"Спортсментæ æмæ антикон хуыцæутты фæлгонцтæ" ( "Спорт и красота")
план-конспект урока (8 класс)

Красота во все времена обожествлялась людьми, вызывала восхищение и вдохновляла на подвиги. Каждая эпоха имела свое представление о женской красоте, которое эволюционировало с течением времени. Эталон женской красоты менялся с самого появления человека на земле. Взгляды на женственность и привлекательность базировались на нестабильной основе, которая зависела от религиозных и моральных устоев и веяния культурных ценностей. Во времена Древней Греции красота человеческого тела была возведена практически в религиозный культ. Ей поклонялись, боготворили и считали наибольшим даром и талантом. 

     Древние греки оценивали женское тело по параметрам, близким к современным. Они считали красоту высшим проявлением щедрости богов – красивый человек, как мужчина, так и женщина, пользовались не меньшей популярностью и почтением, чем знаменитый полководец или государственный деятель. Самые красивые люди составляли особую прослойку в обществе, были многоуважаемыми и почтенными вдохновителями поэтов и творческих людей. Им посвящали стихи, песни, скульпторы ваяли с них статуи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2018/07/derjavin.jpg

Гом урок ирон æвзагæй

8-æм къласы

        Темæ:

«Спортсментæ æмæ антикон хуыцæутты фæлгонцтæ».

ахуыргæнæг    Хетæгкаты Р.В.

        2019 аз

Темæ: «Спортсментæ æмæ антикон хуыцæутты фæлгонцтæ».

Коммуникативон арæхстдзинæдтæ: спорты алы хуызтимæ баст темæтыл ныхас кæнын; спорты хуызты истори, хицæндзинæдтæ æмæ пайдадзинады тыххæй дзурын зонын, хи хъуыдытæ æмæ æнкъарæнтæ æвдисын.

Продуктивон лексикæ: гуыры конд, зылын, нарæг, ленкгæнæг, æхсæн, дæргъ, уæрх, къаддæр, сакъадах, æрдæгсакъадах, хæзна, ахонын, æргом здахын, уæлдай, миниуæг, астæуккаг.

Рецептивон лексикæ: фæлгонц, фыдракæнд, уарзæгой.

Ахуырдзаутæ бадынц 2 къордæй.

Урочы цыд:

  1. Бацæттæгæнæн рæстæг.    (фон – слайд1)

- Чи у радгæс? Чи нæй къласы?

  1. Байхъусут æмæ урочы темæ базонут.

     Красота во все времена обожествлялась людьми, вызывала восхищение и вдохновляла на подвиги. Каждая эпоха имела свое представление о женской красоте, которое эволюционировало с течением времени. Эталон женской красоты менялся с самого появления человека на земле. Взгляды на женственность и привлекательность базировались на нестабильной основе, которая зависела от религиозных и моральных устоев и веяния культурных ценностей. Во времена Древней Греции красота человеческого тела была возведена практически в религиозный культ. Ей поклонялись, боготворили и считали наибольшим даром и талантом.  

     Древние греки оценивали женское тело по параметрам, близким к современным. Они считали красоту высшим проявлением щедрости богов – красивый человек, как мужчина, так и женщина, пользовались не меньшей популярностью и почтением, чем знаменитый полководец или государственный деятель. Самые красивые люди составляли особую прослойку в обществе, были многоуважаемыми и почтенными вдохновителями поэтов и творческих людей. Им посвящали стихи, песни, скульпторы ваяли с них статуи.

(слайд 2)

  1. Ног æрмæгыл куыст.
  1. Дзырдуатон куыст: дзырдты къордтæ баиу кæнын, цæмæй дзы дзырдбæстытæ рауайа. (составить словосочетания)   (слайд 3)

Мысыр                 рагон

гуыры конд         пропорционалон

                              рæсугъд

сакъадах              Милос

хæзна                   национ

фæлгонцтæ          хуыцæутты

зындгонд              скульптор

фыдракæнд           стыр

рæсугъдзинад      сылгоймаджы

С любыми двумя словосочетаниями  составить предложения.

