Современные образовательные технологии, тема самообразования 2017 год.
статья

Краев Михаил Николаевич

Описание образовательных технологий используемых на уроках русского языка и литературы, с примерами из практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_1.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:


Протокол №______

____________.

«31» августа  2018 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

  __________Ахмадиева З.Р..

«31» августа  2018 г.

Методическая тема самообразования

Краев Михаил Николаевич

Современные педагогические технологии

на уроках русского языка,  литературы и географии.

Содержание

Введение

1. Личностно – ориентированное развивающее обучение

1.1 Технология уровневой дифференциации

1.2 Проблемное обучение

2. Образовательные технологии деятельностного типа

2.1 Проектное обучение

2.2 Здоровьесберегающие технологии

2.3 ИКТ-технологии

2.4 Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно — деятельностный подход

Заключение

Литература 


Введение

   Что потребуется в реальной жизни молодому человеку, закончившему школу?

    Прежде всего. умение принимать самостоятельные решения, совершать поступки, умение самостоятельно учиться. Поэтому главная задача учителя научить ученика учить себя, на мой взгляд это основная образовательная задача школы. Об этом говорили и писали многие.

   На разных этапах обучения методы и задачи разные. В начальной школе задача на уроках чтения не только научить осознанно читать, но и влюбить ученика в чтение, не только научить писать, но сделать так, чтобы ребенок понимал, зачем необходимо то или иное упражнение. Предмет Окружающий мир должен приносить ребенку радость открытия, должен быть связан с практическими навыками общения с природой и обществом.

    В основном звене начинается работа по становлению умения анализа текста на уроках русского языка и литературы, формированию речевых компетенций, умения осознанно излагать материал в письменной форме в различных стилях и типах речи

   Каким образом все это осуществить?

   Существуют определенные технологии обучения.

   Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной учебной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых (или забытых) форм и методов обучения, обновление содержания образования.

1. Технологии личностно – ориентированного развивающего обучения

Одним из основных средств повышения качества образования является освоение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения.  Актуальность этой технологии вижу в необходимости кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в самом образовательном процессе, понимаемого как своеобразное сочетание обучения и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного ученика, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности).

 Отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода.

Реализуя в педагогической деятельности рефлексивно — адаптационную и деятельностно—творческую функции образования, совершенно по-иному организую процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции .

Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески».

Обе эти функции объединяются в самосознании ребенка, я называю эти умения «самость».

Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где выступаю не источником учебной информации, а являюсь организатором и координатором  творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика.  Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми новых знаний , умений и навыков, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

 выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

 дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Критериями эффективности личностно-ориентированного урока считаю следующие:

1) Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

Альтернативным началом урока может служить «проблемный» метод, когда доска чистая…  И начинается постепенное погружение. Когда ученики сами «назначают» тему и план на основе изученного материала и домашнего задания.  

2) Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.

3) Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.

4) Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

5) Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

6) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

В своей работе я использую такие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как 

-технологии уровневой дифференциации;

- проблемное обучение

1.1 Технология уровневой дифференциации

Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;

-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Применять такой метод эффективно в малокомплектной сельской школе , где количество обучающихся позволяет без труда решать организационные вопросы

Приведу примеры.

При изучении СПП для оценивания обучающихся можно применять карты самоконтроля

Индивидуальная карта самоконтроля

№ 16

Критерии

1.Знание теоретического материала по теме.

2.Умение определять вид придаточного предложения в СПП.

3.Умение строить схемы СПП.

4.Умение составлять схемы СПП.

5.Умение использовать СПП в устной и письменной речи.

Итоговая оценка.

    При изучении темы Интонация в БСП (параграф № 32) в учебнике Л.А Тростенцовой дается объемный материал, который в дальнейшем поможет разграничить постановку знаков препинания в БСП.

    Данный материал изучаем по частям, соотнося каждый вид интонационного прочтения с соответствующим правилом постановки знаков препинания:

1) интонация перечисления – (параграф № 33) Запятая и точка с запятой в БСП.

2) интонация со значением причины , пояснения, дополнения- (параграф 34) Двоеточие в БСП.

3) интонация со значением сопоставления, противопоставления-(параграф №35) Тире в БСП.

    Почему именно так? Происходит дифференциация материала по объему.

   Давно известно, что меньший объем усваивается при одинаковом повторении эффективнее.

