Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Муллахметова Лилия Рафисовна

Данный урок был проведён в рамках проведения республиканского семинара для методистов РОО. Урок русского языа спланирован в соответствии с ФГОС  с использованием международных технологий обучения. Обучение направлено на развитие критического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 «б» классе.

Технологическая карта урока

Тема

Глагол как часть речи

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о глаголе (особенности функционирования глаголов в речи); совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь  рассказать  о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; приём «инсерт»;   индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, менеджмет на столах, маршрутный лист с заданиями, лист самооценки

Основные понятия

Морфологические признаки части речи, глагол, спряжение

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный (мотивационный)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя:

-Доброе утро, ребята, гости! Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам! Пожелайте партнёру по плечу удачи, дав «пять». Пожелайте партнёру по лицу везения, поприветствовав его  «кулачками». А теперь покажите готовность группы к работе. (тим чир)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной связи

2. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов и пробное учебное действие.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

-Ребята, мы вновь возвращаемся в страну – раздел науки о языке, который изучает части речи. Как она называется? (Морфология). (слайд2)

 Сегодня на уроке мы начнём знакомство с удивительной частью речи, но сначала вспомним о Морфологии. (слайд 3)

-На какие группы делятся части речи?

-Назовите самостоятельные части речи?

-Выделите в них именные части речи.

-С какими частями речи мы ещё мало знакомы?

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Обдумывают ответы на вопросы (в группах) и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Целеполагание.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

-А теперь загадка, отгадав которую, вы определите часть речи, о которой мы будем сегодня говорить. (слайд 4)

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

-Да, ребята, вы правы, сегодня мы отправляемся исследовать государство «Глаголия», которым правит царь Глагол.

-Давайте определим цель нашего путешествия. ( Что  же мы хотим узнать о глаголе?) (слайд 5)

Прежде всего определим курс, чтобы не затеряться в океане русского языка. Перед нами лестница абстракции, которая поможет нам. ( учитель пишет на одном уровне слово «глагол», а учащиеся , двигаясь вверх по лестнице, распределяют лингвистические термины (самостоятельная часть речи, части речи, морфология, русский язык)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Ученики отвечают:

-повторить материал о глаголе, об особенностях функционирования глаголов в речи;

-уметь отличать глаголы от других частей речи, определять морфологические признаки глагола;

-углубить знания о глаголе;

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

4. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, приём «инсерт»

-Ребята, предлагаю вам в маршрутных листах урока заполнить первую колонку таблицы «Я знаю» (слайд 6)

Запишите туда все, что вы знаете о глаголе (символами, знаками, схемами, ключевыми словами)

1 мин. ( Таймд –пэа- шэа) – 1 мин, ответ в классе.

Учитель опрашивает и записывает на доске, хвалит за ответы.

-Ребята, как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? Чтобы в этом убедиться, рассмотрим блок-схему на ваших маршрутных листах. Поработайте самостоятельно. (слайд 7)

_Читая её, поставьте +  ( материал вам знаком), - ( это новое), ! ( интересное), и ? ( непонятное).  (1 мин.)

Учитель опрашивает учеников:

-Кто поставил – и ?, на какие понятия?

-Кто поставил ! и ?

- Итак, ребята, есть над чем работать. С некоторыми терминами мы познакомимся в следующем году (вид, переходность, наклонение), а с некоторыми признаками  уже сегодня.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Задают вопросы для уточнения информации.

Устные ответы

5. Построение проекта выхода из затруднения.Освоение нового

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

-Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Найдите в маршрутных листах задание №1 (работа с текстом)(слайд 8) У вас будет 3 мин., чтобы прочитать и выполнить задания к тексту. (Прочитайте текст.  Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания. Выпишите глаголы, которыми автор передаёт музыку весны. Подумайте, какие еще слова могут передавать звуки весны.  Чем они отличаются от записанных вами слов.)

(Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.)

-Докажите, что это слова различных частей речи.

-Как вы находили глаголы в данных предложениях (по окончанию, по вопросу, по значению)?

-Какими членами предложения будут являться глаголы?

-Представьте, что было бы с текстом, если бы мы изъяли все глаголы. Какова роль глаголов в речи?

Учитель слушает ответы учеников и обращает их внимание на высказывание писателя Алексея Югова о глаголе на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.  В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие

-Ребята, не забудьте оценить работу в группе в вашем листе достижений.

Минутка для любознательных №1 (слайд 9)

Учитель предлагает учащимся прочитать интересный факт о глаголе из специальной коробочки, подготовленной заранее.

-Каково происхождение слова «глагол»?  (Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь» и в этом значении встречается в поэзии, например, А.С.Пушкина «…Глаголом жги сердца людей»)

-Ребята, только ли действие могут обозначать глаголы? Вот, например, синеет, зеленеет, свистит, булькает или радуется, страдает.  ( передают цвет, звуки, внутреннее состояние человека, умственную деятельность)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)

-Настало время для зарядки для ума и тела. Учитель проводит игру «Кто что делает?» Звучит весёлая музыка.