  1. Къордты куыст. Сывæллæттæ, мах нæхи сывæллæттæ банкъарæм. Ахъазæм. Сымбырд кæнын хъæуы пазл æмæ радзурын, уыцы нывты тыххæй.

(1-аг къорд – скульптурæ «Давид»,

2-аг къорд – скульптурæ «Венера Милосская»)

Сывæллæттæ дзурынц уыцы фæлгонцты тыххæй, уый уыд сæ хæдзармæ куыст.

-     Афродита (или Венера) Милосская. Она была идеалом красоты и олицетворяла высшее совершенство природы. Статуя изображает стройную женщину с грациозной осанкой.

 «фамилию» Венера получила по названию острова, на котором была найдена в 1820 году французским моряком. Милос, сегодня являющийся территорией Греции, в то время находился под властью Османской империи. 

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.

На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры. 
Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

-    Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий.

Более 8 миллионов посетителей в год приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на Давида. Исследования показали, что все эти посетители создают вибрации при ходьбе, которые наносят вред мрамору, вызывая появление трещин.

Статуя была перевезена в Академию  в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами.

  1. Чиныгимæ куыст. Ссарут тексты Поликлеты рæсугъддзинады канон. Бакæсут æй, чи уæ у идеалон Поликлетмæ гæсгæ? (уый дæр уыди хæдзармæ лæвæрд)
  2. 108 ф. №4 ссарын тексты æмæ бакæсын хъуыдыйæдтæ лæвæрд мидистимæ.
  3. Къордты куыст.  Хъуыдыйæдтæ кæрæдзийы фæдыл раст сæвæрын текстмæ

гæсгæ. (кæрæдзийы фæдыл фæйнæ иу хъуыд-ы кæсынц алы къордæй. Фæйнæгимæ абарынц сæ дзуæппытæ.)

а) 1873-аг азы Аивæдты акдемийы Давидæн – национ хæзнайæн – сарæзтой хицæн зал æмæ йæ уым сæвæрдтой.

б) Сæ рæсугъддзинад баззадис дунейы стырдæр хæзнаты – рагон нывты æмæ скульптурæты.

в) Æртæ азы куыста «Давид»-ыл гениалон Микеланджело, æмæ дуры хуылфæй дунемæ «рахуыдта» диссаджы рæсугъд æрыгон лæппуйы – Голиафыл чи фæуæлахиз ис, уыцы Давиды.

г) Абон дæр сылгоймаджы рæсугъддзинады идеалыл нымад сты «Сикстинаг Мадоннæ»(Рафаэль), «Джокондæ», «Мадоннæ дидинæгимæ», «Мадоннæ Литтæ» (да Винчи).

д) Рагон скульптортæ æмæ нывгæнджытæ, сæ уацмыстæ аразгæйæ, се 'ргом здæхтой спортсментæм.

е) Цыппарсæдæ азы дæргъы ацы скульптурæ лæууыдис Флоренцийы иу фæзы.

ж) Антикон хуыцæутты фæлгонцтæ аразгæйæ, модельтæн æвзæрстой спортсменты.

           (слайд 4)

  1. Къордты куыст.   Фæбæрæг кæнут раст хъуыды.

РАСТ У, РАСТ НÆУ

  1. Идеалон гармони ис физикон рæсугъддзинад, зонд æмæ уды иудзинад. +
  2. Астæуккаг æнусты стыр фыдракæндыл нымад уыдис æрдз ныв кæнын.  –
  3. Микеланджело йæ диссаджы скульптурæ «Давид»-ыл фæкуыста æртæ азы.  +
  4. Рагон скульптортæ æмæ нывгæнджытæ модельтæн æвзæрстой актæрты.  –
  5. Адæймаджы рæсугъддзинад  æнгом баст нæу пропорционалон гуыры кондимæ.
  6. «Милосаг Венерæ»-йы ссардтой Турчы.  –

  1. Хатдзæг скæнын.  (учитель задает детям вопросы)

  1. Чи у номдзыд «Афродитæ»-йы автор?    
  2. Кæд арæзт æрцыдис ацы скульптурæ?    
  3. Цæмæн æй хонынц «Милосаг Венерæ»?
  4. Кæд æмæ кæм ссардтой ацы скульптурæ?
  5. Кæм лæууыдис раздæр «Давид»?
  6. «Давид»-ы хицæн залы кæд сæвæрдтой?
  7. Кæм фенæн ис ныртæккæ ацы скульптурæ?

