Открытый урок в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Карпова Вера Михайловна

 

 

Тип урока: проблемное исследование

Цель: повторить сведения о глаголе как части речи; выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты); воспитать любовь к русскому языку через проблемные задания.

Оборудование: карточки для работы в группах, «сожжённое» послание

 

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к восприятию новой темы, постановка проблемных вопросов.

                           Часть речи

                            Упала с печи,

                            Ударилась об пол,

                            Образовался… (глагол)-отвечают учащиеся.

         Правильно, ребята, сегодня мы будем изучать глагол как часть речи.

         Какова, по вашему мнению, цель урока? (пишем цель на доске)

3. Этап проверки знаний по предыдущим темам (как изменяются имена прилагательные и существительные для сравнения с глаголами).

4. Исследовательское задание:

Работа по группам с карточками

 

I.                   Общее значение (сравнить с существительными и прилагательными)

II.                Морфологические признаки

Таять → (он) таял          (я) таю        (я) буду таять

                                         (она) ˅             (ты) ˅          (ты) ˅

                                         (оно) ˅             (он) ˅          (он) ˅         

                                          (они) ˅            (мы) ˅         (мы) ˅        

                                                                   (вы)  ˅          (вы) ˅     

                                                                   (они) ˅        (они) ˅          

           Растаять →(он) растаял                         (я) растаю       

                                      ˅                                         ˅  

                                      ˅                                         ˅  

               ˅                                         ˅  

                                                           ˅

                                                           ˅ 

III.             Синтаксическая роль

 

                           *обратить внимание на время глагола   время?

                             у глаголов какого времени                          лицо?

                             у глаголов какого времени                           род?

                             у глаголов                                                       число?

 

   

5. Сообщения учащихся. Подведение итогов работы в группах. Выставление предварительных оценок.

6.-7. Работа с учебником, инструктаж по домашнему заданию.

     Ребята, давайте убедимся, правы ли мы, верны ли наши выводы?

Читаем правило по учебнику о глаголе как части речи (стр. 230). Объяснение домашнего задания (упражнение №608, правило на странице 230).

8. Работа в парах (на обобщение).

  А сейчас нам предстоит расследовать детективную историю. После пожара в старом доме осталась записка, но первая часть обгорела, мы видим только последние буквы.

                     Какая часть речи это может быть? Доказать.

 

 

 ЛО

 

Запись на доске мнений:    бело - кр.прил., ср.р., ед.ч.

                                               плыло – глагол, пр.вр., ср.р., ед.ч.

                                               село – сущ. IIскл. им. п., ед.ч.

                                               назло – наречие

                                               около – предлог

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки за работу на уроке каждому учащемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_teme_glagol_kak_chast_rechi.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: проблемное исследование

Цель: повторить сведения о глаголе как части речи; выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты); воспитать любовь к русскому языку через проблемные задания.

Оборудование: карточки для работы в группах, «сожжённое» послание

 

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к восприятию новой темы, постановка проблемных вопросов.

                           Часть речи

                            Упала с печи,

                            Ударилась об пол,

                            Образовался… (глагол)-отвечают учащиеся.

         Правильно, ребята, сегодня мы будем изучать глагол как часть речи.

         Какова, по вашему мнению, цель урока? (пишем цель на доске)

3. Этап проверки знаний по предыдущим темам (как изменяются имена прилагательные и существительные для сравнения с глаголами).

4. Исследовательское задание:

Работа по группам с карточками

 

I.                   Общее значение (сравнить с существительными и прилагательными)

II.                Морфологические признаки

Таять → (он) таял          (я) таю        (я) буду таять

                                         (она) ˅             (ты) ˅          (ты) ˅

                                         (оно) ˅             (он) ˅          (он) ˅         

                                          (они) ˅            (мы) ˅         (мы) ˅        

                                                                 (вы)  ˅          (вы) ˅     

                                                                 (они) ˅        (они) ˅          

           Растаять →(он) растаял                         (я) растаю       

                                      ˅                                         ˅  

                                      ˅                                         ˅  

                 ˅                                         ˅  

                                                            ˅

                                                            ˅ 

III.             Синтаксическая роль

 

                           *обратить внимание на время глагола   время?

                             у глаголов какого времени                      лицо?

                             у глаголов какого времени                      род?

                             у глаголов                                                 число?

 

   

5. Сообщения учащихся. Подведение итогов работы в группах. Выставление предварительных оценок.

6.-7. Работа с учебником, инструктаж по домашнему заданию.

     Ребята, давайте убедимся, правы ли мы, верны ли наши выводы?

Читаем правило по учебнику о глаголе как части речи (стр. 230). Объяснение домашнего задания (упражнение №608, правило на странице 230).

8. Работа в парах (на обобщение).

  А сейчас нам предстоит расследовать детективную историю. После пожара в старом доме осталась записка, но первая часть обгорела, мы видим только последние буквы.

                     Какая часть речи это может быть? Доказать.

 

 

 ЛО

 

Запись на доске мнений:    бело - кр.прил., ср.р., ед.ч.

                                               плыло – глагол, пр.вр., ср.р., ед.ч.

                                               село – сущ. IIскл. им. п., ед.ч.

                                               назло – наречие

                                               около – предлог

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки за работу на уроке каждому учащемуся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".  Содержит игровой материал и задания. Также включены задания из учебника Ладыженской....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".

Урок проводится  в 4 четверти . Учащиеся вспоминают изученное о глаголе, определяют  морфологические признаки, синтаксическую функцию. На уроке используется презентация "Глагол как часть реч...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".

Данный урок был проведён в рамках проведения республиканского семинара для методистов РОО. Урок русского языа спланирован в соответствии с ФГОС  с использованием международных технологий обучения...

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"

Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"...