Методическая разработка урока литературы в 8 классе по УМК под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой. Э.Хемингуэй «Старик и море» «Человека можно уничтожить, но нельзя победить»
методическая разработка (8 класс)

В данной методической разработке вы найдете интересный материал для проведения урока литературы по произведению Э.Хемингуэя "Старик и море". В процессе анализа художественного текста учащиеся учатся составлять характеристику героя, знакомятся с новыми литературными понятиями. Работа над произведением позволяет воспитывать чувство веры в себя, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_8_klass.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

       Методическая разработка урока литературы в 8 классе по УМК под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой.

Учитель: Ведерникова Татьяна Михайловна.

                          Э.Хемингуэй «Старик и море»

      «Человека можно уничтожить, но нельзя победить»

Цель: организовать учебную деятельность учащихся, направленную

            на  понимание идейного своеобразия повести через её анализ.

Задачи: учить работать (анализировать) с художественным текстом, составлять синквейн, развивать умение строить грамотный монологический ответ, рассуждать по предложенной проблеме, составлять характеристику, воспитывать чувство веры в себя и свои силы, веры в человека, гуманности, бережного отношения к природе.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.

М/к:применять знания других предметов (география, математика, обществознание)

ЛР:понять смысл прочитанной повести, раскрыть её философский характер, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Оборудование:учебник, презентация.

Методические приемы: вступительное слово учителя, беседа.

Словарная работа.

Принцип «айсберга» - суть этого принципа состоит в том, что в тексте остается лишь минимум информации, остальное должен понять и почувствовать читатель, сопереживающий героям.Сам Хемингуэй в своем рассуждении о «правиле айсберга» высказал такую мысль: «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды»

Регулятивные УУД

1. Самостоятельноформулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную.

3. Извлекать информацию из анализируемого текста.

4. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Технологическая карта урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг.момент.

Установка на проведение урока.

Принятие.

2. Организация направленного внимания на определение темы и постановку цели.

Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко.

Чтение учащимися синквейнов, составленных дома.

Пример.

Хемингуэй

Умный, талантливый, знаменитый

Пишет, путешествует, ищет.

Почему он такой?

Он – борец!

Учитель задает вопросы, подводящие  к теме.

Что дает составление синквейна?

Почему за данное произведение Хемингуэй получил Нобелевскую премию?

Учитель знакомит учеников с «методом айсберга», который использует в своем творчестве писатель.

Почему к такой мысли приходит автор? Что или кто помогает человеку оставаться непобежденным?

Прослушивание. Восприятие.

Читают придуманные стихи.

Отвечают. Рассуждают.

Находят ключевую фразу, в которой заключается основная мысль произведения.  (Тема урока) Определяют цель.

3. Основная часть урока. Анализ произведения.

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание, выставление отметок.

Что помогает человеку оставаться непобедимым? На этот вопрос нам предстоит ответить.

На протяжении всего произведения мы видим противостояние старика и рыбы. Символом чего являют каждый из них?

Начнем анализ произведения с образа старика.

(Учитель задает вопросы)

Охарактеризуйте образ старика.

Как его зовут? Почему он назван по имени только 2 раза? Жалок старик? Одинок ли он? Покажите на примерах из текста, что старик не одинок? (Индивидуальное задание, заранее приготовленное учащимся)

 Воплощением чего является старик в повести?

Образ мальчика. Характеристика героя.

Как мальчик относится к старику? Почему так назван по имени один раз? Что значит мальчик в жизни старика? О чем они разговаривают? Почему не хочет бросать старика? Кто заставляет его сделать это? Как относится к старику?

Воплощением чего является мальчик в повести?

Обобщение  по проделанной работе. Учащиеся делают вывод, учитель помогает обобщить сказанное.

Центр повести – борьба человека и рыбы.

Сколько времени старик сражается с рыбой?

Легко ли ему в море? Как он ведет себя по отношению к рыбе? Какого размера пойманная рыба?  Как вы можете  объяснить желание старика убить рыбу в сочетании с восхищением и жалостью к ней? Что в рыбе восхищает старика? Почему он так уверен, что рыба – самец? Почему, когда акулы терзают рыбу, старику кажется, что они терзают его? Какое чувство сопровождает старика в данный момент? Что все время делает? О чем он сожалеет? О чем мечтает старик?

Толкование сна старика. (Индивидуальное задание)

Исход борьбы. Завершающая стадия анализа художественного текста.

Чем заканчивается борьба? Какая мысль преследует старика? Что значат слова старика «кто же тебя победил, старик»? Как мальчик пытается поддержать старика?

Так кто же старик? Победитель или побежденный? А как считает сам автор? Прочитайте последние строки повести. В чем смысл повести?

Вот какую разгадку жизни дает сам Хемингуэй: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым, удесятеряет силы в борьбе со злом»

За эту повесть в 1954 году Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой:  «За повествовательное мастерство, в очередной раз показанное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу»

«»Человека, верящего в себя, нельзя победить» - вот о жизни в повести.

Привести примеры произведений, где звучит мысль, озвученная автором в повести.

Старик-мир людей, рыба-символ природы.

Ученики отвечают,

 составляют кластеры.

Старик не одинок. Он символ прошлого. Он учит мальчика ловить рыбу.

Мальчик любит старика, он заботится о нем, не забывает его.

 Мальчик-символ будущего.

Вывод: связь поколений не должна

прерываться,

старшее заботиться о младшем, младшее должно об этом помнить. Нельзя забывать о близких.

3 дня.

Старику трудно одному, он сожалеет, что рядом нет мальчика. Сон помогает старику почувствовать себя молодым, сильным, как в былые времена. В рыбе он видит

достойного противника, он разговаривает с ней.

Старик возвращается больной, израненный, от рыбы остался один остов. Мальчик помогает ему, заботится о нем.

Жить и верить в свои силы, верить в людей, быть не одиноким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Методическая разработка урока литературы « А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…». Поэзия Веры, Надежды, Любви…

Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века  оставалась тема Великой Отечественной войны.Цель  урока – знакомство ...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...