методические рекомендации по преподаванию родного языка и литературы
учебно-методический материал

Телкова Жанна Александровна

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_o_prepodavanii_ril1.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «О преподавании учебных предметов “Русский язык” и “Литература” в образовательных организациях в 2019 – 2020 учебном году с учётом результатов ГИА»

Методические рекомендации подготовлены в целях разъяснения вопросов организации преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в образовательных организациях  в 2019–2020 учебном году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства просвещения РФ, ФГОС  общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы

 

1. Нормативно-методические документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предметам «Русский язык» и  «Литература» 

 

I. Нормативные документы (общие для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)

 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в последней редакции) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 879» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 г. 42729) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

18. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2016 г. № 08-1713 «О направлении плана реализации Концепции», утверждённого Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 29 июля 2016 г. № ДЛ-13/08 для организации работы по реализации Концепции // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

19. Примерная основная образовательная программа основного общего образования //http://fgosreestr.ru/

20. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования //http://fgosreestr.ru/

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016 – 2020 годы» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/ 

23. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 г. № НТ41/08 «О перечне “100 книг” по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

25. Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018/19 учебный год // http://минобрнауки.рф/m/документы 

26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 08-778 «О Всероссийском конкурсе сочинений» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

27. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы» // ttp://government.ru/media/files/

28. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 

29. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 мая 2018 г. № 08-12-11 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» // http://rulaws.ru/acts/PismoMinobrnauki-Rossii-ot-16.05.2018-N-08-1211/

30. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» // http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-06.05.2013-N-08-535/ 

31. Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС // Вестник образования. – 2013. – № 16 (август).

32. Приказ Министерства просвещения российской федерации о федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 28 декабря 2018 г. N 345

33. Приказ Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников...»

Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ – Министерство образования и науки Российской Федерации РФ); http://www.ed.gov.ru/ – Образовательный портал; http://www.edu.ru/ – Единый государственный экзамен; http://fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений.  

     2. О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

на уровне основного общего образования

В 2019–2020 учебном году общеобразовательные организации Брянской области продолжат реализацию ФГОС основного общего образования в 5–9 классах в штатном режиме.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами в системе образования концепции предметных областей рассматриваются в качестве базиса, определяющего содержательные линии по каждому преподаваемому учебному предмету, что в свою очередь отражается в профессиональной деятельности каждого педагога, участвующего в реализации основных образовательных программ всех уровней образования. Филологическое образование в системе основного/среднего общего образования опирается на следующий концептуальный документ (далее – Концепция) – «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

В Концепции подчёркивается, что изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Литература – это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы – познавательной, нравственной и воспитательной. В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.

Необходимо отметить, что все Концепции предметных областей предполагают изменения не только в учебной, но и во внеурочной деятельности по предмету (см. методические материалы, размещенные на сайте «Модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами», www.predmetconcept.ru). В соответствии с действующими нормативными правовыми документами в системе образования концепции предметных областей рассматриваются в качестве базиса, определяющего содержательные линии по каждому преподаваемому учебному предмету, что в свою очередь отражается в профессиональной деятельности каждого педагога, участвующего в реализации основных образовательных программ всех уровней образования.

Помимо концепции, регуляторы, которыми пользуется сегодня любой учитель русского языка и литературы в нашей стране, – это стандарты. Внесены изменения в части требований к предметным результатам по русскому языку и литературе в стандарт основной школы. Следующий регулятор, которым пользуется сегодня любой учитель русского языка и литературы, – примерные программы для основной школы. Это не нормативный правовой документ, а учебно-методический. В связи с реализацией Федерального государственного стандарта государственная политика в образовании направлена на обновление содержания и использование новых методов и технологий.

