Открытый урок "Деепричастие как часть речи"
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Сафонова Татьяна Степановна

ТЕМА:              Деепричастие как часть речи (повторение изученного по теме)

ЦЕЛИ:

Образовательная: 

1) систематизировать  и обобщить знания учащихся о деепричастии и д.о..

2) проверить степень овладения орфографическими и пунктуационными правилам  по  данной теме.

Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.

Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся, интерес к слову.

    ТИП УРОКА: урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_deeprichastie_kak_chast_rechi.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:              Деепричастие как часть речи 

(повторение изученного по теме)

ЦЕЛИ:

Образовательная:  

1) систематизировать  и обобщить знания учащихся о деепричастии и д.о..

2) проверить степень овладения орфографическими и пунктуационными правилам  по          данной теме.

Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.

Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся, интерес к слову.

ТИП УРОКА: урок-исследование.

Ход урока.

Друзья мои, сегодня нам предстоит систематизировать знания по теме, вспомнить и предыдущую тему, а также проверит, насколько хорошо мы владеем орфографическими и пунктуационными правилами по теме, и еще вы должны показать свои творческие  способности, умение анализировать, сравнивать, работать в группе, работать быстро и качественно.

Вам предстоит выступить в роли исследователей, а о предмете исследования, а значит и о теме нашего урока, вы догадаетесь, если найдете «третье лишнее» в каждой группе слов (на доске):

  1. Улыбаясь, весело, изучив.
  2. Мечтая, игравший, прочитав.
  3. Почуяв опасность, охраняя природу, написавший грамотно.

-Так о чем мы будем говорить, что исследовать?

-А если среди «третьих лишних» мы найдем еще «третье лишнее», то о чем же мы еще должны вспомнить?

Итак, предмет нашего исследования- деепричастие во всех его проявлениях

Перед вами зачетные листы, в которых каждый из вас по ходу урока будет выставлять заработанные оценки. (Подпишите на них свои фамилии)

-Любое исследование начинается с чего?

-С теории

-Сегодня именно теории мы уделим большое внимание:

       опорный конспект (ок) «Деепричастие» (слайд№1)

-Итак: 1) Перед вами ок..  Кто сможет  рассказать о деепричастии? Конечно, с примерами.

2) Еще нам потребуется эксперт, который в лингвистическом словаре найдет статью о деепричастии и соотнесет ее с ответом товарища. Возможно, появится проблема. Кто желает?

Вывод: на определение деепричастия есть разные точки зрения, но признаки его одинаковы.

    Следующий этап- тренинг. Осмысливаем  и  применяем сказанное.

Просто списывать скучно, поэтому вы будете редакторами. На доске два предложения, попробуйте изменить их так, чтобы вместо некоторых глаголов появились деепричастия и причастия. Выполняем в тетради.

Над самой моей головой висела луна, которую окружал радужный ореол.

Деверья в саду манерно изогнули длинные станы, вскинули тонкие руки ветвей.

(А.Новосельцев)

Подчеркните полученные причастные и деепричастные обороты.

Вывод: основное действие в предложении обозначается глаголом-сказуемым, а деепричастие обозначает …(что?)  Но и сказуемое, и деепричастие относятся к одному члену предложения - подлежащему.

-Как вы думаете, есть ли вопросы по теме, которые не отражены в опорной схеме?

-Есть.

-Таким образом, следующий этап исследования это образование деепричастий и ряд  других вопросов, которые мы увидим в следующей таблице. Проанализируем информацию с помощью  приема инсерта. Это прием маркировки текста с помощью специальных обозначений.  Вы даете самооценку по каждому пункту и ставите один из знаков на желтую карточку.

«V» -знаю, уверен

«+» -новое

«-» -вызывает сомнение

«?»- есть вопросы

ИНСЕРТ  (презентация)

  1. Деепричастия образуются

С помощью   ^

  1. –а-
  2. –я-
  3. –учи-

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

  1. -в-
  2. -вши-, -иш-
  3. -а-,-я-

СОВЕРШЕННЫЙ

ВИД

  1. Деепричастный оборот (д.о.) обычно указывает на действие, относящееся к подлежащему.

  1. Не выделяются запятыми:

а) одиночные деепричастия,

1.  если они стоят после сказуемого и являются обстоятельством образа действия.

2.  близкие по значению к наречиям (лежа, сидя, стоя, молча, нехотя, не спеша  и другие): Читать лежа вредно.

б) фразеологические обороты.

Скрепя сердце решился он переехать в Москву .

  1. Причастия и деепричастия употребляются в художественном стиле, придавая тексту особую выразительность.

