Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"
материал (5 класс)

Федорова Лариса Васильевна

Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя прилагательное как часть речи

Слайд 2

1.общее значение. 2.морфологические признаки. 3.синтаксическая роль в предложении. 4.роль имен прилагательных в речи. План урока

Слайд 3

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ……………… и отвечает на вопросы …………………… Закончи предложение

Слайд 4

Сравни Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Слайд 5

Глух..., ритмичн … стук; лесн ... царь; лесн ... птица; длинн ... клюв; голуб ... небо; ярк …, красн … перышки; вредн … насекомые; больн … деревья. Вставьте окончания в имена прилагательные.

Слайд 6

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …………………….. и отвечает на вопросы …………………… Изменяется по……………и ….………… В единственном числе по………………… Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. Закончи предложение

Слайд 7

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …………………….. и отвечает на вопросы …………………… Изменяется по……………и ….………… В единственном числе по………………… Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. В предложении является …………………и………………… Закончи предложение

Слайд 8

Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков? А) Имя существительное; Б) Имя прилагательное; В) Глагол. Тест

Слайд 9

2. Имя прилагательное обозначает: А) признак предмета; Б) признак признака; В) признак действия. Тест

Слайд 10

3. Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А)первое; Б) третье; В)четвертое. Тест

Слайд 11

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: А) смышленый (ребенок); Б) о книжной (полке); В) отцовского (участка). Тест

Слайд 12

5. Имя прилагательное не изменяется: А) по падежам; Б) по спряжению; В) по числам. Тест

Слайд 13

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? А) весенний лес; Б) дружелюбный от природы. Тест

Слайд 14

Б А «5» - 0 ошибок В «4» - 1 ошибка А «3» – 2 ошибки Б «2» – 3 ошибки Б Ключ к тесту

Слайд 15

- Составить 5-6 предложений на тему: «Весна», употребив прилагательные. - Сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном. - Выписать из художественного текста 5-6 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж. Домашнее задание (по выбору)

Слайд 16

сегодня я узнал … было интересно … было трудно … я выполнял задания … я понял, что … теперь я могу … я научился … у меня получилось … я смог … Выберите начало фразы и закончите предложения:

Слайд 17

Образец: 1 команда. (1 ряд) 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный. Образец: 2 команда . (2 ряд) 1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи. Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный. Образец : 3 команда. (3 ряд) 1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи. Прилагательные: маленький, зеленой, голубой , мрачный. По смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме:

«Имя прилагательное, как часть речи».

Цели урока: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роле прилагательных в речи, формировать умение правильного выбора морфологических признаков имени прилагательных.

Задачи:

  1. Образовательная:

- научить распознавать имя прилагательное как часть речи; научить правильному согласованию с существительным в роде, числе, падеже;

- пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных;

- обратить внимание на роль прилагательных в речи.

  1. Воспитательная:

- формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений;

- воспитание внимания и уважения к слову;

  1. Развивающая:

- развитие логического мышления.

Оборудование: фрагменты сценария МЭШ, карточки, видеофрагмент, аудиофрагмент, учебники.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент;
  2. Повторение по теме: «Имя существительное»

а) фронтальный опрос;

б) словарный диктант «по следам выполненных упражнений» (работа на доске) (См. приложение №1);

  1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Прежде чем представить Вам тему и цели урока, начну работу с загадки. Отгадав ее, Вы сможете определить о чем пойдет речь на нашем уроке.

Загадка:

Со мною Ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

Вы узнали о чем пойдет речь ?

Запись на доске (панели) темы «Имя прилагательное» (Слайд №1).

Вопрос. Какая орфограмма встретилась в названии части речи ?

  1. Этап актуализации.

Тема ясна. Цель нашего урока (Слайд №2) повторить, какая часть речи называется прилагательным, уточнить, как изменяется прилагательное, с чем оно согласуется и чем оно является в предложении, учиться использовать имя прилагательное в речи.

  1. Этап реализации построенного проекта (объяснение нового материала).

  1. И так, как вы понимаете смысл названия «Имя прилагательное» ? (приложенное, добавленное к чему-то).

Я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание, как часть речи (видеофрагмент). 

Просмотр.

 Те, кто внимательно смотрел сценку, обратили внимание на толкование прилагательного как части речи, которое к чему-то приложено. К чему же приложено, от каких слов зависит прилагательное, Вы узнаете из сказки, которую я вам сейчас прочитаю (См. приложение №2).   