   Меня всегда угнетают перегруженные учебным материалом уроки и вспоминается русская народная сказка «Как старик домовничал». Считаю ошибкой перегружать уроки большим количеством видов деятельности или большим объемом учебного материала.

     В старших классах при изучении любой темы достаточно провести комплексный анализ одного текста, где встречаются примеры на данное правило.

На уроках литературы рекомендую самую простую схему оценивания.

Индивидуальная карта самоконтроля

№ 3

Критерии

1.Прочитал произведение.

2.Умею пересказать, высказать эмоциональное впечатление о произведении.

3.Умею выявлять тему, идею прочитанного.

4.Понимаю значение ключевых эпизодов, умею делать выводы.

5.Умею выстраивать высказывания по поводу прочитанного на основе текста, теории литературы , критических работ. Основываясь на знание творчества данного писателя, умею определить место данного произведения в  становлении и развитии таланта художника слова.

 Итоговая оценка.

      Если ученик прочитал произведение, он обеспечил себе удовлетворительную отметку.

  Проверку первого критерия осуществляет учитель путем проведения  «вопросного опроса». Задается «домашнему чтению» несколько простых вопросов на знание содержания. Вопросы должны быть конкретными. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

- составление текстов диктантов;

- составление карточек-заданий по изученному материалу;

 - составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

 - сочинение лингвистических сказок-миниатюр;

- работа с дополнительной литературой;

- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;

 - выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

 -работа «учителем» (проведение фрагментов урока)

На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами, даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

Алгоритм систематизирует, обобщает правила.

Например: при изучении правописания частицы не с разными частями речи:

Алгоритм

  1. Определяем часть речи.
  2. Если глагол, деепричастие- пиши отдельно (кроме случаев исключений каких?)
  3. Если существительное, прилагательное, наречие- ищи противопоставление с союзом а, ищи слова совсем не,  вовсе не и т.д. Нашел –пиши раздельно. Не нашел- слитно
  4.  Если причастие- учи правило!

Это прекрасно, если ученики умеют отличать одну часть речи от другой и имеют желание учиться. Если нет- …

Алгоритм незавершен.  

Мною составлен комплекс алгоритмов, который  в качестве особого типа наглядности дополняет систему правил орфографии, имеющихся в учебнике.

Алгоритмы могут быть использованы учениками при выполнений заданий разного типа: определить правильность выбора буквы, объяснить различая в написании и т.п.

Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяю на несколько этапов:

- создание схем — алгоритмов на базе знакомых правил;

- трансформирование новых изучаемых правил в схемы — алгоритмы;

- создание первых простейших обобщающих алгоритмов;

 -создание обобщающих алгоритмов.

 - дополнение схем материалом из курса предыдущих классов

Практика показала, что, как правило, познакомившись с готовыми алгоритмами, сильные ученики сами успешно занимаются их составлением.

Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм.

1.2 Проблемное обучение

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На доске написаны слова длинный, кожаный, серебряный, гусиный,

Необходимо сформулировать тему урока, придумать правило, составить алгоритм данного правила подобрать дополнительные примеры задать вопрос на который не мотете пока ответить работаем в парах, (можно в группах) урок начинается.

Таких правил, где подобным образом можно построить урок много.

Продолжением урока м.б. даже в 6 классе разговор о причастиях с удвоенной нн, составление словосочетаний с данными словами, предложений, текста… или наоборот анализ готового текста на данное правило.

 

На таком уроке реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности,  которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверен, что именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

 Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.

 Уроки литературы интересно проходят, если проблема интересна ученикам Специфика предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором, и задача учителя – уловить те «сигналы».

  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Научиться самому анализировать текст, научить учеников- это главнейшая задача уроков русского языка и литературы.

Сформулирую основные требования к уровню подготовки учащихся.

•   умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

•   умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;

•  умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);

•   совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

•   создавать свой текст (в устной или письменной форме).

 Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся.

1.В чем актуальность лирики Маяковского?

2.Как в комедии А.С.Грибоедова  «Горе от ума» раскрывается семейная тема.

3. Как мечты героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»помогают понять особенности их натуры?

4. «После бала» — это рассказ о жестокости или о любви?»

5. К чему стремится и от чего бежит Мцыри?

6. Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова (по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника») ?

7. Фольклорные традиции в лирике С.А.Есенина.

8.Как в комедии «Недоросль» раскрывается тема воспитания.

9. Тема любви в поэме А.С.Пушкина «Цыгане».