Итак,  поднимаем карточки, анализируем инсерт  1) пункт……………

2)……………..и т.д.

Я думаю, что в 1 случае вы поставили или первый знак или последний. Так?

 Поэтому разберемся в нем с помощью СХЕМЫ -КЛАСТЕРА.

На интерактивной  доске вы видите кластер, т.е. схему, в которой надо дописать то, чего не хватает, и аргументировать примерами. Кто желает?

……………….

-….-

Д-я несов.в

˾основа глагола…˩

˾основа ..…˩

Д-я сов.в

-…-

нахмурясь

……………...

-….-

-…-

будучи

-учи-

-я- -а-

Все остальные открываем домашнее задание и играем в «Морской бой»:

Первый называет фразеологизм, остальные у кого такой фразеологизм есть, вычеркивают его, далее следующий. Кто последний назовет, тот победитель.

Прочитайте ваши предложения. Еще раз обратите внимание на пункт таблицы   ИНСЕРТА «фразеологический оборот».

-Рассказ по схеме-КЛАСТЕРУ.

ВЫВОД.  Деепричастия образуются суффиксальным способом от глаголов и, если входят в состав фразеологических оборотов, не выделяются запятыми.

- Что вызывает у вас сомнение или вопросы в оставшейся части таблицы-инсерта? Какие знаки вы поставили в части 3 п.1?

Сравните :  

  1. Он шел прихрамывая на правую ногу.

Он шел прихрамывая.

  1. Мы сидели и молчали.

Мы сидели молча.

Эту часть работы мы осмыслили, с помощью компьютера (программа «Фраза»). Работаем в паре, кто быстрее и качественнее, тот молодец! Справившись с заданием, садитесь на свое место и продолжаете работу на карточках.

КАРТОЧКИ

  1. Спишите, расставив знаки. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.

  1. Я счел возможным (не) нарушая да…ого слова утаить эти вещи от чиновников.
  2. В тума…ом блеске утре…ей з..ри даль моря дремала отражая набегавшие с востока облака.
  3. Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль плавно спускающегося берега.
  4. Прохор (не) задерживаясь пронесся мимо.
  5. Листва берез висит (не) пошелохнувшись.

  1. Образовать деепричастия.

Держать, подышать, играть, пахнуть, шептать, испечь, гнать, быть, рокотать.

  1. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.

  1. Получив известие о сыне, радость охватила меня.
  2. Включив радио, раздались звуки музыки.
  3. Закрыв книгу, герои надолго останутся в нашей памяти.

Вы видите на карточках разные по трудности задания. Выбираем и работаем 10 минут.

Физкультминутка.

   - Последний этап работы- это употребление деепричастий и причастий в речи.            Вам предлагаются тексты для анализа. Работаем в группе по 4 человека. Закончив работу, группа выдвигает делегата для защиты работы. Все выполняем прямо на листах.

Все так (же) умиротворе…о светило солнце. Прямо у ограды (из)(под)земли бил светлый родник. Вода дымящаяся на морозе показалась совсем теплой, (не)(по)зимнему живой. Рядом был укреплен потемневший от времени «голубец»-икона богородицы под жестя…ым навесом. Ручей перламутровыми струями отекая валун уходил в ледя…ые торосы поросшего камышом пруда.

(В.Коршиков)

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые.

Подчеркните причастные и деепричастные обороты, отдельные причастия как члены предложения.

Средства художественной выразительности:………    

-Какова роль причастий и деепричастий в речи?

-Какова же роль деепричастия в речи.  Вот какой пример я хочу вам привести.

Ф.М.Достоевскому не понравилось одно выражение – вспоминает писатель Григорович.-

У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».  Не то, не то,- раздраженно заговорил Достоевский, -совсем не то! Пятак упал к ногам тебе выходит слишком сухо. Надо сказать «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая»- выходит гораздо живее, дорисовывает движение.

 -Вы согласны с Григоровичем?

-ИТОГИ УРОКА.

-Что мы сегодня на уроке повторили?

-Какие оценки получили?

-Домашнее задание:  КАРТОЧКИ, которые не успели сделать на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Причастие как часть речи (открытый урок).

Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...

Открытый урок в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»

Тип урока: проблемное исследованиеЦель: повторить сведения о глаголе как части речи; выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлят...

Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"

Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

Урок открытия нового знания по теме:"Причастие как часть речи".

Урок открытия нового знания по теме :"Причастие как часть речи".(7 класс)Цель урока: создание оптимальных условий  для открытия нового знания по теме: "Причастие как часть речи".Задачи:включение ...