Восклицательные предложения
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Восклицательные предложения.

Цели:

  • Знать:

-что такое интонация и логическое ударение, каково их назначение;

-правило постановки знаков препинания в восклицательных предложениях.

  • Уметь:

- отличать восклицательные предложения от других предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

-составлять схемы предложений.

  • Воспитывать:

-культуру речи;

-стремление овладеть навыками выразительного чтения.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Приветствие.

Учитель:

- Поздоровайтесь друг с другом весело, прикоснитесь ладошками несколько раз. (После приветствия) с таким настроением решайте все задачи урока.

  1. Повторение пройденного материала. (Открываются тетради, записывается число)

        1)Работа с эпиграфом (на доске)

«Надо вдумываться в речь, в слова».  

        А.П.Чехов.

Учитель:

-Вдумайтесь в эти слова и сделайте вывод:

-О чем говорит А.П.Чехов.

(После ответов учащихся)

-Подумайте, какое значение имеет приставка «в». Кстати, в слове какой части речи она находится?

-Мы выслушали всех отвечающих, отберите верные ответы и сделайте выводы о назначении приставки «в» в словах.

Вывод:

-обозначает направление внутрь;

-доведение действия до предела;

-углубление в какое-либо действие;

-Какой смысл несет в себе слово «вдуматься»?

Какие еще слова вы можете привести в качестве примера с таким же значением приставки?

( Слова проговариваются и записываются  :  Вслушаться , всмотреться…)

-А к какой орфограмме относится правописание приставки в глаголах?

-Представьте себе, что вы - учитель и вам нужно проэкзаменовать вашего соседа по теме «Глагол».

-Какие материал вы повторите с ним?

-К каждому правилу запишите по 3 примера с объяснением орфограммы.

2) Работа с сюжетными картинками.

( Раздаются по одной на парту или используются рисунки из упр.149)

(Работа в «парах» .)

Учитель: -  Вспомните правописание безударных личных окончаний глаголов.

3)-Следующая задача : рассмотрите рисунки и «найдите» в них глаголы. Поставьте их в разных формах:

  • Н.форма-улыбаться;3л., ед.ч.-улыбается; 3л.,мн.ч.-улыбаются; 2л.ед.ч.- улыбаешься

       (Записывается 5-6 слов)

4)Взаимопроверка.

  1. Мотивация. Открытие новой темы.

(Вывешивается на доску ватман с записью: «Предложения по цели высказывания».

В центре расположены  3 пронумерованных  круга ,4-ый находится за чертой. )

Учитель:

- Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания?
- Краткую информацию о них запишите в первых трех секторах. (Вызываются  три ученика, по одному с каждого ряда, остальные учащиеся проверяют правильность ответа своего представителя).

- Почему четвертый сектор отстоит от первых трех? (Наверное, это тема нашего урока.)

-Да, это новая тема. Вам ее предстоит открыть урока, чтобы в конце урока   заполнить и четвертый сектор. Будьте внимательны.

  1. Усвоение новых знаний.

Учитель:

–Послушайте рассказ о том, что случилось с Петей, учеником 6 класса.

Сегодня Петя по дороге в школу очень волновался. Ему показалось, что домашние часы подвели его   и он опаздывает. Вдруг мальчик увидел своего друга Колю, который не спеша шел по направлению к школе. Петя подбежал к Коле.

-Как вы думаете, с какой целью он подбежал?

(С целью узнать точное время.)

-Если бы вы были на месте Пети, как бы вы в подобном случае обратились к своему другу?

( Который  час?  Мы  не  опаздываем? )

        А что бы вы сказали на месте Пети ,если бы услышали от своего друга такой ответ : «До   начала урока еще  осталось целых 10 минут!»)?

( Как это замечательно ! Вот здорово  ! )

-С каким чувством вы бы произнесли эти слова?

(С чувством радости.)

-Как называются такие предложения ? Почему?