 К стати говоря, изучая творчество А.С.Пушкина в 9 классе, я стараюсь как можно шире познакомить подростков с отношением к теме семьи, любви различных писателей. Параллельно для  внеклассного чтения предлагаю перечитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских», прочитать «Старосветские помещики» Н.В.Гоголя, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна, «Невский проспект» Н.В.Гоголя, «Легкое дыхание» И.А.Бунина, выдержки из статей В.Г.Белинского. некоторые читают роман «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. Вот такой набор. Затем обсуждение. Выводы.

Считаю, что это следующий вид образовательных технологий  деятельностного типа – модульное обучение или метод погружения в проблему      

Результат такой работы — повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

2. Образовательные технологии деятельностного типа

Федеральный государственный образовательный стандарт  строится на системно — деятельностном  подходе, поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, что позволяет школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение — есть труд, полный активности и мысли.

В своей практической деятельности я использую элементы следующих педагогических технологий деятельностного типа:

технология проектного обучения,

модульное обучение,

педагогические мастерские,

здоровьесберегающие  технологии;

информационно- коммуникативная технология

2.1 Технология проектного обучения

Технология проектного обучения: детям на уроках литературы предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью сложного уровня, предполагающего профессионализм учителя.  Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта   этого не достаточно. Наиболее значимым   принципом метода проектов  является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися, как показал опыт работы, — это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требуетпрезентацию своего продукта.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

   Для организации проекта необходимо:

1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.);
2) определить область исследования;
3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);
4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;
5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;
б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза, обобщения, получения конкретных результатов;
7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных результатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и ее неточности;
8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;
9) организовать представление конечных результатов работы (презентация).

        Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, рекламный проспект и т.д.

Т.к., по совместительству, преподаю географию то нередко связываю два предмета географию и литературу.

Проекты, посвященные биографии и творчеству А.М.Горького, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, связанные с географическими адресами писателей.

-География путешествий по роману «Дети капитана Гранта»  

-Еда и ресторация в творчестве А.С.Пушкина.

-Спорт в жизни Л.Н.Толстого.

-«Коммерческая» деятельность П.П.Чичикова

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

2.2 Здоровье сберегающие технологии

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому уделяю особое внимание здоровье сберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока, поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.

Отбираю дидактический материал для урока по принципу «лучше меньше да лучше»

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) особенно в 5,6,7 классах где уроки русского языка очень сложны.

Стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.

2.3 ИКТ

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин.  Считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Конечно, использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

  1. изучение новых знаний и формирование новых умений;
  2. практического применения знаний, умений;
  3. обобщения и систематизации изученного;
  4. контроля и коррекции знаний, умений;
  5. комбинированные (смешанные).

На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании), как презентации, тесты.

На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные программы, разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора.

 Применение ИКТ на уроках дает следующее:

-развитие умения учиться самостоятельно;

-развитие творческого потенциала личности;

-ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам;

-удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника.

Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:

-на этапе целеполагания и выведения темы урока;

-при организации словарной работы;

-при изучении нового материала,

-при закреплении;

-на этапе контроля

     В идеальном варианте необходим так называемый Банк уроков — презентаций.

Однако, увлекаться использованием интернет ресурса не посоветую.  Пусть этот метод работы будет скорее необходимостью, чем закономерностью.  

 2.4 Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно — деятельностный подход

       Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Тема

Образ автора в лирических отступлениях романа

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Основная дидактическая  цель урока:

Формирование коммуникативной компетенции через  обучение анализу поэтического произведения как единого целого.

Задачи:

Предметные

УУД (метапредметные)

Личностные:

обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности;

познакомить учащихся стеоретико-литературным понятием лирические отступления, выявить роль лирических отступлений  в романе;

показать широту изображения русской действительности в произведении.

понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии образа автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;

владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.

Познавательные:

  совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;

сопоставлять различные философские, мировоззренческие позиции;  

работать с различными видами информации;

уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Регулятивные: 

умение выполнять задание в соответствии с поставленной

 задачей, отвечать на вопрос; сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета.

Коммуникативные: 

формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;

формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа; писать сочинение как краткий ответ на проблемный вопрос [7];

быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;

быть способным к объективному самооцениванию и взаимооцениванию учебных результатов;

работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений.

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

формировать оценочные суждения о персонажах литературного произведения.

В эстетической сфере:

формировать эстетический вкус;

развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции.