Словари играют существенную роль в обеспечении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования. На уроках русского языка и литературы необходимо систематически организовать работу учащихся со словарями различного типа, формировать культуру работы с ними, потребность обращаться к ним, способность извлекать из них необходимую информацию, развивать навыки поисково-информационной работы с текстами. Развитие культуры работы со словарями в школе как части общеучебных умений по поиску информации и её логической обработке (формирование понятия) необходимы для повышения способности использования указанных умений в учебной, познавательной и социальной практике, для обретения самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, для получения новых знаний в рамках учебного предмета. Закладывание основ культуры филологической работы со словарями при изучении дисциплин филологического цикла способствует формированию лингвистической и литературоведческой компетенций.

 Планирование и организация учебного процесса.

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность и временные рамки рассмотрения отдельных тем. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФК ГОС ОО, как многофакторный подход к содержанию русского языка и литературы – обеспечение баланса между различными разделами и темами; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной литературы, с привлечением литературы народов России, при приоритете изучения русской литературы.

 Требования к Рабочим программам по ФК ГОС не определены, поэтому учитель литературы разрабатывает Рабочую программу по предмету для 9 и 10 – 11 классов, которые он будет вести в 2019 – 2020 учебном году, в соответствии с локальным актом образовательной организации. Учитель составляет рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских учебных программ. Допускается определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой. Единая структура календарно-тематического планирования определяется локальным актом образовательной организации и является единой для образовательной организации.

 Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.  

Моделируя гуманитарное образовательное пространство, нельзя обойти вниманием ещё один важный момент – каков бы ни был гуманитарный потенциал используемых педагогических технологий, стратегий и приёмов, он «не упакован» в самой технологии, а проявляется усилиями педагога, действия которого действительно основаны на любви к человеку и заботе о нём. Эту цель можно достигнуть только, зная и учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.  

2.1. О преподавании учебного предмета «Русский язык»

На изучение предмета «Русский язык» в обязательной части учебного плана  предусмотрено

в 5 классе – 175 (170)[1] часов,  

в 6 классе – 210 (204) часов,

в 7 классе – 140 (136) часов,

в 8 классе – 105(102) часов,  

в 9 классе – 105(102) часов.

Общеобразовательные организации самостоятельно определяют режим работы           (5-ти или 6-дневная учебная неделя в соответствии с действующим законодательством РФ).

Примерный недельный учебный план основного общего образования 

(при 5 и 6-дневной учебной неделе)

Предметные области

Учебные

предметы

                  Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Увеличение количества часов на изучение курса русского языка в 5—9 классах может происходить за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

          В большинстве образовательных организаций в 5 — 9 классах обучение  ведется по УМК под редакцией  Л.М.Рыбченковой и О.М.Александровой издательства «Просвещение»,  под редакцией  Н. М. Шанского ( 5 – 7 класс – авторы Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др., 8 — 9 класс – Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.).  Согласно приказу Минпросвещения России «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28. 12. 2018 г. № 345 образовательные организации в течение трёх лет имеют право при организации образовательной деятельности использовать учебники, не включённые в действующий Федеральный перечень. Это касается учебников Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Александровой О.М для 8-9 классов и УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования предметная область «Родной язык и родная литература» и учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» являются обязательными для изучения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12. 2010 г. № 1897 (в ред. от 31.12. 2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

        Общеобразовательная организация вправе определять объём учебного времени (количество часов) и структуру (классы) освоения предметов «Родной язык» и «Родная литература». Общеобразовательные организации могут составить рабочие программы самостоятельно или выбрать один из вариантов реализации данных программ.

        Примерные рабочие программы по предметам «Родной язык (русский)»  и «Родная литература» размещены на сайте БИПКРО и на сайте БГИМЦ. Вариант рабочей программы по русскому родному языку с примерным тематическим планированием для 1, 5 и 9 классов размещѐн в свободном доступе на сайте www.uchlit.com

2.2. О преподавании учебного предмета «Литература»

На изучение предмета «Литература» в обязательной части примерного учебного плана отводится  

в 5 классе – 105 (102) часов,

в 6 классе – 105 (102) часов,

в 7 классе – 70 (68) часов,

в 8 классе – 70 (68) часов,  

в 9 классе – 105 (102) часов.

