Рабочая программа 5-9 класс
рабочая программа (5, 9 класс)

Донкан Виктория Леонтьевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_kl_17_-_18_ug.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа "Родной (нанайский) язык и литература для 5-9 классов составлена на основе "Примерной программы по предметной образовательной области "Родной (нанайский) язык и родная литература" для 5-9 классов О.А. Попова :  Якутск, 2016 г.

 Рабочая программа составлена в соответствии следующим документам:

  • Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Федеральному перечню учебников, рекомендованному Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
  • учебному плану МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян;
  • гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию).

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству родной культуры и литературы, основным каналом социализации личности. Язык, как форма культуры, необходимое средство человеческого мышления, познания и общения должен усваиваться с народной культурой.

Цель обучения:

формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций учащихся для обеспечения общения на родном языке в социально - бытовой и культурной сфере.

Задачи:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе  как хранителю культуры;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения родным языком в соответствии с литературными нормами.
  • получение знаний о родном языке как системе, его уровнях и единицах, закономерностях его функционирования.

Общая характеристика предметной области "Родной язык и родная литература"

Содержательные линии (разделы языка, лексические темы, виды речевой деятельности)  формируют коммуникативные, языковые, лингвистические, культуроведческие  компетенции.

Коммуникативная компетенция  предполагает овладение всеми видами речевой деятельности.

Языковая и лингвистическая компетенция предполагает овладение знаниями о языке, его устройстве, освоение норм родного литературного языка, владение необходимым словарным запасом, умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание взаимосвязи языка и истории народа.

Место предметной области "Родной язык и родная литература" в учебном плане.

На изучение родного языка и литературы в 5-9 классах отводится по 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Формы организации учебных занятий

Родной язык:

урок - консультация, урок - практическая работа, урок - зачет, урок - игра, урок - конкурс, урок - путешествие, интегрированные уроки.

Виды контрольных работ:

объяснительный, предупредительный, словарный диктанты, письмо по памяти, контрольная работа, контрольный диктант.

Литература:

чтение и восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

осмысление текста, пересказ, определение жанра;

сочинение, инсценировка произведений;

анализ текста, выявление языковых средств художественной образности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание этнической принадлежности к своему народу;
  • понимание роли родного языка и литературы в развитии творческих способностей и моральных качеств личности;
  • уважительного отношения к родному языку и литературе, чувство гордости за них;
  • накопление словарного запаса для общения на родном языке;
  • чувство личной ответственности за свои поступки  на основе этикета родного народа.

Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
  • умение строить устные и письменные высказывания, участвовать в беседе;
  • умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации.

Предметные результаты

В области "Родной язык"

Выпускник научится:

  • понимать роль родного языка в в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
  • использовать коммуникативно - эстетические возможности родного языка в процессе жизнедеятельности;
  • уместно употреблять языковые единицы в речевой практике;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • пользоваться различными видами лингвистических словарей;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • читать и понимать общее содержание текстов;
  • создавать тексты различные по жанру и стилю;
  • переводить фрагменты текстов с нанайского на русский и с русского на нанайский язык.

В области "Родная литература"

  • понимать связи литературных произведений со временем их написания, их нравственные ценности;
  • определять жанры литературного произведения, давать характеристику героев, сравнивать произведения нанайской и русской литературы;
  • формулировать собственное отношение к произведениям родной литературы;
  • отвечать на вопросы по прослушанному произведению, вести диалог на родном языке;
  • писать изложения и сочинения на темы литературных произведений;
  • развивать эстетический вкус на основе освоения художественных текстов родной литературы

Содержание предметной образовательной области  "Родной язык и родная литература"

Родной (нанайский) язык

Система языка

Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Классификация звуков по способу и месту образования.  Слоги. Ударение в слове и его отличие от ударения в русском языке.

Графика. Орфография.

Обозначение звукового значения букв на письме. Алфавит. Звуковой состав букв Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных. Обозначение фонемы [ǯʼ ] на письме. Чередование согласных на письме. Закон сингармонизма. Редукция (ослабление) в конце слова. Правила переноса слов и их отличия от русского языка. Транскрипция увулярных звуков.

