Деепричастие. Морфологические признаки.
методическая разработка (7 класс)

Салтанова Татьяна Васильевна

 Урок введения нового знания, урок закрепления.

Целевые установки на достижение результата определены следующие:

- личностные: содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову, формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

- метапредметные: умение работать с различными источниками информации, соотноситься цели и результаты своей деятельности, развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях, способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления.

- предметные: показать  связь деепричастия с глаголами и наречиями , расширить речевую компетенцию учащихся ,изучение морфологических признаков деепричастия, , умения выявлять деепричастие в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_deeprichastie.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Деепричастие. Морфологические признаки.

Тип урока: Урок введения нового знания, урок закрепления.

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову, формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

- метапредметные: умение работать с различными источниками информации, соотноситься цели и результаты своей деятельности, развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях, способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления.

- предметные: показать  связь деепричастия с глаголами и наречиями , расширить речевую компетенцию учащихся ,изучение морфологических признаков деепричастия, , умения выявлять деепричастие в речи.

Структура и ход урока:

Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. Самоопределение

к деятельности.

Мотивация к учебной деятельности

Психологически настроить учащихся на урок.

Вызвать познавательный интерес к теме.

Включение в рабочий ритм.

Предлагает учащимся  настроиться на работу, сосредоточиться. Предлагает вспомнить правила работы на уроке

Лингвистическая разминка (объяснительный диктант) :

Выровнять грядку, тренироваться на стадионе, улыбаться окружающим, прекратить сеанс, привезти на поезде, отразить атаку, рассказывать шёпотом,повлечь непредсказуемые последствия.

-Обозначить вид глагола.

 Подготовка класса к работе

Обучающиеся называют основные правила работы на уроке

- выслушиваем каждого, мнение каждого ценно и т.д.

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Записывают словосочетания, определяют вид, объясняют орфограммы.

Личностные:

- самоопределение;

регулятивные:

- планирование собственной деятельности;

коммуникативные:

- планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка учебной

задачи.

Целеполагание

Организовать самостоятельное планирование деятельности учащимися Обеспечить возможность средствами подводящего диалога формулирования проблемы и темы урока.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Выход на основную задачу – чему посвящен урок?

-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

 Сформулируйте, какая будет тема нашего урока?  Оформление записи в тетрадь.

Какие цели ставите себе на урок?

Ставят цели, формулируют основную тему урока

Самоопределяются с отношением к проблемной ситуации

Формулируют предполагаемую тему занятия;

составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.

Постановка учебной задачи на этот урок. Формулируют цели урока. Актуализируют изученный ранее материал

коммуникативные:

- высказывать свое мнение и слушать одноклассников

регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

личностные:

- проявлять интерес к содержанию урока.

3. Актуализация знаний

Задания на актуализацию опорных знаний

Вызвать познавательный интерес к теме.

Предлагает задания на актуализацию опорных знаний

Организует учащихся (опрос по изученному)

Итак, мы закончили тему «Причастие», сегодня говорим о деепричастии. Часть «дее-»означает близость этой части речи к действию,т.е. к глаголу. Давайте подберем слово , в которое тоже входит «дее-» : дееспособный, т.е. способный к действию. Деепричастие обозначает добавочное действие.

Сравним два предложения  и запишем их на доске ив тетрадях.

Как же нам собрать все знания воедино?

Рассматриваем другое предложение :

Делаем вывод.

 

Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Отвечают на вопросы.

Воспроизводят в устной и письменной форме известные сведения.

Построение развернутого ответа на поставленные вопросы.

Желтые листья  медленно падали и укрывали собой землю.

Желтые листья медленно падали, укрывая собой землю.

-Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Называют глагольные признаки деепричастия.

Наблюдают, что деепричастие связано в предложении с др.словами (укрывая  что? – землю; укрывая чем? –собою)

  Монета упала , звеня и подпрыгивая.  

Определяем добавочное действие.Ставим вопросы к деепричастиям (как?)  -- Для какого члена предложения характерен такой вопрос? –Какая часть речи отвечает на такой вопрос?

предметные:

- вспоминают определение деепричастия, его морфологические признаки

познавательные:

- умение структурировать знания

коммуникативные:

- высказывать свое мнение и слушать одноклассников

регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

4. Фиксация затруднений в

деятельности.

Организовать самостоятельное обобщение материала Осознание  учащимися неполноты  имеющихся знаний

Обращаю внимание детей на теоретический материал. (с.73-74)

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Устанавливает осознанность

восприятия. Обобщение.

Выявляет пробелы

Определяют неясные моменты, задают вопросы

познавательные:

- умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации,

регулятивные:

- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

6.  Постановка учебной задачи.

Практическая работа.

Беседа, создание ситуации осознания необходимости применения теоретических знаний на практике

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Предлагает выполнить упражнение

Самоопределяются с отношением к проблемной ситуации

Выполняют упражнение, определяют грамматическую основу, определяют признаки деепричастия.

предметные:

- вспоминают определение деепричастия, его признаков

познавательные:

- умение структурировать знания

7. Физкультминутка

Переключение видов деятельности, гимнастика для глаз

Предлагает упражнения

Выполняют упражнения

8. Этап закрепления

Организует работу учащихся

Прием «кластер», «автобиография», «письмо с дырками»,

«ПОПС»

Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Обдумывают информацию, выполняют предложенные учителем задания

Упр .159 ;  комментированное письмо. Обращаем внимание на запятые, уже поставленные в тексте.

 Упр.161 : работают над исправлением речевых ошибок.

познавательные:

- умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации,

регулятивные:

- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение работать с схемами;

коммуникативные:

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в парах

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Организует рефлексию

+ - ? !

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их

соответствия

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

8. Домашнее задание

Закрепление учебного материала

Объясняет выполнение домашнего задания

- упр. 165 (закончить по образцу)

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные:

Самоопределение, умение делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Конспект урока с презентацией по теме "Морфологические признаки деепричастия"

Конспект урока с презентацией может быть использован педагогами, работающими в 6 классе по программе С.И. Львовой. В данной разработке используются формы и методы работы с учащимися, рекомендованные п...

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...

Конспект урока по теме "Повторение по теме "Деепричастие". Морфологический разбор деепричастия"

Конспект урока разработан для учащихся 7 класса. Данный материал поможет учащимся повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Деепричастие" и подготовиться к контрольному диктанту...