 

Примерный недельный учебный план основного общего образования 

(при 5 и 6-дневной учебной неделе)

Предметные области

Учебные

предметы

                  Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литература

Литература

3

3

2

2

2

12

В образовательных организациях Брянской области в 5—9 классах обучение литературе ведётся по программе и учебникам под общей редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И. Коровин и др.). Рабочая программа  к данному УМК размещена на сайте БИПКРО.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с редакцией от 31.12.2015 г. Приказа Минобрнауки России от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определена структура рабочих программ учебных предметов. Согласно п. 18.2.2. рабочие программы учебных предметов (курсов) должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

         3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2.3. О преподавании предметной области «Родной язык и родная литература»

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования предметная область «Родной язык и родная литература» и учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» являются обязательными для изучения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12. 2010 г. № 1897 (в ред. от 31.12. 2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

        Общеобразовательная организация вправе определять объём учебного времени (количество часов) и структуру (классы) освоения предметов «Родной язык» и «Родная литература». Общеобразовательные организации могут составить рабочие программы самостоятельно или выбрать один из вариантов реализации данных программ.

 Примерные рабочие программы по предметам «Родной язык (русский)»  и «Родная литература» размещены на сайте БИПКРО и на сайте БГИМЦ.

Вариант рабочей программы по русскому родному языку с примерным тематическим планированием для 1, 5 и 9 классов размещѐн в свободном доступе на сайте www.uchlit.com

       Примерный недельный учебный план основного общего образования 

(при 5 и 6-дневной учебной неделе)

Предмет

5

6

7

8

9

Всего

«Родной язык»

0,5

0,5

0,5

1

2

      4,5

«Родная литература»

0,5

0,5

0,5

1

2

4,5

В процессе обучения рекомендуются к использованию:

- учебное пособие «Русский родной язык» для 5-9 классов под редакцией                     Л.А. Вербицкой  (авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.).

- учебные пособия: «Литературная Брянщина». Учебник - хрестоматия в 2 частях. Методические рекомендации и материалы. Авторы:  О.В.Вороничева, Е.Э. Горяинова, Л.Л.Семенищенкова. «Брянщина литературная 20 век. Хрестоматия». Учебное пособие выпущено под общей редакцией доктора филологических наук, профессора БГУ А.В. Шаравина

3. О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на       уровне среднего общего образования (10-11 кл.)

В 2019–2020 учебном году общеобразовательные организации Брянской области приступают к реализации ФГОС среднего общего образования в 10 классах в штатном режиме. Содержание образования  предметной области «Русский язык и литература» может осваиваться на базовом или углублённом уровне.

В соответствии с требованиями статьи 18.3.1 Приказа Минобрнауки России                от 17.12. 2010г. № 1898 (ред. от 29.06. 2017 г. № 613) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения:

- технологического;

- естественно-научного;

- гуманитарного;

- социально-экономического;

- универсального

Для углубления знаний обучающихся могут быть рекомендованы следующие элективные  и факультативные курсы:

- «Русское правописание: орфография и пунктуация» (Автор программы С. И. Львова) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.— М.: Дрофа, 2008

-  «Стилистика русского языка» (Автор программы С. С. Вартапетова) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.— М.: Дрофа, 2008

-  Б.А. Ланин. Современная русская литература Программа элективного курса для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений.– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф»  http://window.edu.ru/resource/995/27995/files/mto062.pdf

Об УМК по русскому языку и литературе

В 10—11 классах для изучения русского языка:

- на базовом уровне рекомендуется учебник «Русский язык (базовый уровень)» (авторы Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение»);

- на углублённом уровне — учебник «Русский язык (базовый и углублённый уровень)» (авторы  В.В. Львов, С.И. Львова  ООО «ИОЦ Мнемозина»).

Согласно Приказу Минпросвещения России от 28. 12. 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  в течение 3 – х лет образовательные организации также  могут использовать  для изучения русского языка на базовом уровне  учебник А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык (базовый уровень)».

