Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 19 - 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 19  (7 класс)

Тема: Морфологические признаки причастий.  Признаки прилагательного у причастия.  (Продолжение темы)

Цели:  а) выяснить, какие признаки прилагательного есть у причастия;

б) закрепить полученные на предыдущем уроке знания о причастии;

в) повторить различные виды орфограмм;

г) уметь определять главные и зависимые слова в словосочетаниях.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания 

(§ 9,  Упр. 57; взаимопроверка, морфологический разбор выполняется на доске).

Слово   присутствовать   из домашнего упражнения выпишите в словарь.

Составьте с этим словом словосочетания.

3. Орфографическая диктовка. 

Запишите словосочетания под диктовку учителя, объясните все орфограммы.

Извивающаяся тропинка, выросший цветок, расстилающаяся долина,

развивающийся ребёнок, заблестевшие глаза, блистающий мир, посвящённый

памяти друга, дрожащий от холода, заросший колючками, сожжённый

солнцем, предполагаемый вопрос, преодолевающий препятствие, помирившийся

с братом, умоляющий о помощи, рассчитывающий только на себя.

 Найдите в упражнении местоимение, определите разряд, в чём особенность

    этого местоимения?

(себя — возвратное местоимение, не имеющее именительного падежа).

        Урок 19

        (7 класс)

4.  Повторение предыдущего урока.

Задание 1.

В записанных вами словосочетаниях выявите глагольные признаки у причастий.

Задание 2. 

Определите главные слова в следующих словосочетаниях: 

развивающийся ребёнок, дрожащий от холода.

Исходя из этого, какой вывод вы можете сделать?

5.  Новая тема. 

Запишите под диктовку словосочетания и определите, в каких из них есть прилагательные, а в каких причастия.

Горящие дрова, опущенные ресницы, ранние заморозки, опавшие листья,

красный цвет, покрасневший небосклон, зелёная трава, непреклонное желание,

отзвеневший звонок, почерневший от копоти снег, голубое небо,

зеленеющая озимь, деревянная ложка, голубеющий небосклон,

 деревенеющие ноги.

  Внимательно приглядитесь к словосочетаниям, что же общего между 

      прилагательными и причастиями?

Просклоняйте словосочетания: красный цвет, покрасневший небосклон. 

Что вы заметили?

Урок 19

        (7 класс)

Запись в тетради.

ПРИЧАСТИЕ       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Согласуются вроде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

 Какие прилагательные могут иметь полную и краткую формы? 

                                                                                                  (качественные)

* Сравните:

лёгкий — легка; написать, написанный — написан.

 Какое из слов, записанных в краткой форме, является причастием, а какое —прилагательным?

6.  Закрепление.

Задание 1.

Прочитайте текст (текст пред глазами учащихся).

Озаглавьте. * 0пределите тип текста.

Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.

Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки.

Выпишите слова с орфограммами, обозначьте условия выбора этих орфограмм  (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же загадочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких светящихся звездочек, внушающих

        Урок 19

        (7 класс)

некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать... страх.

(Ф.Нестеров)

*— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как можно точнее передать содержание текста?

*Определите разряды у прилагательных.

*Выполните морфологический разбор слова    удивительного.

Задание 2.        Тестирование.

1. Найдите причастие:

а) светлеющая полоска; б) светлый день; в) серебристый снег; г) серебряная ложка.

2. Определите причастие в форме творительного падежа ед. числа:

а) виснущий; б) посмотревшему; в) нависшим; г) звенящую.

3. Определите причастие в форме винительного падежа ед. числа:

а) сберегаемого; б) замечаемую; в) сохранившем; г) закрутившего.

4. Выделите причастие:

а) думая; б) прописанный; в) спиши; г) читая.

5. Какого морфологического признака нет у причастия:

а) лицо; б) число; в) возвратность; г) падеж.

6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:

а) время; б) вид; в) наклонение; г) возвратность.

7. Выводы по уроку.

— Какую новую информацию вы сегодня получили?

—Что показалось сложным?

8. Домашнее задание.    Выучить слово присутствовать; подготовить и записать рассказ о публицистическом стиле.

Урок 19

        (7 класс)

Задание 1.

Прочитайте текст.

Озаглавьте. * 0пределите тип текста.

Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.

Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки.

Выпишите слова с орфограммами, обозначьте условия выбора этих орфограмм  (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же загадочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких светящихся звездочек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать... страх.

(Ф.Нестеров)

*— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как можно точнее передать содержание текста?

*Определите разряды у прилагательных.

*Выполните морфологический разбор слова    удивительного.

……………………………………………………………………………………………………..

Урок 19

        (7 класс)

Задание 1.

Прочитайте текст.

Озаглавьте. * 0пределите тип текста.

Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.

Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки.

Выпишите слова с орфограммами, обозначьте условия выбора этих орфограмм  (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же загадочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких светящихся звездочек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать... страх.

(Ф.Нестеров)

*— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как можно точнее передать содержание текста?

*Определите разряды у прилагательных.

*Выполните морфологический разбор слова    удивительного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок + презентация по русскому языку для 7 класса "Признаки прилагательного у причастия"

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.От определения В.И.Даля через работу по таблице и групповое исследование учащиеся р...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Что такое причастие? (Морфологические признаки причастия).

Урок - знакомство с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Речь пойдет о причастии. Так как эта часть речи изучается в 6 классе (по программе по русско...

Признаки глагола и прилагательного у причастия

На данном уроке обучающиеся определят, какие признаки причастие унаследовало от глагола и прилагательного. Представлены разные виды работ....

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...

Урок русского языка в 7 классе. Морфологические признаки причастия.

При изучении данной темы используется дополнительный материал, посвященный Дню осеннего равноденствия. Среди воспитательных задач, поставленных перед данным уроком, хочется отметить такие: способствов...