Причастие как часть речи (открытый урок).
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

 

Ход урока по русскому языку в 8-го классе.

I.Организационный момент.

II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.

III. Актуализация опорных знаний.

IV.Объяснение нового материала.

VII. Закрепление материала.

IX. Подведение итогов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc546 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Причастие как часть речи.

Цели урока:

Образовательная цель урока: создать условия для ознакомления с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.

Развивающая цель урока: составление связанного устного рассказа на лингвистическую тему: обогащение синтаксического строя речи, путём использования причастия.

Воспитательная цель урока: воспитывать речевую культуру учащихся, вызывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: выяснение степени осознанного усвоения пройденного материала.

1. Опрос по теме «Публицистический стиль».

  1. Какие стили литературного языка вам известны?
  2. Расскажите о назначении публицистического стиля.
  3. В какой сфере употребляется публицистический стиль?
  4. Укажите языковые приметы данного стиля.

2. Проверка домашнего задания (упражнение 61).

  1. Назовите признаки публицистического стиля в этом тексте (в это время двое учеников у доски выполняют морфологический разбор слов русскую (речь) и услышал).

IV. Объяснение нового материала.

Цель этапа: Раскрыть существенные признаки причастия как самостоятельной части речи.

На экране спроецирован рисунок:

  1. Назовите признаки кошки, какая она? Запишем их:

Рыжая, полосатая, усатая, пушистая.

  1. Какую часть речи мы использовали для описания кошки?

Это ПРИЗНАКИ кошки, то есть те черты, по которым мы можем узнать именно эту кошку среди других кошек.

Заметьте, это ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ кошки, т.е. кошка всю свою кошачью жизнь усатая, полосатая, рыжая и пушистая.

  1. Но, если её постричь, кошка будет постриженная, а если её покрасить, кошка будет покрашенная.

На экране спроецирован рисунок:

  1. Это тоже признаки, только не постоянные, а по действию. Т.е. её постригли, совершили действие, и тогда она стала постриженной. Значит, это не постоянный признак, а временный, признак по действию.

Итак, есть действие – есть признак, нет действия – нет признака.

  1. Запишем в тетрадь:

кошка (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);

кошка (какая?) постриженная (та, которую подстригли).

Это признаки по действию. Они и есть причастия.

V. Морфологические признаки причастия:

  1. Признаки прилагательного – род, число, падеж (определяем по существительному, к которому относится причастие).
  2. Признаки глагола – вид и время (определяем, от какого глагола образовано причастие).

VI. Определите признаки прилагательного и глагола в данных причастиях:

Засеянное поле, увлекающийся человек, груженая баржа, стелющийся туман, крашеный пол, решенная задача.

VII. Закрепление материала.

Цель: закрепление полученных знаний, овладение речевыми навыками.  

Комментированное письмо. Выполняется коллективно. Выделяем суффиксы причастий. Подчеркиваем, что суффиксы помогают увидеть в кавычках причастие.

        Стрекоза, которая летает….

        Солнце, которое сияет…

        Задача, которую решили…

        Листья, которые пали…

        Малыш, который засыпает…

        Ученик, который думает…

VIII. Распределительный диктант.

На экране спроецировано:

прил. + сущ.                                прич. + сущ.

 

Темная ночь, темнеющий лес, зеленые листья, зеленеющие луга, танцующая девочка, хмурое утро, нахмуренное лицо, теплый платок, связанный шарф, синее море, волнующийся океан.

IX. Подведение итогов урока.

Цель: дать оценку деятельности учащихся.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с причастием. Что вы можете рассказать об этой части речи?

Комментируемое оценивание ответов учащихся.

X. Составить связанный рассказ о причастии.

Использованный материал:

Рик Т.Г. Привет, причастие! – М.: РИО «САМОВАР», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания по теме:"Причастие как часть речи".

Урок открытия нового знания по теме :"Причастие как часть речи".(7 класс)Цель урока: создание оптимальных условий  для открытия нового знания по теме: "Причастие как часть речи".Задачи:включение ...

Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.Задачи урока:Образовательная.Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.Учиться отличать...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Причастие как часть речи"

Открытый урок в 6 лассе по русскому языку по теме "Причастие как часть речи".Вводный ознакомительный урок. При разработке применена технология дифференцированного обучения. Подходит для класса большой...

Союз как часть речи. Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках научно-практической конференции

 Вступительный урок по теме "Союз" содержит разработку урока с раздаточным материалом для справочной тетради, ассоциативный словарь в виде презентации  и видеофрагмент с сайта "Инфоур...

Открытый урок По русскому языку в 6 классе. Тема: Причастие как часть речи

урок был проведен 20 марта 2018 год.Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельнос...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;  обращение  внимания  на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...