Планируемый результат:

осмысление образа автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, история, МХК

Фронтальная, в малых группах, индивидуальная,

объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Учебник: В.Г. Маранцман. Литература 9 класс. – Москва: «Просвещение», 2003. – 444 с. Рекомендовано МО РФ

Методическое пособие: не использовалось.

Презентация к уроку, литературоведческий словарь  (Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005) ,

)

1 этап. Мотивация к деятельности (15мин.)

                                                  Цельмотивировать учащихся к изучению темы

Этап

Дидактическая задача

Виды деятельности, задания

Организационный этап и вступительное слово учителя. 2 мин.

Подготовить учащихся к работе  на уроке.

Взаимные приветствия учащихся и учителя.

Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Выработка с учащимися критериев оценивания работы на уроке.

Уточнить выработанные ранее критерии взаимной оценки учащихся на уроке.

Учащиеся вспоминают критерии [1], уточняют  и дополняют их. Итог: получение таблицы критериев[2], листа взаимной оценки.

Определение учащимися темы урока. 5 мин.

Определить тему урока.

А. Задание:посмотреть фрагмент фильма В.С. Непомнящего «Евгений Онегин», сформулировать  проблемный вопрос, определить тему урока. 

Слайд 1 Титульный. Название темы урока и эпиграф

Б. Толкование литературоведческого термина «автор».

Этап проверки домашнего задания и целеполагания. 8 мин

Установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания и умения,  определить цели урока.

А. Театрализованное чтение 5 фрагментов романа подготовленными учащимися.

Ответ на вопрос:

 Каким предстал перед читателем автор?

Б. Ответ на вопрос домашнего задания:

кто автор – повествователь или рассказчик?

Ответ аргументируют.

Слайд 2 Автор-повествователь

В. Размышление над проблемным вопросом: как связаны прочитанные фрагменты с сюжетом произведения?

Уточнение темы

Г. Самостоятельное определение термина«лирические отступления». Возможна работа с Интернетом, литературоведческим словарем.

Слайд 3. О лирических отступлениях

Д. Размышление над проблемным вопросом: как связаны лирические отступления с образом автора?

Самостоятельная выработка целей урока.

Слайд 4. Цели урока

II этап. Учебно-познавательная деятельность (20 мин)

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся через самостоятельное исследование литературного материала.

Этап

Дидактическая задача

Виды деятельности, задания

Анализ формы общения автора с читателем романа.

3 мин

Определить, в какой  форме представлены автором лирические отступления.

А. Выдвижение гипотезы и ее доказательство.

Б.  Проверка д/з (найти  в романе обращения автора к читателям и ответить на вопрос: кто для автора читатель?). Анализ обращений автора к читателю.

В. Вывод:  лирические отступления  даны в форме непринужденной дружеской беседы, может быть, дневниковой записи.

Вопрос: Каким человеком представляется автор?

Самостоятельный анализ предложенных учителем лирических отступлений.

12 мин.

Выработать путь исследования предложенного поэтического текста и провести его анализ по плану, данные исследования внести в таблицу [3], сделать вывод о том, что нового можно добавить к портрету автора.

А. Выработка плана исследования (учащиеся совместно с учителем).

 2 мин.

Слайд 5.  План исследования  (появляется после его обсуждения)

Б. Самостоятельное исследование литературного материала и краткий анализ по плану. Групповая работа.5 мин.

В. Выступления учащихся с итогами проделанной работы. От группы выступает один человек, остальные после могут сделать добавления. [4]

5 мин.

Расширение и обобщение новых знаний.5 мин.

Дидактическая задача: на основе самостоятельно проведенных группой наблюдений расширить и обобщить знания учащихся об образе автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

А. Группы обобщают проделанную во внеурочное время работу по заданию: проанализировать тематику лирических отступлений по главам и сделать вывод, как они характеризуют автора.

1 группа – 1 глава

2 группа – 2-3 главы

3 группа – 4-5 главы

4 группа – 6-7 главы

5 группа – 8 главы

Слайд 6  Обобщающая схема

IV этап. Рефлексия (5 мин)

Этап

Дидактическая задача

Виды деятельности, задания

  1. Дидактическая задача: подвести  итоги  учебной деятельности учащихся, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Подведение итогов учебной деятельности через подтверждение или отвержение предложенной гипотезы Задание: В 1 главе автор говорит: «Онегин, добрый мой приятель, …»  А.С. Пушкин отразил в образе героя много личных черт, фактически, он – его копия.  Подтвердите или опровергните этот тезис. Каждой группе за 30секунд  подготовить аргумент «за» или аргумент «против».

