Работа над орфографической зоркостью в рамках школьного проекта « Грамотность на кончике пера » «Ак китап » - « Белая книга » ( татарский язык и литература)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Акашина Ниля Мухамедовна

Правильно писать слова должен каждый человек. Будь то первоклассник или же взрослый человек. Есть определенные нормы, которые должен знать каждый. Так называемый орфографический минимум. Научные исследования показывают, что трудности усвоения тех или иных школьных предметов (среди них на первом месте стоят нарушения и письма) являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Нормы изучения  татарского языка разработаны учителями татарского языка и есть результаты  обучающихся, которые превышают  эти нормы. Проводя этот вид  работы выявляются те пробелы , которые часто можно увидеть при проведении контрольных работ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_proekt.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка Ново – Савиновского района г. Казани

Работа над орфографической зоркостью

в рамках школьного проекта « Грамотность на кончике пера »

«Ак китап » - « Белая книга »

( татарский язык и литература)

Авторы:

Акашина Ниля Мухамедовна,

заместитель директора по учебной работе

по вопросам национального образования,

высшая кв. категории,

учитель родного (татарского) языка и литературы

Правильно писать слова должен каждый человек. Будь то первоклассник или же взрослый человек. Есть определенные нормы, которые должен знать каждый. Так называемый орфографический минимум. Научные исследования показывают, что трудности усвоения тех или иных школьных предметов (среди них на первом месте стоят нарушения и письма) являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Нормы изучения  татарского языка разработаны учителями татарского языка и есть результаты  обучающихся, которые превышают  эти нормы. Проводя этот вид  работы выявляются те пробелы , которые часто можно увидеть при проведении контрольных работ .

             Недостаточный уровень грамотности и каллиграфии приводит к неуспеваемости.

      Низкое качество письма – одна из причин того, что ребенок затрачивает много времени на приготовление уроков, переписывая домашнее задание, что, безусловно, вредит его здоровью, препятствует его гармоничному развитию, снижает мотивацию к обучению. Специфические буквы  татарского языка приводят к  ошибкам при написании письменных работ. Проводя словарные диктанты  в разной форме можно проконтролировать виды ошибок и помочь обучающемуся их устранить.  

           Недостаточная грамотность и связанные с этим школьные проблемы приводят к эмоциональной неустойчивости, снижает самооценку, может привести к расстройствам нервной системы и психосоматическим заболеваниям.

Во имя сохранения родного языка мы должны объединиться, чтобы сообща, единым фронтом бороться за его культуру, жестко и последовательно противостоя тому, что обесцвечивает, засоряет и опошляет нашу речь. Дар слова – одна из величайших примет человека.

Самым элементарным способом противостояния является борьба  со словами “паразитами”. Люди даже не замечают того, что употребляют их. Поэтому в первую очередь необходимо следить за собой. Поверте, если вы избавитесь от глупой привычки употреблять слова – “паразиты”, то когда другой человек в вашем присутствии скажет что – либо подобное, у вас это вызовет отвращение.

Таким образом, вклад одного человека может изменить историю языка.

 К сожалению, помимо слов – “паразитов”, молодое поколение все больше употребляетв нецензурные выражения, но и эту проблему можно решить.

Во-первых, если родители ребенка с малого возраста будут приучать ребенка к русскому языку, например, почаще убирать с домашних экранов очередной боеви или фильм ужасов со сценами жестокости.насилия, убийств и заменять  их чтением настоящей книги, то подилнные чувства , переживания, искрення любовь и чистое слово смахнут пыль с наших душ и дущ детей.

Во вторых, можно обратиться в прпвоохранительные органы с предложением отработать механизм применения законодательных актов, предусматривающих отвественность за употребление нецензурных слов в общественных местах.

Но помимо  всего этого каждый может самостоятельно бороться за культуру языка. Если окружающие вас люди ругаются, то вы должны объяснить смысл нашей речи.

Слово – это средство выражения речи, общения между людьми. Во все времена владение, словом ценилось очень высоко и являлось составной частью общей культуры человека.  Многие ученики изучают татарский язык – как не родной, и поэтому такая форма работы позволяет им осваивать  татарский язык  в более интересной форме.