-Ребята, я называю существительное, а вы подбираете глагол и попытайтесь изобразить действие. Например,  дирижёр  дирижирует… (повар, баянист, художник, вертолёт, мяч, ученик, учитель, гром, солнце)

Работая в группах, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что и глаголы, и существительные могут обозначать действие. Но глаголы, в отличие от существительных, формой указывают на время, когда действие происходит, и на то, какое лицо производит действие. Например: кричит (наст.вр., 3-л.), присел (прош.вр.), радуюсь (наст.вр., 1-л).

Групповая, индивидуальная

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Задают вопросы для уточнения информации; Письменная работа и устные тветы

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Умение применить полученные знания на практике; составление связных рассказов об изученных нормах.

-Ребята, мы снова обращаемся к маршрутному листу. Найдите задание №2. (слайд 11)  Ученики , сидящие под №1,3, выбирают предложения1,3. Ученики под №2,4 – предложения 2,4.

- Вы можете выбрать уровень задания: 1. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим.2. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения. 3. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения, определите время, лицо и число глаголов.

(1) Он (ездить) каждое лето к бабушке в деревню.

2) Я (победить) в себе страх и отправился в лес один.

3) (Класть), пожалуйста, книги на полку.

4) Почему ты (махать) руками?)

На выполнение упражнения – 2 минуты. Можно посоветоваться с партнером по диагонали.

Далее учитель осуществляет проверку по эталону.   (слайд 12)Опрашивает учеников.

-Не забудьте оценить себя в листе достижений.

Минутка для любознательных №2 (слайд 13)

(Глаголы по частоте употребления занимают 2-е место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. /Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить/)

-А как называется форма глагола, которая дана была в скобках? (начальная форма)

-Предлагаю вам карточку «Информатор».  (слайд 14)

Задание №3 Просмотрите её и составьте схему (работаете в группе). (1-2 мин.)

Далее учитель опрашивает учащихся.

-Ребята, закончите равенство:

Начальная форма глагола= неопределенная форма глагола =  

Проверяем по слайду. (слайд 14)

-Предлагаю вам написать графический диктант (ь /-) (слайд 15)

(1. (Он) готовит..ся к празднику.

2. Увлеч..ся интересной книгой.

3. они ничего не боят..ся.

4. Надо стрич..ся.

Далее проверка по эталону на слайде. (слайд 15)

-Ребята, какой информацией из вашей схемы нужно было воспользоваться, чтобы выполнить это упражнение. Когда может пригодиться умение образовывать начальную форму глагола? (для определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями)

Выполняют упражнение, выбирают уровень задания, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, парная.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления, выбирают свой уровень задания.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение обучающего упражнения на основе рабочей тетради по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс», обсуждение результатов.

Ребята, в ваших маршрутных листах найдите задание №4. (слайд 16) Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку в таблице, взяв глаголы из предложения (Светлеет воздух, яснеет небо, белеют кочки, зеленеют поля.) У вас 2 мин. (слайд 17) Учащиеся стола №1,2 – глагол Светлеет; №3,4 – глагол белеют, №5,6 – глагол зеленеют. В конце работы вы можете посоветоваться с ребятами вашей группы.

Далее учащиеся осуществляют проверку по эталону на слайде.  (слайд 18) Учитель хвалит учеников.

Выполняют упражнение.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение.

Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Ответы на 3 вопроса (рефлексия)

-Ребята, давайте проверим себя.  Ответьте на 3 вопроса. (слайд 19,20,21)  Не забудьте отметить   свои достижения.

-Давайте еще раз вернемся к таблице , которую вы заполняли в начале урока.  (слайд 22)Теперь предлагаю вам заполнить колонку «я узнал» и «Хочу узнать больше». (1 мин)

Далее учитель опрашивает учеников и подводит итог уроку.

-Что нового узнали на уроке?

-Ребята, оцените себя по шкале

 (слайд 23)

 «5» - всё понял, могу этот материал объяснить другому.

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему.

Учитель оценивает учеников.

Отвечают на вопросы, оценивают себя. Заполняют таблицу.

Фронтальная.

Познавательные: Устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Ребята, пригодятся ли вам ваши знания?

-Что было труднее всего на уроке?

-А что понравилось больше всего?

-Поднимите руку, кому из вас помогал сосед по парте, ребята из группы? Поблагодарили их?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы достижений.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

Листы обратной связи

10. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Объяснение разноуровневых заданий на дом.

