Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_deeprichastie_7_klass.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема урока: Деепричастие как часть речи.
Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников.
№ | Ход урока | Слайд | |||||
1 | Организационный момент. Добрый день, ребята! | СЛАЙД № 2 | |||||
2 | 1.Подведение к теме и определению целей урока 1.Берёзы осыпались и роняли на землю листья. Берёзы осыпались, уронив на землю листья. 2. Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее. Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.
| 3 | |||||
Берёзы осыпались,(что сделав? как?) уронив на землю листья. Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.(что делая?)
| 4 | ||||||
3 | Объявление темы и цели урока. Слово учителя ТЕМА: «Деепричастие как часть речи» Несомненное их преимущество заключено в из краткости и динамичности Д.И.Розенталь Цель: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки; расширить речевую компетентность. | 5 | |||||
4 | Запись в «Маршрутный лист» темы, признаков деепричастия | 5 | |||||
4 |
| 6 | |||||
5 | К истокам слова | 7 | |||||
Познакомьтесь со сведениями о толковании слова «деепричастие» -Что обозначают эти слова?(ответы учеников).Обратимся к словарям.
| 7 | ||||||
Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. | |||||||
6 | Индивидуальное задание Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта самостоятельная часть речи обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. | 8 | |||||
7 | Наблюдаем и сопоставляем | 9 | |||||
1.Признак предмета по действию 2. Вопросы: Какой? Что делающий? и др. Играющий (-ая, -ее, -ие) 3.Признаки глагола: вид, время, возвратность. 4. Признаки прилагательного : род, число, падеж 5. Синтаксическая роль: определение (полная форма), сказуемое (краткая форма) |
1.Добавочное действие глагола 2. Вопросы: Что делая? Что сделав? Играя, поиграв 3.Признаки глагола: вид, возвратность. 4. Признаки наречия: неизменяемость. 5. Синтаксическая роль: обстоятельство (не употребляется без сказуемого) | 9 | |||||
8 | Работа с учебником
| 10 | |||||
Сравните свой вывод с правилом
Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь. Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись. | 11 | ||||||
9 | Развиваем конструкторско-творческие способности Посмотрите на рисунок. Составьте три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используйте для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное? | 12 | |||||
10 | Конструирование предложений по рисункам учащихся на доске | 13 | |||||
11 | Здоровьесберегающая пауза А сейчас мы немного отдохнём. Я буду читать вам стихотворение, а вы делайте всё, о чём там говорится
-Как вы думаете, почему у нас сегодня такая физкультминутка? (В стихотворении встречаются деепричастия) | 14 | |||||
12 | Выполнение тренировочных упражнений | 15 | |||||
Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке. | 15 | ||||||
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясняя орфограммы и пунктограммы А (из) города уже выступало (не)приятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны окруж(ённ/ён)ые (не)сметными слугами. И стали наступать они быстро на каза…кие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, св…ркая очами и блеща медными доспехами. Дымом зат…нуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух. | 16 | ||||||
Взаимопроверка в парах А из города уже выступало неприятельское войско, гремя(дееприч.) в литавры и трубы. Подбоченясь(дееприч.), выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они быстро на казацкие таборы, грозя(дееприч.), нацеливаясь(дееприч.) пищалями, сверкая (дееприч.)очами и блеща (дееприч.) медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя (дееприч.) дух. | 17 | ||||||
13 | Обратите внимание, ребята, что деепричастия нередко встречаются и в стихотворениях | ||||||
Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” Люблю грозу в начале мая, | Н.А. Некрасов “Однажды…” …И, шествуя важно, в спокойствии чинном, И.А.Бунин “***” В саду листки берез, без шороха срываясь, | А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, | 18 19 20 | ||||
14 | Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна) Читает Скурлатова Селена+ Картина И. Айвазовского «Ниагарский водопад» | 21 | |||||
Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре. Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека? | 22 | ||||||
15 | Творческая работа Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия. При необходимости используй свои примеры. Материал для справок: Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы | 23 24 | |||||
Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи. На противоположной стороне улицы я увидел Колю. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу. Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы | 25 | ||||||
16 | Итоги урока. Рефлексия Мы познакомились с новой для нас частью речи. Это деепричастие. Оно обладает особенными свойствами. Вспомним их и дополним предложения .
Сдаем маршрутные листы для проверки творческой работы и выставления оценок | 26 | |||||
17 | Домашнее задание 1) с. 76 – 77 §28 – выучить правило. 2) Упражнение 181. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные деепричастиями. Обратите внимание на пунктуацию в предложениях. | 27 | |||||
18 |
А я говорю вам, дорогие ребята, за урок -спасибо! | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия
Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...
конспект урока Деепричастие как часть речи.
Учащиеся получат представление о деепричастие как части речи, о деепричатном обороте, научатся образовывать деепричастия от глаголов и находить их в тексте....
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи (повторение и обобщение)"
Применялось в ходе открытого урока, посвященному повторению и обобщению темы "Деепричастие"....
Открытый урок "Деепричастие как часть речи"
ТЕМА: Деепричастие как часть речи (повторение изученного по теме)ЦЕЛИ:Образовательная: 1) систематизировать...
Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.
Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями, развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников....
Материал к уроку в 7 кл. на тему: "Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия"
План морфологического разбора деепричастия...
Конспект урока "Деепричастие, как часть речи"
Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.&mdash...