Прочтение сказки.

Из сказки видно, что обозначает прилагательное (признак), на какой вопрос отвечает и от каких слов зависит.  

Вывод №1: заполняем таблицу (слайд №3).

  1. Чтобы определить морфологические признаки, запишем предложение на доске «А кругом трава жемчужная отливала блестки алые, и над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися». Найдем в нем имена прилагательное и существительное, к которому оно относиться. Выпишем их: роса жемчужная, над озером серебряным. Определим род и число существительных.

Вывод №2: прилагательные изменяются по падежам и числам и в единственном числе по родам (заполняем таблицу) (слайд №6). 

  1. Определим синтаксическую роль прилагательного. Запишем небольшой текс «Настоящая весна приходит в середине марта. С крыш свисают длинные сосульки. В лесу весенний воздух свеж и прохладен.». Какими членами предложения являются прилагательные?

Вывод №3: определением и сказуемым (заполняем таблицу) (слайд №7).

  1. Велика роль прилагательного. По количеству употребляемых слов, прилагательное занимает третье место после существительного и глагола.

Задание.

а) Отгадайте, о какой птице идет речь? По своей величине, силе, красоте и величавой осанке, давно и справедливо назван царем всей водяной и водоплавающей птицей. Белый, как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды (Лебедь). Определили по прилагательным, обозначающим цвет.

б) Сравните. (Слайд 4.)  

в) Отгадайте загадки.

Зверь лохматый, косолапый, бурый (медведь).

Зеленый, сладкий, сахарный (арбуз).

Спелое, круглое, сочное (яблоко).

Хитрая, рыжая, пушистая (лиса).        

Маленький, желтый, пушистый (цыпленок).

Умные, активные, дружные (это Вы ребята).

Прилагательное способно не только охарактеризовать предмет, но и описать его. Для полной характеристики предметов используются разные признаки – это волшебные свойства прилагательных. Прилагательные могут распределяться по группам: цвет, размер, материал, свойство.

г) Распределить по группам: цвет, размер, свойство (по рядам).

Высокий, худой, низкий, красивый, большой, темноволосый, злой, голубоглазый, хмурый, светловолосый, веселый, маленький, приятный, отзывчивый, воспитанный, приветливый, прекрасный.

Вывод. Для чего в нашей речи используются прилагательные ?  (Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова имена прилагательные. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь более яркой, выразительной, красивой.). Для образности, яркости нашей речи. С помощью прилагательных, у существительного можно описать форму, цвет, вкус, величину. Поэтому прилагательные о себе говорят так: песня о прилагательном.

Песня.

  1. Этап закрепления материала.

А теперь применим наши знания на практике.

  1. По данным словам - признакам предмета (прилагательные), отгадайте слова предметы (существительные).

а) мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый (котенок);

б) круглое, душистое, сочное, краснобокое (яблоко).

  1. А теперь, наоборот, задание называется «подари предмету признак». К предложенным существительным запишите, как можно, больше прилагательных (по рядам).

а)  трава;

б) снег;

в) море.

  1. Вы сейчас попробуете себя в роли художника слова. Ваша задача – отредактировать текст, то есть добавить подходящие имена прилагательные. (Слайд 17).
  2. В названиях каких, известных вам литературных сказок, встречаются имена прилагательные ?

  1. Рефлексия. Итог урока.

Тест. ( Слайд 8-13).

Закончить наш урок, я хочу притчей.

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:

- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это пять раз.

- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо … Что же надо ? (Надо протянуть руку и взять ложку).

Вы поняли, почему я рассказала эту притчу ? Какие знания вы взяли сегодня ?

  1. Домашнее задание (по выбору) (Слайд 15).
  1. Составить 5-6 предложений на тему: «Весна», употребив прилагательные.
  2.  Сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном.
  3. Выписать из художественного текста 5-6 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж.



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы…………………… Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы…………………… Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы…………………… Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

«Имя прилагательное как часть речи» в 5 классе

План самоанализа урока

  1. Тема урока. Место урока в теме, разделе, курсе.
  2. Соответствие содержания урока возрастным и психологическим особенностям обучающихся.
  3. Целеполагание.
  4. Соответствие структуры урока (этапов) целям и задачам.
  5. Обоснование содержания урока.
  6. Обоснование использования на уроке методов, средств, форм обучения в соответствии с целями и задачами.
  7. Осуществление дифференцированного подхода на уроке.
  8. Организация рефлексии учебной деятельности на уроке.
  9. Оценка степени реализации целей и задач урока.