Учитель задает домашнее задание (на выбор) и комментирует его (слайд 24):

  1. П.106, упр.607 (выписать однокоренные существительные и глаголы в 2 столбика, определить время, лицо и число глаголов);
  2. Сочинить лингвистическую сказку о глаголе по данному началу: «В волшебной стране под названием «Морфология» жил-был Глагол…», придумайте и нарисуйте образ Глагола.

–Спасибо всем, кто сегодня потрудился. Желаю удачи в дальнейшем путешествии по стране «Глаголия» на следующих уроках.

Ученики слушают учителя и записывают домашнее задание. Задают вопросы, если что-то не понимают.

Фронтальная.

Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности;

Запись домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

Страна МОРФОЛОГИЯ

Слайд 3

Вспоминаем то, что знаем 1.На какие группы делятся части речи? 2.Назовите самостоятельные части речи. 3.Выделите в них именные части речи. 4.С какими частями речи мы ещё мало знакомы?

Слайд 4

Определяем проблему урока Отгадайте загадку: Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов. Отправляемся исследовать государство ГЛАГОЛИЯ

Слайд 5

Сформулируй проблему урока Проблема урока: В чем особенности функционирования глагола в речи? Каковы его морфологические признаки?

Слайд 6

Я ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ Заполним таблицу:

Слайд 7

Решаем проблему, открываем новые знания Если утверждение вам знакомо, поставьте + , если новое – , интересное ! , непонятное ? Обозначает действие, состояние, звуки, умственную и творческую деятельность человека. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Изменяется: -по лицам ( 1-е, 2-е, 3-е лицо ); -числам ( ед.ч., мн.ч .); -временам ( наст., прош., буд. время ); -родам в прошедшем времени ( м.р., ж.р., ср.р .). 4) Может быть: -изъявительного, условного, повелительного наклонения ; -совершенного, несовершенного вида ; -переходным, непереходным. 5) В предложении чаще всего бывает сказуемым

Слайд 8

Прочитате текст, выполните задания Попрактикуемся

Слайд 9

Минутка для любознательных

Слайд 10

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 11

Закрепляем знания Выполните задание №2. (Учащиеся №1,3 – предложения№1,3; № 2,4 – предложения№2,4) Выберите уровень задания! 1. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим. 2. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим. Подчеркните глаголы как члены предложения. 3. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим. Подчеркните глаголы как члены предложения. Обозначьте морфологические признаки глаголов (время, лицо, число,род (в прош. вр.)).

Слайд 12

Проверьте себя Он ездит каждое лето к бабушке в деревню (наст. вр. , 3 – е лицо, ед. ч.) Я победил в себе страх и отправился в лес один .(прош. вр. , ед. ч. , м. р.) Кладите, пожалуйста, книги на полку. (наст. вр. , 2-е лицо, мн.ч.) Почему ты машешь руками? (наст. вр. , 2-е лицо , ед. ч.)

Слайд 13

Минутка для любознательных

Слайд 14

Продолжим наблюдения Закончите равенство Начальная форма глагола = неопределённая форма глагола = ? Инфинитив

Слайд 15

Закрепляем знания Пишем графический диктант Ь или --- (Он) готовит..ся к празднику. Увлеч..ся интересной книгой. Они ничего не боят..ся. Надо стрич..ся. Проверьте себя - Ь - ь

Слайд 16

Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку ПЛАН РАЗБОР ЯСНЕЕТ (НЕБО) …………… .. 1. Общее грамматическое значение Действие предмета ……………… 2.Морфологические признаки 3. Синтаксическая роль Начальная форма (Н.ф.): Яснеть – 1 спр. В наст. вр., ед.ч., 3-е л. Сказуемое ……………… ……………… ……………… …………… .

Слайд 17

Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку Светлеет воздух, яснеет небо, белеют кочки, зеленеют поля.

Слайд 18

Светлеет (воздух ) Белеют (кочки) Зеленеют (поля) Действие предмета Действие предмета Действие предмета Н.ф. – светлеть – 1-е спр. В наст. вр., ед.ч., 3 л. Сказуемое Н.ф.- Белеть – 1-е спр. В наст.вр., мн.ч., 3-е л. Сказуемое Н.ф. – зеленеть-1-е спр. В наст. вр., мн.ч., 3-е л. Сказуемое

Слайд 19

Рефлексия Ответь на вопросы теста. 1. Какой глагол стоит в неопределённой форме? А. плавали Б. берёг В. нести Г. смеётся Проверь себя

Слайд 20

Рефлексия Ответь на вопросы теста. 2. В каком ряду в обоих словах пишется ь ? А. мчит..ся, купаеш..ся Б. взобрат..ся, береч.. В. колыхат..ся, льёт..ся Г. испеч.., слышит..ся Проверь себя

Слайд 21

Рефлексия Ответь на вопросы теста. 3. Как изменяются глаголы? А. по падежам Б. по временам и числам В. по видам Г. по лицам и падежам Проверь себя

Слайд 22

Я ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Слайд 23

САМООЦЕНКА ЗА УРОК «5» «4» «3» Всё понял, могу этот материал объяснить другому Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь Для полного понимания мне нужно повторить тему

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П. 106, упр. 607 Сочинить лингвистическую сказку о глаголе по данному началу: «В волшебной стране под названием «Морфология» жил-был Глагол… СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ученика 5 «Б» класса __________________________________________________

Число______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Тема урока:__________________________________________________________________________________________

Я ЗНАЮ

Я УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

БЛОК-СХЕМА

Если утверждение вам знакомо, поставьте +, если новое  – , интересное !, непонятное ?

