Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Восклицательные предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Воложина Ирина Васильевна

    Урок русского языка в 5 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

    Открытый урок русского языка в 5 классе

    Восклицательные предложения

    Учитель: Воложина Ирина Васильевна 

                                                                                                                                                         

    г. Олекминск, 2013 г.

      Тема урока:                 Восклицательные предложения

    Тип урока:

    Вид урока:

    Цели урока:

    1)        Обучающие:   дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

    2)        Развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах.

    3)Воспитательные: воспитание любви к родному языку через литературу, привитие интереса к русскому языку.

    Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

    Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная.

    Оборудование: экран, проектор записи на доске, индивидуальные карточки.

    Ход урока:

    1.Оргмомент.

    - Здравствуйте. Садитесь.

        2. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.

    1). Проверка домашнего задания.

    1) работа по вопросам:

    - Продолжите фразу: предложение – это…

    - Грамматическая основа – это……

    - По составу грамматической основы предложения бывают ……………

    - По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….

    3. Постановка учебной цели.

    -        Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? Мы можем  увидеть его на лавочке в парке или на стене в помещении, о чем он нам сообщает? Слайд №1

    (Здесь покрашено! Будь сторожен!)

    - Молодцы! А какие это предложения по цели высказывания? Слайд №2

     (Первое предложение повествовательное. Оно сообщает о том, что здесь покрашено. Второе побудительное. Оно выражает совет.)

    - Хорошо, исходя из этих предложений, вы можете назвать тему нашего урока?

    (Восклицательные предложения.)

    - Какова цель нашего урока?

    (Выяснить роль восклицательных предложений в речи) Слайд

    - Молодцы. Запишите число и тему урока. Слайд №3

      4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока

    - Теперь обратимся к учебнику на странице 60. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации в первом столбике. В чем особенность предложений записанных справа?

    Мы были в лесу.                                                                 Мы были в лесу!

    Кто взял книгу?                                                                  Кто взял книгу?!

    Прочитай книгу.                                                                 Прочитай книгу!

    (Слева предложения по интонации невоскл., справа те же предложения по цели высказывания– воскл.)

    - Как мы должны читать предложения справа?

    - Запишем предложения справа в свои тетради. Слайд №4

    -  Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания? 

    ( Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Они могут выражать чувства и в то же время сообщать о чем-либо, спрашивать или побуждать к действию.)

    - Давайте запишем этот вывод. Слайд №5

    Графический диктант. 

    - А теперь, чтобы закрепить полученные знания, мы с вами запишем графический диктант.  Я буду читать предложения, а вы записываете лишь знак препинания соответствующий концу предложения. Готовы?

    Осень.  Красивые наши рощи осенью! Приходилось ли тебе бывать там на рассвете? Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра?

        Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом. Попробуй и ты!

     

    Взаимопроверка

    - Давайте проверим, друг друга, верно ли вы отвечали. Поменяйтесь тетрадями. Слайд №6.

    Физминутка. «У тети Моти»(музыка)

        7.Закрепление материала.

    1. Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика).

    Слайд 7 (проверка)

    а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.

    Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ.ятный небесный свод раздвинулся еще необ.ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.

    Слайд 8

    б)Запишите предложения, распределяя их в два столбика:

    побудительные и повествовательные.

    Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

    (Н. Носов)

    2. Самостоятельная проверочная работа.

    Слайд 9

    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

    Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз.леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж. .лища.

    Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.

    8. Итог урока.

    - Над какой темой работали на уроке? Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных  или невосклицательных? Почему? Как вы считаете, чего мы достигли сегодня на уроке?

    9.Домашнее задание:  написать мини-сочинение по видеоролику (5-8 предложений. Определите их вид по цели высказывания.), на тему «Читать - это модно!».

     10 .Рефлексия.

    - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Я предлагаю вам закрасить одного из этих пушистиков соответственно вашему настроению от урока (листы с пушистиком у каждого на столах).

        8. Развитие навыков выразительного чтения восклицательных предложений. Сценка.

     Использованная литература:        

     «Уроки русского языка в 5 классе»  Е.И. Никитина, М. «Просвещение»

    Русский язык 5 класс- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М. «Просвещение», 2011 г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Продолжите фразы Предложение – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляют собой законченную мысль. Грамматическая основа – это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них. По составу грамматической основы предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое – два главных члена) и односоставные (есть только один главный член – или подлежащее, или сказуемое ). По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Слайд 4

    . ! ? ? . ! Проверь себя.

    Слайд 5

    Восклицательные предложения Тема у рока :

    Слайд 6

    План работы: 1. Узнать, для чего нужен восклица­ тельный знак. (работа с учебником). 2. Понять что такое эмоции. (работа со словарем) 3. Учиться читать выразительно восклицательные предложения. (работа с художественным текстом) 4. Определять на слух восклицательные предложения 5. Учиться определять предложения по интонации на письме. (самостоятельная практическая работа)

    Слайд 7

    Работа со словарем. Слово Эмоции в словаре Ефремовой, мн . разг . - Внешнее проявление чувств. Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н) ЭМОЦИЯ - и , ж. Душевное переживание чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости, || прил. эмоциональный, - ая , - ое . Эмоциональное воздействие - Какие чувства может испытывать человек?

    Слайд 8

    Хорошо живет на свете Винни-Пух ! Оттого поет он эти Песни вслух! ( Б. Заходер .)

    Слайд 9

    2. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! (А. Пушкин.) Выражение злости, зависти .

    Слайд 10

    3. Что за диво! Все так чисто и красиво. ( А. Пушкин.) Выражение восхищения .

    Слайд 11

    ФИЗМИНУТКА

    Слайд 12

    Проверь себя. Повествовательные предложения: От твоей музыки уши болят! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! Побудительные предложения: Перестань сейчас же! Уходи отсюда со своей противной трубой! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! (Н. Носов.)

    Слайд 13

    Самостоятельная проверочная работа . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором вы­ражена главная мысль этого текста, подчеркните . Х о рошо в л е су ранней в е сной. В полдень идеш ь по тр о пинке между заз е леневших деревьев. Но что это ?! Лес огл у шается птич ь им гомоном. Это п е рнатые сп е шат уст­роить свои ж и лища . Берегите птиц ! Не разоряйте леса и гнезда.

    Слайд 14

    Продолжите фразу: 2.Восклицательные предложения по цели высказывания могут быть повеств , вопросит , побудит. 1.Восклицательные предложения передают различные чувства: ……………

    Слайд 15

    Домашнее задание на выбор: 1. Написать мини-сочинение по видеоролику на тему « Иметь друзей – здорово! » (5-8 предложений ), используя восклицательные предложения . или 2. Выполнить упр. 151


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

    Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

    Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

        Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

    Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

    Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

    Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

    Урок изучения и закрепления материала...

    Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

    Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

    Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

    Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

    Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

    Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....