Тема урока.: «Имя прилагательное как часть речи»

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 1-й урок в системе уроков по теме «Имя прилагательное» и разработан согласно требованиям ФГОС, рассчитан на 45 минут.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Соответствие содержания урока возрастным и психологическим особенностям обучающихся

В классе обучаются 27 человек. Из них отличную оценку по русскому языку имеет 7 человек. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс активный, работоспособный. Дети умеют строить предположения, высказывать свои мысли, умеют работать самостоятельно и контролировать свою деятельность. На уроке применялись компьютерные технологии, что также способствовало активности, высокой работоспособности и результативности. Была осуществлена самооценка результатов. На уроке использовались такие формы организации совзаимодействия: фронтальная, парная

Целеполагание

Цели урока: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора морфологических признаков имен прилагательных

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

Образовательный:

1) научить распознавать имя прилагательное как часть речи; научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже;

2) пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных

3) обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Воспитательный:

1формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений;

2) воспитание внимания и уважения к слову.
Развивающий: развитие логического мышления.

Дети постарались самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.

Соответствие структуры урока (этапов) целям и задачам

Планируя урок, придерживалась следующей структуры:

  • I этап. Мотивация к учебной деятельности
  • 2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие
  • 3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
  • 4 этап. Физкультминутка
  • 5 этап. Включение изученного в систему знаний
  • 6 этап. Рефлексия
  • 7 этап. Оценивание
  • 8 этап. Домашнее задание

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

Считаю, что урок прошел в оптимальном темпе, логически последовательно, этапы урока были взаимосвязаны.

Обоснование содержания урока

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;:

 осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме

Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: что вам необходимо вспомнить об имени прилагательном?

2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;:

 актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

 зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия»

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное», а именно через работу с текстом. Учащиеся дополняли текст прилагательными. Согласовывали имя прилагательное в роде, числе и падеже с именем существительным

3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. Учащимся для сравнения было дано два текста. Учащиеся постарались сами сформулировать задание, а также прийти к выводу, что имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. То есть выполняют важную роль.

4 этап. Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

5 этап. Включение изученного в систему знаний

Цель мотивировать учащихся к деятельности;:

 координировать деятельность учащихся;

 контролировать выполнения заданий

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

Таким образом, Чтобы добиться цели урока, я подобрала примеры, вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался доступным для учащихся. Многие справились с предложенными заданиями.

Каждый этап урока был направлен на формирование УУД. Ученики определяли границы знания/незнания (познавательные), осуществляли контроль и самоконтроль (регулятивные). Также много внимания было уделено коммуникативным компетенциям: умению слушать и понимать чужую речь, достаточно полно и ясно формулировать свои мысли, общаться в парах. Положительное отношение к учению и соотношение поставленной цели со своим результатом развивали личностный аспект обучения

Обоснование использования на уроке методов, средств, форм обучения в соответствии с целями и задачами

На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- поисково-исследовательский метод

- коммуникативно-ориентированный

- учебная работа под руководством учителя

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов и видеоролика)

- словесный метод (рассказ, элементы беседы)

- логические методы (сравнение, анализ)

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме теста. Самооценка учащихся осуществлялась в соответствии с выработанными критериями

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса. Домашнее задание имеет предоставление права выбора и  поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

Отклонений от плана урока не было.

Оценка степени реализации целей и задач урока

Результативность урока хорошая, стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Считаю, что цель урока достигнута. Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Я полагаю, что все научились определять имя прилагательное, запомнили его признаки, его синтаксическую роль в предложении, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

В целом урок можно считать завершённым.



Предварительный просмотр:

(Приложение №1)

Словарный диктант.

Шалашом, тучей, продажей, плечом, камышом, врачом, ключом, порчей, овцой, алычой, добычей, свечой, карандашом, клячей, каланчой, клещом, удачей;

В ученье, в песне, на яблоне, по улице, вдоль дороги, в тетради, на площадке, по истории, о революции, на площади.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Открытый урок в 6 классе по теме имя прилагательное как часть речи

Открытый урок в 6 классе по теме имя прилагательное как част речи...

Открытый урок" Имя прилагательное как часть речи"

Урок с целью повторения грамматических признаков имен прилагательных , пополнение практического опыта учащихся в употреблении в речи имен прилагательных....