Морфемика.

Основа слова и окончание. Корень слова . Суффикс.  Однокоренные слова. Значение суффикса в словоизменении.  Отличие словопроизводства  и словоизменения в нанайском и русском языках.

Лексика. Орфография.

Слово и его лексическое значение.  Прямое и косвенное значение слова. Многозначные слова. Омонимы, омографы. Синонимы, антонимы. Архаизмы, неологизмы. Заимствованные из русского языка слова.  Фразеологизмы.

Грамматика

Морфология.

Морфология как раздел грамматики. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

Понятие о существительном как части речи. Вопросы имён существительных, их отличие от русского языка. Число имен существительных. Формообразующие суффиксы.  Отсутствие категории рода. Склонение имен существительных. Падежи и падежные вопросы. Лично - притяжательное склонение. Возвратные суффиксы. Словообразующие суффиксы и их лексическое значение. Формоизменение заимствованных из русского языка слов.

Глагол

Понятие о глаголе как части речи. Типы глагольных основ. Наклонения глагола. Время глагола. Спряжение глагола. Образование глагола отрицательной формы.

Имя прилагательное

Понятие об имени прилагательном как части речи. Синтаксическая связь с именем существительным. Разряды прилагательных. Грамматические признаки имен прилагательных. Способы образования имен прилагательных.   Изменения имен прилагательных. Неизменяемость относительных прилагательных. Употребление имен прилагательных в значении имен существительных. Правописание заимствованных из русского языка прилагательных.  

Имя числительное

Понятие о числительном как части речи.  Роль числительного в предложении. Разряды имен числительных. Числительные простые, сложные, составные. Образование числительных. Склонение числительных.

Имя отрицания

Имя отрицания АБА и АНА. Их различия. Синтаксическая роль в предложении. Изменение имени отрицания.

Наречие

Понятие о наречии . Роль наречия в предложении. Разряды наречий. Образование наречий.

Образные слова

Понятие об образных словах. Синтаксическая роль в предложении. Разряды образных слов. Образование и правописание образных слов.

Местоимение

Понятие о местоимении. Синтаксическая роль в предложении. Разряды образных слов. Личные и возвратные местоимения. Склонение местоимений.

Причастие

Понятие о причастиях. Синтаксическая роль в предложении. Именные признаки : число, падеж, притяжание. Глагольные признаки: категория времени, спряжение, управление падежными формами. Активные причастия. Пассивные причастия. Притяжательные причастия. Причастный оборот.

Деепричастие

Понятие о деепричастии. Синтаксическая роль в предложении. Разряды деепричастий. Образование и правописание деепричастий. Деепричастный оборот. Отличие деепричастия в нанайском и русском языкакх.

Служебные части речи

Послелог

Понятие о послелоге. Их значение. Место послелога по отношению к главному слову. Отличие от знаменательной части речи.

Союз

Понятие о союзе. Синтаксическая роль в предложении. Простые и составные союзы.  Сочинительные союзы. Подчинительные союзы.

Частица

Понятие о частицах. Частицы - слова и их значение. Частицы - суффиксы. Правописание частиц.

Междометие

Понятие о междометии. Значение в речи междометий. Правописание междометий. Отличие междометий.

Синтаксис

Словосочетание. Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Простое предложение. Полное и неполное предложение. Предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами. Сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.  Замена прямой речи косвенной.

Развитие устной и письменной речи на основе этнокультурного материала.

Осуществление речевой деятельности по всем её элементам по следующим темам:

"Наше село".

"Наша школа".

"Человек" : внешность, части тела, органы, портрет, характер )

"Мой дом": Посуда и утварь, пища, приготовление блюда, одежда, .

"Средства передвижения": лодка, оморочка, нарты, упряжка.

"Природа": неживая природа, ланшафт, растения, пространственные понятия, живая природа, животные, птицы, насекомые, рыбы. Природа и человек.

"Народные промыслы": охота, рыболовство, собирательство, орудия охоты и рыболовства, изготовление традиционной посуды.