Всегда следует помнить об этом, а также пытаться внести свой вклад в грамотное развитие языка. Старайтесь не засорять нашу речь словами-«паразитами», сквернословием, излишним количеством выражений иностранного происхождения. Задумайтесь над тем, что наш родной язык итак очень красивый и богатый!

Наша Белая книга  - Ак китап создана по образу Красной книги, Зеленой книги, которые выпускаются под эгидой ЮНЕСКО.

Эта книга называется: «Грамотность на кончике пера»… И это не случайно, ведь грамотность – важнейшая категория; грамотные люди ценились во все времена: и тогда, когда писали гусиным пером, и сейчас, когда компьютер прочно вошел в нашу жизнь.

Почему книга «окрашена» в белый цвет? Это очевидно, ведь с чистым листом бумаги сравнивают первоклашку. Каждый человек учится писать, зачастую проходит очень много времени, пока учитель сможет высоко оценить твой лист, уже не белый, чистый, а грамотно написанный. Всем известно выражение: «начать жизнь с чистого листа». Что напишешь на чистом листе бумаги, таким и будет лист. Превращение белого листа в исписанный всегда процесс волшебный как для школьника, так и для ученого, ведь чудо письма ни с чем не сравнимо… Ты творец! Ты можешь … !

Так и наша грамотность. Из неумелого ученика ты превращаешься в учащегося учащего.

Белая книга может превратиться в разноцветную, но это может, и ни к чему, ведь белый цвет, цвет чистоты.

Во все времена  владение, словом ценилось очень высоко и являлось составной частью общей культуры человека. Следует помнить об этом, а также пытаться внести свой вклад в грамотное развитие языка. Старайтесь  не засорять нашу речь, словами – «паразитами», сквернословием, излишним количеством выражений иностранного происхождения.

Задумайтесь над тем, что наш родной язык  так очень красивый и богатый!

Этой работой занялись три  года назад. Если в первом варианте была просто копировка работы с русского варианта «Белой книги – Ак китап », то в прошлом году учителя татарского языка пошли по иному пути. Были распределены всем свои обязанности, учителя просмотрели каждую параллель и выписали все словосочетания со 2 - 11 классы в русских группах. Учителя продумали разные виды проведения работы со словосочетаниями. Книга была издана учащимися 9а класса и презентовалась на городском семинаре 21 февраля учениками  (День родного языка) 6а кл., где ученики выражали свое отношение к этой проблеме и надеются, что каждый увидят свою фамилию на страницах этой замечательной книги. В этом, 2019 г. году задания усложнились проверкой знаний по морфологии и синтаксису. Благодаря этому  повысилась  мотивация учеников в изучении татарского языка. Учителям родного(татарского) языка есть возможность вести мониторинг грамотности и увидеть ошибки допущенные учениками.

***

һәр китапның үзенең байлыгы бар. Шуңа күрә һәр китапны серләр белән тиңләштереп була. Быр чыгарган китапның эче генә түгел. ә исеме дә серле. Ул Ак китап дип атала. Бу китаны  Кызыл китап,  Яшел китап үрнәгендә чыгарылды. Лингвистика өлкәсендә ел саен ирешкән уңышларны тәртип бару йчен чыгарырга уйладык.

Ни өчен бу китапның битләре акка буялган? Ак бит беренче сыйныф укучысын  белән чагыштырганнар . Һәр нәрәсәгә вакыт кирәк. Тормышны ак кәгазҗдән башларга кирәклеге һәрберебезгә билгеле.

Иң беренче кеше язарга өйрәнә. Шуннан соң гына укытучы синең ак битенңе түгел, грамоталы язылган  да, компҗютер заманында да югары бәяләнгән.

Ак  кәгазнеэ язылган биткә әйләнүе укучы өчен серле.

 Син иҗат итүче!

Татар телендәге сүзтезмәләрне өйрәнү XIX  йөзнең беренче яртысында башланган. Бу өлкәдә К. Насыри, Җ. Вәлиди кебек күренекле галимнәр эшләгән.

Бу китапта белемле укучыларның исемен күрәсе килә. Без шуңа ышанып калабыз.

Уңышлар сезгә!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Анализ работы методического объединения учителей татарского языка и литературы

Анализработы  методического объединенияучителей татарского языка и литературы...

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы Срок реализации: 2014-2019ггАктуальность выбранной темы:...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...