Слайд 8 . Выводы

V этап.  Информация о домашнем задании  2 мин.

Этап

Дидактическая задача

Виды деятельности, задания

Информировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Слайд 8.Информация о домашнем задании.

Постановка проблемного вопроса для выполнения творческой письменной работы: В предисловии А.С. Пушкин о своем романе написал, что он «собранье пестрых глав», «плод ума холодных размышлений и сердца горестных замет». А прощаясь с читателем в конце,  назвал роман свободным. Что подразумевал автор под понятием «даль свободного романа»?

                                     VI этап. Взаимная оценка работы учащихся на уроке. 3 мин.

Этап

Дидактическая задача

Виды деятельности, задания

Развивать способности адекватной оценки работы на уроке участников группы.

Слайд 9 Образ автора + 2 эпиграф

Работа группы по взаимной оценке участников группы.

Приложения к уроку

  1. Критерии взаимной оценки учащихся на уроке

Критерий

Высокий уровень –

 3 балла

Средний уровень –

2 балла

Низкий уровень –

1 балл

 

0 баллов

Активность участия в уроке (1)

5 и более ответов

Предлагает и развивает свои идеи, активно взаимодействует с членами группы, выступает публично.

3-4 ответа

Предлагает свои идеи, работает в команде, выступает публично.

1-2 ответа

Предлагает свои идеи, но не выступает публично.

Не участвует в уроке.

Знание произведения и выразительность чтения поэтического текста(2)

Хорошо знает произведение, быстро ориентируется в тексте, цитирует, выразительно читает.

Произведение знает, в тексте ориентируется, грамотно читает.

Произведение знает в общих чертах, ориентируется с трудом в тексте, читает невыразительно, допускает ошибки.

Произведение не читал, содержания не знает.

Понимание текста, умение анализировать и делать выводы, глубина и полнота ответов (3)

Понимает произведение, проводит его анализ,  делает выводы, активно отвечает на вопросы.

Произведение

понимает, пытается его анализировать и делать выводы, отвечая на вопросы.

Анализ текста сводится к пересказу, поверхностным выводам.

Не пытается анализировать текст.

Умение использовать источники информации: Интернет, словари, учебник (4)

Активно и быстро использует доступные источники информации: Интернет, словари, учебник

Пользуется доступными источниками информации.

Пользуется только учебником и тетрадью.

Не использует.

Культура речи: грамотность и эмоциональность (5)

Говорит правильно, выразительно, строит развернутые монологические ответы.

Говорит в основном правильно, пытается строить монологический ответ.

Часто допускает речевые ошибки, отсутствует логика и связность ответа.

Не пытается отвечать или дает односложные ответы.

  1. Оценочный лист

Лист  взаимной оценки  работы учащихся ________ группы на уроке

Дата_________  Класс _____ 

Фамилия, имя участника

Критерии

1

Активность участия в уроке

2

Знание произведения и выразительность чтения поэтического текста

3

 Понимание текста, умение анализировать и делать выводы, глубина и полнота ответов

4

Умение использовать источники информации: Интернет, словари, учебник

5

Культура речи: грамотность и эмоциональность

                                          Всего

Максимальное количество – 15, минимальное – 0 баллов 

Оценка: высокий уровень – 5б Средний уровень – 3б Низкий уровень – 1б

Пересчет в пятибалльную систему: «2»- 0-7б.; «3»- 8-10б.; «4»- 11-13б.; «5»- 14-15б.

Примечание:

  1. Графы заполняются в конце урока после совместного обсуждения.
  2. Если за критерий «активность» выставляется 0 или низкий уровень, то по критериям 2-5 оценка «высокий уровень» или «средний уровень» не выставляется.
  3. Решение принимается большинством голосов.
  1. Образец задания для исследования поэтического текста и его оформления

Карточка исследования  группы 1

Лирическое отступление: глава, 3 строфы

Глава 1 строфа 18

Тема

Содержание, особенности

Форма

Настроение (эмоциональная окрашенность)

Особенности языка

Каким представляется автор?

Гл. 1 строфа XVIII. 

