Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тарасовец Надежда Ивановна

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.odt18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Имя прилагательное как часть речи.

Цели:

  • повторить сведения об имени прилагательном, полученные ранее;
  • знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки;
  • уметь распознавать прилагательное среди других частей речи, согласовывать с другими частями речи, употреблять в речи;
  • воспитание мотивации к обучению.

Форма урока: применение элементов технологии критического мышления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Мотивационно - целевой блок.

- Прочитайте текст.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу,лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, березу. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту земли, увидел ослепительно- белое сияние березовых стволов, у венчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.

- Какова  основная мысль текста? Почему у разных людей различный дар зрения?\

Внимательно  вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем различаются картины, у виденные разными людьми? Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?

Итак, тема нашего урока - «Имя прилагательное как часть речи».

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Постарайтесь определить задачи и цель.

(учащиеся формулируют свои задачи и цель урока; учитель обобщает ответы ребят).

Учитель. Сегодня я предлагаю вам побыть художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень неравнодушными. Я приглашаю вас в мастерскую художников слова, но попрошу соблюдать главное правило пребывания здесь: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно...».

- Какую картину вокруг себя вы хотели бы увидеть? В ней есть место прилагательным? Тогда давайте беречь наш дар зрения, развивать его. Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. но.... чтобыэто сделать, необходимо хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

  1. Содержательный блок.

1) словарная работа.

Прилагательное:  родная земля.

- проведите разбор слова.

- почему у этой части речи такое странное название?

- К чему оно «прилагается»?

- Кто его вечный спутник?

Устная работа по предложенным вопросам.

2) Блицопрос

1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а) Что делать? Что сделать?

б) Какой? Чей?

в) Когда? Где?

2. Что обозначает прилагательное?

а) Предмет.

б) Действие предмета.

3. Чем, как правило, является прилагательное в предложении?

а) сказуемым.

б) подлежащим.

в) определением

- давайте попробуем дать определение имени прилагательному.

3. Зрительный диктант.

- В предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные слова.

Имя прилагательное — это часть речи, которая отвечает на вопросы _______________________, обозначает ________________, в предложении является _______________.

- Вспомните, какие три признака лежат в основе классификации слов языка по частям речи? Все ли признаки присутствуют в нашем предложении? Грамотно и точно ответить на этот вопрос вам поможет теоретический материал учебника.

  1.  Самостоятельная работа с учебником ( задача: дополнить определение имени прилагательного).

- Итак, что такое прилагательное?

(Учащиеся формулируют полное определение, подтверждая каждый его тезис примерами).

  1. Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные, характеризующие одежду человека в таком порядке: 1) обозначающие цвет; 2) размер; 3) оценку. Докажите, что это прилагательные. В доказательстве обратите внимание на общее грамматическое значение, вопрос, морфологические признаки и синтаксическую роль выделенных прилагательных.

 На краю дороги, наклонившись над канавой, стоял человек небольшого роста, одетый самым смешным образом. На нем болтался широчайший серого цвета балахон с двумя крыльями вместо рукавов, ноги его были обуты в желтые башмаки с большими красными пуговицами, а на голове красовалась черная шляпа с такими огромными полями, что издали ее можно было принять за зонтик (А.Свирский).

Учитель. Используя свой дар зрения, определите, какую рольиграют прилагательные в данном тексте. Чем отличается роль прилагательных в тексте упражнения от роли прилагательных в тексте, рассмотренным в начале урока?

(Ученики делают вывод о том, что прилагательные могут использоваться как при описании природы, так и при описании внешности человека).

  1. Морфемный разбор выделенных прилагательных.

- объясните, каким правилом регулируется написание окончаний прилагательных.

Упражнение. Распределите данные словосочетания в соответствии со схемами: «прил.+ сущ.», «прил.+ сущ. с предл.», «нареч. + прил.»:

Немного грустный, грустный от разлуки,грустное настроение, холодный ветер, очень холодный, холодная от ветра, хрупкий ледок, крупкий по природе, чрезвычайно хрупкий.

  1. Физкульминутка.

  1. Самостоятельная работа.

Спишите текст, дописывая окончания прилагательных. Найдите словосочетания «прил. + сущ.»  ( с главным словом существительным).

Ярк.. изумруд озимых, золотой багрянец березов.. рощи. Молод.. осинки выбежали на опушку. Солнце спряталось. Бледно-ясн..  небо покрылось перламутром прозрачн..  тучек. Неярк..  свет выткал бронзов..  кружево листвы. Ветер пробежал по ветвям деревьев, и звонк..  их шорох нарушил тишину. Тонк..  стволы юн..  осин зябко жались друг к другу, словно чуя приближение холодов. Ветер вырвался из плена березов..  рощи и покатил зелен..  волны по озими, и, набравшись сил, поднялся к небу, и тронул с места пушист..  стадо облаков. Осень. Прозрачн..  легк.. тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев. Шумят макушки сосен.

  1. Творческая работа.

Учитель. Продолжаем наполнять мир вокруг нас самыми разными прилагательными.

- подберите признаки к указанным предметам.

Счастье-....; здоровье-.......; настроение-.......; труд-..........; отдых-..................; страх-................... .

-Какова роль прилагательных?

( Учащиеся делают вывод о том, что прилагательные могут обозначать признаки отвлеченных имен существительных, то есть используются при описании состояния человека).

  1. Обобщение.

- итак, подошел к концу наш урок, где каждый из вас попробовал быть художником слова.... мы вслушивались и всматривались в мир вокруг нас, находили в нем имена прилагательные, определяли их роль. Мы узнали, по каким законам «живут» прилагательные, научились согласовывать их с существительными. Но дар зрения необходимо развивать. Попробуйте свои силы и наполните мир своими прилагательными.

  1.  Сочинение — миниатюра.

Темы: «Весеннее утро», «Мое настроение сегодня».

  1. Подведение итогов. Рефлексия. У каждого на столе лежат лепестки разного цвета. Выберите тот, который соответствует настроению, и приклейте его к цветку на доске.

  1. Выставление отметок.

  1.  Домашнее задание.

  1.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...