(слайд 5)

  1. Радзурын алы заманты цы идеалон рæсугъд канонтæ уыд, уыдоны тыххæй.

Идеальные пропорции женского тела по массовым представлениям в разные эпохи

1. Пропорции античных красавиц, с точки зрения современных людей, идеальными назвать затруднительно. Античные Венеры и Афродиты невысокого роста (160–164 см), достаточно упитаны, у них коротковатые ноги, широкая талия. Греческие каноны красоты перешли и к римлянкам

2. В Средневековье, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считались плоские, без выраженных половых признаков, фигуры

3. В эпоху барокко ценились пышнотелые красавицы. Женщины, изображенные на полотнах Рубенса, по мнению художника, были «созданы из молока и крови»

4. В XIX веке в моду вошли корсет и тонкая талия, что заставило прекрасную половину человечества сесть на диету

5. С 1960-х годов стандарт «90–60–90» — общепризнанный образец для подражания и эталон красоты.

  1. Рефлекси    (слайд 7)

Æз базыдтон ногæй….

Цымыдиссаг мæм фæкаст….

Зын мын уыди….

  1. Хæдзармæ куыст: (слайд 6)  

108ф. №5, 109. №3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Спорт æмæ антикон хуыцæутты фæлгонцтæ

Слайд 3

Мысыр гуыры конд сакъадах хæзна фæлгонцтæ зындгонд фыдракæнд рæсугъдзинад рагон пропорционалон рæсугъд национ хуыцæутты скульптор стыр сылгоймаджы Милос

Слайд 4

Венера Милосская Давид

Слайд 5

4. Абон д æ р сылгоймаджы р æ сугъддзинады идеалыл нымад сты « Сикстинаг Мадонн æ » ( Рафаэль), « Джоконд æ » , « Мадонн æ дидин æ гим æ » , « Мадонн æ Литт æ » (да Винчи). 3. Æртæ азы куыста «Давид»- ыл гениалон Микеланджело, æмæ дуры хуылфæй дунемæ « рахуыдта » диссаджы рæсугъд æрыгон лæппуйы – Голиафыл чи фæуæлахиз ис , уыцы Давиды. 6. Цыппарсæдæ азы дæргъы ацы скульптурæ лæууыдис Флоренцийы иу фæзы . 1. 1873-аг азы Аивæдты акдемийы Давидæн – национ хæзнайæн – сарæзтой хицæн зал æмæ йæ уым сæвæрдтой . 5. Рагон скульптортæ æмæ нывгæнджытæ, сæ уацмыстæ аразгæйæ, се ' ргом здæхтой спортсментæм . 7. Антикон хуыцæутты фæлгонцтæ аразгæйæ, модельтæн æвзæрстой спортсменты . 2. Сæ рæсугъддзинад баззадис дунейы стырдæр хæзнаты – рагон нывты æмæ скульптурæты .

Слайд 6

1. Чи у номдзыд « Афродитæ »- йы автор? 2. Кæд арæзт æрцыдис ацы скульптурæ? 3. Цæмæн æй хонынц « Милосаг Венерæ»? 4. Кæд æмæ кæм ссардтой ацы скульптурæ? 5. Кæм лæууыдис раздæр «Давид»? 6. «Давид»- ы хицæн залы кæд сæвæрдтой ? 7. Кæм фенæн ис ныртæккæ ацы скульптурæ?

Слайд 8

Æз ногæй базыдтон … Я узнал нового…. Цымыдиссаг мæм фæкаст… Мне было интересно…. Зын мын уыдис… Мне было трудно…

Слайд 9

1. 108 фарс 5-м ф. 2. 109 фарс 3-м ф. Хæдзармæ куыст :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"

Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...