Волшебный край! там в стары годы, 
Сатиры смелый властелин, 
Блистал Фонвизин, друг свободы, 
И переимчивый Княжнин; 
Там Озеров невольны дани 
Народных слез, рукоплесканий 
С младой Семеновой делил; 
Там наш Катенин воскресил 
Корнеля гений величавый; 
Там вывел колкий Шаховской 
Своих комедий шумный рой, 
Там и Дидло венчался славой, 
Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Группа 2 - Глава 4 строфа 42   Группа 4 - 8 глава Строфа 1 – начало 2 строфы

Группа 3 - Глава 7 Строфа 37   Группа 5 - Глава 8 строфа 11

  1. Образец прогнозируемого результата исследовательской деятельности учащихся на примере группы 1

Тема

Воспоминание о театре периода петербургской жизни А.С.Пушкина (1817-1820 г.г. до ссылки)

Содержание, особенности

В строфе рассказывается о театре этого времени: спектакли каких драматургов шли на сцене, какие артисты были знаменитыми тогда, чему и кому строгая публика отдавала предпочтение.

Форма

Воспоминание, дневниковая запись

Настроение (эмоциональная окрашенность)

«Волшебный край!» Восторженное отношение к театральному искусству. Увлеченность автора театром: «…там под сению кулис// Младые дни мои неслись».

Особенности языка

Названо много имен. Имена неизбежно вызывали у читателя ассоциации с острыми спорами, которые велись между театральными «партиями».

Д.И. Фонвизин - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Ф. – постоянный спутник  Пушкина на всем протяжении его творчества.

Яков Борисович Княжнин – драматический писатель 18 в., автор трагедий. Эпитет «переимчивый» связан с упреками в заимствовании сюжетов из репертуара французского театра.

Владислав Александрович Озеров – драматург, автор пользовавшихся перед войной 1812 г. шумным успехом трагедий.

Семенова Екатерина Семеновна – трагическая актриса, Пушкин исключительно высоко ценил ее талант.

Катенин Павел Александрович – активный участник движения декабристов, руководитель Военного общества.

Пьер Корнель – один из основоположников французского классицизма, Катенин выдвигал идею высокого трагического театра.

Шаховской Александр Александрович – драматург, режиссер, театральный деятель. Считал, что комедия должна быть злой, поэтому эпитет «колкий».

Карл Дидло – известный петербургский балетмейстер.

 

Каким представляется автор?

Автор - любитель театрального искусства, хорошо знающий историю русского театра, умеющий ценить прекрасное.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:

-реализацию учителем целей урока;

-использование развивающих методов, способов активизации ---познавательной деятельности обучающихся;

-осуществление оценивания и контроля.

Заключение

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться  всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Однако, следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить. 

Для подготовки использовались следующие источники:

Подготовка технологической карты

Литература:

  1. А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
  2. Учебник: В.Г. Маранцман. Литература 9 класс. – Москва: «Просвещение», 2003.
  3. Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005 и электронный словарь на сайтеwww.gramma.ru 
  4. Обобщающая таблица «Лирические отступления» http//images/yandex.ru
  5. М.Г. Ермолаева. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд. «Каро», 2008 – 160 с. Глава «О целеполагании на уроке»
  6. Фильм «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валентин Семенович  Непомнящий. Часть 1»
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов и др.- М: Просвещение, 2010. -  159 с.: ил.

Подготовка темы Образовательнае технологии на уроках русского языка и литературы

1.  Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.

3..   Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

4.  Тимонина, В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В.Ю.Тимонина, Л.А.Тростенцова // Русский язык в школе. – 2006. — №4. – С.14.

 5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

6   .Лаврентьев В. В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением. // Завуч № 1 2005. 7.Фролова Т. Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. // Русский язык в школе № 5 2003. 8. http://videouroki.net/ Дифференцированное обучение на традиционных уроках русскогоязыка.
8     .
Адылова Т. Б. Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 13-14. — URL https://moluch.ru/archive/116/31472/ (дата обращения: 03.03.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.

Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...

Методическая разработка открытого занятия с применением современных образовательных технологий Тема: « Изготовление новогоднего сувенира из бумаги»

Конспект открытого занятия по" НТМ" 1 год обучения.Дети изучают свойства бумаги в эксперементальной мастерской и затем применяют свои знания на практике, изготавливая новогоднюю открытку....

План самообразования по теме «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы (проектная деятельность)»

Цель профессионального развития: приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в рамках темы самообразования «Современные образовательные...

Тема по самообразованию: «Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом через внедрение современных образовательных технологий»

Тема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов»....

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность)»

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии  (проектная деятельность)»...