(Восклицательное, потому  что выражает чувство радости)

Физминутка  .(Проводит физорг класса .Комплекс позитивных упражнений.)

  1. Первичная проверка понимания изученного материала (в форме таблицы).

(Материал лежит у каждого на столе).

1.Приведите из текста «По дороге в школу» пример любого вопросительного, повествовательного, побудительного предложения, если они есть. (Дети  должны заметить ,что побудительного предложения нет»).

2. С какой целью были употреблены в тексте вопросительные предложения? Приведите пример. С какой интонацией вы произносите их ?

3. С какой целью были употреблены восклицательные предложения? Приведите пример. С какой интонацией вы произносите их?

4.С какой целью были употреблены повествовательные предложения и как их надо произносить ?

5.Что называется повествовательным, вопросительным и восклицательным предложением?

  1. Закрепление полученных знаний.

1.Работа с материалом учебника с.73

Учитель:

-Подробнее о восклицательных предложениях вам поможет узнать стихотворение Н.Тетивкина «Восклицательный знак». Исследуйте текст и дополните наши выводы о восклицательных предложениях новыми.

2.Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», подготовленной учениками (инсценировка).

-Какие интонации вы услышали в этом стихотворении и что они подчеркивают? (лесть)

Учитель:

-Это качество, естественно,  характерно для человека. Положительное оно или отрицательное?Почему?

  1. Обобщение и систематизация материала.

1.Групповая работа.

(Класс разбивается на группы по 5 человек).

- Каждая группа получает задание (написано на листочках):

  • Составить повествовательное предложение  со словом «рассмотреть».
  • Не меняя ни слова, ни их порядок, составить восклицательное предложение.
  • Подумать, как это сделать быстро и конструктивно.

(На выполнение задания отводится 3-4 мин.Ответы выслушиваются и оцениваются.)

2.Устная работа по  упр.152 (чтение материала под книжечкой со стрелкой с целью сделать вывод. ) Сначала выслушиваются ответы детей.

Учитель :  Интонация предложения играет важную роль .С ее помощью любое предложение -без изменения  слов ,порядка их следовании -можно преобразовать в другой вид.

VIII. Выявление усвоения знаний.

Учитель:  Попробуйте  это еще раз показать на материале упр.153 и заполнить схему.

Вывод по схеме.

     повествовательное

    побудительное                                                          

?         вопросительное                                                        предложения                    

!        повествовательное                                                  

              побудительное

 !?        вопросительное

  1. Коррекция знаний и способов действий

1) Заполнение 4 сектора.

  1. Домашнее задание. § 30, упр. 154 (устно), 155 (письм.)
  2. Подведение итога урока. Оценивание.
  3.  Рефлексия. Метод “Ресторан”

Учитель: - Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор просит вас ответить на несколько вопросов. (Записаны на листиках, можно оформить красиво):

 - Я бы съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

(Ответы комментируются 2-3 учениками, остальные подаются учителю для изучения)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа:"Роль восклицательных предложений в рассказе Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

В рамках ежегодной школьной конференции "Путь в неизведанное" учащимися 5 класса Кица Марией и Якубец Александрой под руководством Фоминой А.Г. была подготовлена лингвистическая исследовательская рабо...

Урок по теме "Восклицательные предложения"

Урок русского языка в 5 классе...

Урок "Восклицательные предложения"

Урок проводится в курсе русского языка в 5-м классе по учебнику «Русский язык» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов – М. «Просвещение», 2011г.). Ур...

Презентация на тему "Exclamatory sentences", Восклицательные предложения.

Создавалась под раздел "Be polite!" УМК М.З. Бибоетовой" Enjoy English, 6 класс, Unit 7...

Урок русского языка по теме "Восклицательные предложения" 5 класс.

Разработка урока, презентация, карточки  к уроку, жетон, дополнительный материал к уроку "Восклицательные предложения". Русский язык. 5 класс....