В 10 классе рекомендуются  для изучения литературы

- на базовом уровне учебники «Литература (базовый уровень)» (автор Ю. В. Лебедев, издательство «Просвещение»); «Литература (базовый уровень)» (автор И.Н.  Сухих, ООО «ОИЦ «Академия»), «Литература (базовый уровень)» (авторы  Зинин С.А., Сахаров В.И., ООО «Русское слово-учебник»);

- на углублённом уровне — учебник «Литература» (углублённый уровень)  (авторы Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А., издательство «Просвещение»).

Учитывая высокий научно-методический потенциал и глубину в освещении основных тем курса литературы XIX века, можно использовать учебник Ю. В. Лебедева  «Литература (базовый уровень)» для изучения литературы на углублённом  уровне.

В 11 классе рекомендуются  для изучения литературы:

- на базовом уровне учебник  «Литература (базовый уровень)» под ред. Журавлева В. П. (авторы Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др., издательство «Просвещение»); «Литература (базовый уровень) » (авторы  Зинин С.А., Сахаров В.И.,  ООО «Русское слово-учебник»);

- на углублённом  уровне — учебник «Литература» (углублённый уровень)  (авторы Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Гальцова Е.Д.  и др., издательство «Просвещение»).

   

4. Особенности организации и содержания внеурочной деятельности по предмету  

Внеурочная деятельность по предмету организуется в соответствии с требованиями ФГОС ООО по основным направлениям развития личности  (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.  Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.  Факультативные, элективные курсы могут носить интегративный характер (так называемые межпредметные курсы/модули), построенные на основе интеграции предметов области «Русский язык и литература».

О подготовке к устному собеседованию по русскому языку

В 2019 – 2020 учебном году девятиклассники принимают участие в такой оценочной процедуре, как итоговое собеседование по русскому языку. Цель устного собеседования по русскому языку – проверка коммуникативной компетенции девятиклассника. Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:

  проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;

 принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;

 учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.

Устная часть должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов. В комплект войдут четыре задания. Задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого научно-публицистического текста. При оценке выразительного чтения будут оценивать интонационное членение и темп речи. Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. В задании 2 предлагается пересказать выразительно прочитанный текст с привлечением дополнительных материалов, дополнив его высказыванием. За время, отведённое на подготовку, требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности. Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов. При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением). В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы. Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:

 Монолог-описание по предложенной фотографии.

 Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.

 Монолог-ответ на поставленный вопрос.

По каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино. Создание монологического высказывания потребует от сдающего предельной сосредоточенности, потому что проверять будут выполнение коммуникативной задачи (ответы на вопрос, логику связи ответов, отсутствие фактических ошибок), а также речевое оформление (следование нормам устной речи). В задании 4 школьникам предстоит поучаствовать в беседе с экзаменатором по заданной теме. По выбранной теме ученику будут заданы 3 вопроса. Для экзаменуемого главное – правильно ответить, т.е. справиться с коммуникативной задачей. В речи должны отсутствовать грамматические, речевые и орфоэпические ошибки. Кроме того, в критериях оценивания есть такие формулировки «Богатство и точность словаря», «разнообразие синтаксических конструкций». Общее время ответа, включая время на подготовку, – 15 минут. Для детей с ОВЗ – до 45 минут. Во время собеседования будут вести аудио- и видеозапись. Принимать экзамен должен педагог, который не учит выпускников данного класса. Порядок проведения собеседования изложен в спецификации к собеседованию.

Подготовка и написание итогового сочинения  

В декабре 2019 гг. российским одиннадцатиклассникам предстоит на писать итоговое сочинение. Выпускникам нужно было создать письменное высказывание с привлечением литературного материала. Включение в школьную практику итогового сочинения актуализирует вопрос об изменении содержания концепции гуманитарного образования в школе и требует новых методологических и методических подходов в решении проблемы развития речемыслительных навыков у школьников, живущих в XXI в.

