путь.

Слайд 9

Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира».

Слайд 10

Рассмотрев содержание эпохи, именуемое Серебряным веком , мы делаем вывод: Что важнейшим свойством этой эпохи является — лирическое преображение всех видов искусства.

Слайд 11

Вслушаемся в голоса поэтов начала века и ответим на вопрос, почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место

Слайд 12

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам, Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам. Все, что на волю высшую согласно, Своею волей чуждую творит, И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит.

Слайд 13

Дмитрий Сергеевич Мережковский ( 1865г - 1941г) Поэт Сладок мне венец забвенья темный, Посреди ликующих глупцов Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков. Но душа не хочет примиренья И не знает, что такое страх; К людям в ней — великое презренье, И любовь, любовь в моих очах: Я люблю безумную свободу! Выше храмов, тюрем и дворцов Мчится дух мой к дальнему восходу, В царство ветра, солнца и орлов!

Слайд 14

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867г. - 1942г.) русский поэт, прозаик, критик, переводчик. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.

Слайд 15

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863 — 1927). Я — бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

Слайд 16

Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия …… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Так как стих был ярко индивидуален. Поэзия занимает в культуре ведущее место

Слайд 17

все эти творцы — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему... ВЫВОДЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...