1.Обозначает действие, состояние, звуки, умственную и творческую деятельность человека.

2.Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

3. Изменяется:

-по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо);

-числам (ед.ч., мн.ч.);

-временам (наст., прош., буд. время);

-родам в прошедшем времени (м.р., ж.р., ср.р.).

4) Может быть:

-изъявительного, условного, повелительного наклонения;

-совершенного, несовершенного вида;

-переходным, непереходным.

5) В предложении чаще всего бывает сказуемым

Задание №1 (Прочитайте текст.  Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания. Выпишите глаголы, которыми автор передаёт музыку весны. Подумайте, какие еще слова могут передавать звуки весны.  Чем они отличаются от записанных вами слов?)

Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.

Задание №2

Ученики , сидящие под №1,3, выбирают предложения1,3. Ученики под №2,4 – предложения 2,4.

- Вы можете выбрать уровень задания: 1. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим.2. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения. 3. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения, определите время, лицо и число глаголов.

(1) Он (ездить) каждое лето к бабушке в деревню. ____________________________________________________

2) Я (победить) в себе страх и отправился в лес один. __________________________________________________

3) (Класть), пожалуйста, книги на полку. _____________________________________________________________

4) Почему ты (махать) руками?) _____________________________________________________________________

Задание №3      Карточка «Информатор» НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

  1. Начальную форму глагола называют инфинитивом. Из всех признаков глагола инфинитив имеет только вид.
  1. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – на вопрос что сделать? Например: что делать? – писать (несов.в.); что сделать? – нписать (сов.в.) Именно в такой форме записываются глаголы в словарях.
  1. В конце инфинитива после букв т и ч пишется ь. Он сохраняется и перед –ся. Например, строить – строиться, увидеть – увидеться, стричь – стричься.
  1. Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?), то этот глагол стоит в 3 –м лице и в нём перед –ся буква ь не пишется.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква ь пишется.

Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.); брат (что делает?) учится (3-е л.)

Графический диктант:

_________________________________________________________________________________________

Задание №4 Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку в таблице, взяв глаголы из предложения (Светлеет воздух, яснеет небо, белеют кочки, зеленеют поля.)

ПЛАН

РАЗБОР ЯСНЕЕТ (небо)

...

ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

……………………..

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Начальная форма (н.ф.)

Яснеть – 1 спр.

В наст.вр., ед.ч., 3-е л.

………………………..

……………………….

…………………………

3.СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Сказуемое

…………………………



Предварительный просмотр:

Лист достижений ученика 5 «б» класса                       Лист достижений ученика 5 «б» класса

СПРАВИЛСЯ

ОШИБСЯ

СПРАВИЛСЯ

ОШИБСЯ

Задание №1

Задание №1

Задание №2

Задание№2

Графический диктант

Графический диктант

Задание №4

Задание №4

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Итог:

Итог:

САМООЦЕНКА                                                                      САМООЦЕНКА

«5» -всё понял, могу этот материал объяснить другому

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему

«5» -всё понял, могу этот материал объяснить другому

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему

Лист достижений ученика 5 «б» класса                       Лист достижений ученика 5 «б» класса

СПРАВИЛСЯ

ОШИБСЯ

СПРАВИЛСЯ

ОШИБСЯ

Задание №1

Задание №1

Задание №2

Задание№2

Графический диктант

Графический диктант

Задание №4

Задание №4

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Итог:

Итог:

САМООЦЕНКА                                                                      САМООЦЕНКА

«5» -всё понял, могу этот материал объяснить другому

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему

«5» -всё понял, могу этот материал объяснить другому

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему

Лист достижений ученика 5 «б» класса                       Лист достижений ученика 5 «б» класса

СПРАВИЛСЯ

ОШИБСЯ

СПРАВИЛСЯ

ОШИБСЯ

Задание №1

Задание №1

Задание №2

Задание№2

Графический диктант

Графический диктант

Задание №4

Задание №4

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Итог:

Итог:

САМООЦЕНКА                                                                      САМООЦЕНКА

«5» -всё понял, могу этот материал объяснить другому

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему

«5» -всё понял, могу этот материал объяснить другому

«4» - я сам всё понял, но объяснить другому не берусь

«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...