 Основными недостатками содержания итоговых сочинений можно считать:

– недостаточное внимание к формулировке темы, ракурсу постановки проблемы в заданном в теме вопросе и, как следствие, несоответствие теме, её неоправданное расширение до уровня тематического направления;

– неумение выявить ключевые слова темы, чтобы направить свои рассуждения в нужное русло, подобрать к своим тезисам верную аргументацию;

– непонимание терминов и нравственно-психологических понятий в формулировке темы;

– неумение сформулировать главную мысль и последовательно доказать её в главной части сочинения;

– ошибки в подборе литературного материала для аргументации своих мыслей;

– несвязанность смыслового наполнения основных частей сочинения; – непродуманность структуры и композиции сочинения, наличие логических ошибок;

– ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

Чтобы избежать типичных ошибок в итоговом сочинении, выпускнику следует:

– обдумать все предложенные темы, стремясь чётко представить себе, какую главную мысль он будет доказывать в своём сочинении, и выбрать ту тему сочинения, которая ему интересна и для раскрытия которой он располагает прочитанным литературным материалом;

– определить ракурс выбранной темы, проанализировав её ключевые слова, сформулировать проблемы, которые он поставит во вступлении к работе, и главную мысль сочинения, которую будет раскрывать в основной части; – выбрать из прочитанных книг примеры, которыми он будет подтверждать свои аргументы;

– записать на черновике примерный план высказывания или определить порядок изложения мыслей и логику их доказательства;

 - перед написанием заключения перечитать вступление и сделать в заключении выводы, отвечая на вопрос, поставленный в теме;

– перечитать черновик и выявить случаи повторения одних и тех же мыслей; определить, все ли тезисы подкреплены аргументами и примерами, логично ли высказывание и переходы от одной части сочинения к другой;

 –найти в сочинении речевые и грамматические ошибки и недочёты (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста);

– проверить правописание слов, во всех сомнительных случаях обращаясь к орфографическому словарю, и выявить пунктуационные ошибки анализом внутренней структуры предложений;

– следить на экзамене за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк записи, а черновик не учитывается.

5. О реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности

на уровне основного общего и среднего общего образования

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) является обязательным результатом освоения основной образовательной программы на уровне основного общего и среднего общего образования.

Итоговый проект на уровне основного общего образования представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут быть представлены как в текстовом, так  и мультимедийном формате.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Основные требования к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в 5-9 классах изложены в разделе 2.1. «Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» содержательного раздела ПООП основного общего образования.

Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся содержится в разделе 2.1.5 содержательного раздела ПООП основного общего образования.

На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для  освоения социальной жизни и культуры. Проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.

Индивидуальные проекты разрабатываются  на уровне среднего общего образования в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом в форме элективного курса (ЭК), и сопровождается деятельностью учителя (тьютора) в соответствии с нормами пункта 11 части II ФГОС СОО: «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».

Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

  • защита темы проекта (проектной идеи);
  • защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:

  • актуальность проекта;
  • положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
  • ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
  • риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости).

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

  • оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
  • для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
  • оценивание производится на основе критериальной модели;
  • для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация;
  • результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.

Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей. В случае если нет организационной возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети Интернет).

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

  • естественно-научные исследования;
  • исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);
  • экономические исследования;
  • социальные исследования;
  • научно-технические исследования.

Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.

Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).

Защита проектных и исследовательских  работ может осуществляться в рамках различных образовательных событий: научно-практические и практические конференции, конкурсные мероприятия, фестивали, предметные недели, недели науки и т.д.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

по русскому языку на уровне среднего общего образования

  1. Активные процессы в русском языке на современном этапе.
  2. Явления переходности в грамматике русского языка.
  3. Фразеологическая система русского языка. Источники фразеологизмов.
  4. «Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества»                     (А. Ефимов).
  5. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
  6. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
  7. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
  8. Роль односоставных предложений в лирике И.А. Бунина.
  9.  Роль осложнённых предложений в лирике К.Д. Бальмонта.
  10. Футбольный сленг в русском языке.
  11.  Компьютерный сленг в русском языке.
  12.  Этикетные формы обращения в русском и иностранном языках.
  13.  Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
  14.  Особенности языка современных СМИ (на примере газетных и журнальных публикаций, новостного сайта в интернете и т.д.).
  15.  Языковой портрет ученика нашей        школы (гимназии, лицея).
  16.   Невербальные средства общения. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