"Народная педагогика" : игра как школа жизни и труда.

"Образование": сельская школа, ученик и учитель, обучение и воспитание.

Родная литература

Нанайский фольклор

Нанайские сказки, легенды, мифы. Миф и сказка. Виды сказок. Фольклорная и литературная сказка. Песенный характер сказок. Волшебные сказки. Тотемические  животные нанайских сказок.

  Героический эпос. Образы Мэргэна и Пудин в  нанайских сказках. Противоборство добра и зла.

   Литературные фольклорные произведения .

 А.Д. Самар "Лиса и медведь",  "Два старика".  

В.И. Гейкер "Гэюнэ", "Кукушка с белым кольцом на шее"

Традиционные нанайские песни: песни - восхваления, песни - воспоминания, колыбельные, игровые, детские песни.

Нанайская литература

Становление нанайской литературы.

А.Д. Самар - зачинатель нанайской литературы.

"Днем", "Ночь", "Мой край", "Иворон - озеро", "Весенний Амур", "Комсомольск", "До свидания, хорошо живите"

В. И. Гейкер "Акашины берега".  Народная педагогика в повести.

А.А. Пассар. "Земля", "Родному Амуру", "Моя оморочка". Тема любви к родине.

А.П. Ходжер. Фольклорные мотивы поэзии . Единство человека и природы.  Народные промыслы и декоративно - прикладное искусство. Сохранение языка и культуры в поэзии А. П. Ходжер.

"Кукла" , "Мой мячик", "Скрипочка", "Учусь я у древа природы",  "Лучи моего сердца"

Г.А. Бельды . Юмористические произведения.  Отношение человека к природе. Лирические стихотворения.

"Таймень", "Весёлый день", "Чайка", "Сила жизни"

Н.Н. Бельды "Чернобурая лиса", "На саночках", "Родина"

А.Г. Ходжер "Максим Пассар", "Рыба" , "Задумчивая песня".

П. К. Киле - поэт, композитор, этнограф. Тема любви к родной земле. Описание трудового процесса. "Мать - Земля", "Отец - Амур", "Моя обувь из рыбьей кожи".

Г.Г. Ходжер . Трилогия "Амур широкий". Изображение быта и народного уклада жизни..

"Пустое ружьё" - тема судьбы.

""Жизнь одна", "Чокчо" - мировоззрение старшего и младшего поколения.

К.М. Бельды Тема труда, трудовых процессов "Вэксун", "Сарпол", "Острога"

К.С. Гейкер- первый нанайский прозаик.

"Как Баё кабана убил"

В.С. Заксор "По двум следам"

В.Е. Самар "Записки из жизни Самар Кистэ"

П.А. Киле"Воспоминания о Москве"

Содержание учебного предмета по классам

Название раздела

5 класс

Количество часов

1

Повторение.

3

2

Нанайский литературный язык и его нормы

1

3

Фонетика

5

4

Графика и орфография

5

5

Морфемика

5

6

Лексика и орфография

8

7

Родная литература

30

8

Повторение

3

9

Контрольные работы

8

Итого                                                                                              68

6 класс

1

Повторение

3

2

Введение. Морфология.

1

3

Имя существительное.

8

4

Глагол

13

5

Родная литература

31

6

Повторение

4

7

Контрольные работы

8

Итого                                                                                               68ч

7 класс

1

Повторение

3

2

Глагол

12

3

Имя прилагательное

10

4

Имя числительное

5

5

Родная литература

30

6

Контрольные работы

8

Итого                                                                                                68ч

8 класс

1

Повторение

3

2

Имя отрицания АБА, АНА

2

3

Наречие.

3

4

Образные слова

3

5

Местоимения

4

6

Служебные части речи. Послелоги .

3

7

Частицы

5

8

Союзы

5

9

Междометия

2

10

Контрольные работы

8

11

Родная литература

30

Итого                                                                                                68 ч.

9 класс

1

Повторение

4

2

Причастие

8

3

Деепричастие

8

4

Синтаксис

7

5

Повторение

3

6

Контрольные работы

8

7

Родная литература

30

Итого

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...