по литературе на уровне среднего общего образования

  1. Библейские мотивы в русской литературе.
  2. Тема «маленького человека» в отечественной литературе.
  3. Роль архетипов в произведениях русской литературы.
  4. Страницы истории в произведениях русской литературы.
  5. Антология современной отечественной поэзии.
  6. Судьбы современной отечественной драматургии.
  7. Традиции и преемственность в литературе конца 20 – начале 21 веков.
  8. «Герой времени» в русской прозе конца 20 – начала 21 веков.
  9. Интерактивная литературная карта Брянщины.
  10. Языковая палитра современной отечественной литературы.
  11. Песенный текст как культурный феномен.
  12. Читательское досье современника.
  13. Современные бестселлеры — подлинная литература или дань моде?
  14. Явления постмодернизма в зарубежной литературе.
  15. Перевод как средство транскультурного взаимодействия.

В рамках нормативного сопровождения общеобразовательные организации самостоятельно разрабатывают следующие локальные акты:

- об утверждении «Положения об индивидуальном проекте обучающихся 10–11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения …….»;

- об утверждении «Рабочей программы элективного курса «Индивидуальный проект (10–11 классов)»;

- приказ «Об утверждении тем индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов и о назначении руководителей проектов».

       Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект (10—11кл.) включается в содержательный раздел ООП среднего общего образования.

  1. Об итоговой аттестации выпускников 9  и 11 классов  

по русскому языку и литературе в 2019—2020 учебном году

РУССКИЙ ЯЗЫК

 Государственная итоговая аттестация должна в первую очередь продемонстрировать усвоение обучающимися программ по русскому языку, и подготовка к ней ведётся в течение всех лет обучения в школе. Этот принципиальный подход не исключает специальной направленности в предметном обучении, учитывающей содержание КИМ, изменения в измерительных материалах.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна выстраиваться в обязательном соответствии с нормативно-документальной базой, сопровождающей организацию и проведение государственной аттестации в текущем году.

Учитель выпускного класса должен быть знаком с федеральными и региональными нормативными документами, использовать в работе материалы банка открытых заданий и рекомендованные ФИПИ пособия. Учителям выпускных классов необходимо ознакомиться с региональными материалами результативности прошедшей итоговой аттестации по предмету и выявленными проблемами, «зонами риска», чтобы акцентировать внимание обучающихся на возникших в процессе аттестации сложностях.

Учителям, осуществляющим подготовку школьников к ЕГЭ по русскому языку, необходимо в работе придерживаться следующих рекомендаций:

1.        Внести изменения в учебные программы по русскому языку и календарно-тематическое планирование, обязательно включив в них разделы культуры речи (изучение литературных норм русского языка) и стилистики (включая языковые средства выразительности).

2.        Всю работу на уроках русского языка проводить на основе связного текста. Активно включать в работу тексты научно-популярного, учебно-научного, делового, публицистического, художественного и разговорного стилей.

3.        Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умение чувствовать подтекст.

4.        На уроках русского языка и литературы совершенствовать знания изобразительно-выразительных средств языка с целью более свободного владения ими.

5.        Формировать у учащихся четкое понимание различия между сочинением по литературе и сочинением по русскому языку на основе исходного текста; постоянно знакомить их с особенностями и критериями оценки сочинения по русскому языку; учить их уместному использованию средств выразительности.

6.        Формировать орфографические, пунктуационные и речевые навыки на протяжении всего периода обучения в школе.

7.        Практиковать текущий контроль в форме тестирования, комплексного анализа текстов различных жанров, мини-сочинения на базе исходного текста.

8.        Развивать все виды речевой деятельности в их взаимосвязи и включать в ежеурочную комплексную работу с текстом.

9.        Учить устному и письменному пересказу, интерпретации информации и созданию текстов.

10.        Использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическим материалом: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры «Сдаем ЕГЭ» и др.

11.        Развивать умение анализировать и редактировать собственные письменные работы.

12.        Приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.

13.        Учить заполнять бланки ЕГЭ по русскому языку.

14.        Вести мониторинг успешности усвоения тем, проводить самостоятельные, контрольные и репетиционные работы по предмету в форме и по материалам ЕГЭ, своевременно знакомить с результатами учащихся и их родителей.

15.        Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению учебный материал на обязательный, дополнительный и факультативный.

16.        Использовать эффективные приемы современных педагогических технологий и методик, способствующих развитию интереса к изучаемому материалу, формированию навыков исследовательской деятельности, осознанному применению теоретических знаний на практике.

17.        Не подменять теоретико-практическую направленность обучения тренировочными упражнениями в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Рекомендовать следующие темы для обсуждения по результатам ГИА 2019 на заседаниях районных, школьных методических объединений, августовских секциях, методических семинарах и совещаниях:

1. «Конструирование учебного процесса с учетом использования результатов ЕГЭ и ОГЭ 2019 по русскому языку»;

2. «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся как условие успешности итоговой аттестации»;

3. «Проектирование уроков русского языка в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (практикум по моделированию урока, мастер-классы);

4. «Неделя профессионального мастерства как средство раскрытия творческого потенциала учителей и повышения их профессиональных компетенций (аукцион методических идей)»;

5. «Перспективные модели ГИА по русскому языку»;

6. «Использование ресурсов УМК и открытых банков заданий ОГЭ и ЕГЭ для успешной подготовки обучающихся к ГИА на уроках и во внеурочной деятельности»;

7. «Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом».

 

– целесообразно обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников; – следует обеспечить в учебном процессе развитие у учащихся умений анализировать информацию литературного содержания, осмыслять и определять верные и неверные суждения, определять и описывать сущность идейно-художественного своеобразия произведений. Для достижения положительных результатов целесообразно увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе; акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий; – при текущем и тематическом контроле более широко использовать задания, связанные с реальными жизненными ситуациями, требующие от учащихся применять теоретические знания на практике, объяснять результаты при решении задач. – систематизировать информацию о прочитанных произведениях с обязательным выделением темы, проблемы и идеи произведения, периодически проводить повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т.д.; – объединить изученные программные произведения по группам в зависимости от темы и проблемы; – регулярно проводить сравнительный анализ художественных произведений, близких по тематике, проблематике, идее, особенностям жанра, художественной речи и пр.; – обучать умению анализировать готовые сочинения и выявлять их сильные и слабые стороны (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т. п.); – включать в процесс обучения письменные задания небольшого объёма, требующие ответа на проблемный вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе в 2019 году выявил ряд проблем, а именно отсутствие сформированности в полной мере следующих умений:

  • анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, формулировать личностную оценку произведения;
  • сопоставлять (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одно произведение с другими произведениями того же автора или произведений того же жанра других авторов в заданном направлении анализа;
  • обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

С целью решения указанных проблем рекомендуется:

1. На заседаниях районных и городских методических объединений провести подробный анализ результатов ЕГЭ по литературе и осуществить корректировку рабочих программ с учетом выявленных проблем.

2. Проводить научно-практические семинары по эффективным приемам анализа текста в единстве формы и содержания на уроке литературы.

3. Организовывать и проводить методические дни для учителей литературы ОО, на которых рассматривать вопросы теории и практики продуктивной работы с текстом.

4. Проводить взаимопосещение уроков, мастер-классы по обмену опытом применения современных педагогических технологий, способствующих развитию интереса обучающихся к чтению и самостоятельной продуктивной работе с текстом художественного произведения.

5. Ежеурочно практиковать письменные интерпретации художественного произведения (фрагмента, эпизода), а также написание коротких и развёрнутых ответов на основе литературных произведений.

6. Организовывать на уроках литературы работу сопоставительного характера с текстами произведений одного или других авторов.

7. Стимулировать осознанное, творческое чтение школьниками художественных произведений разных жанров с последующим обсуждением на уроках самостоятельно прочитанных произведений.

8. Проводить на уроках тренинги по устному и письменному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения; мотивы поступков героев и сущность конфликта.

9. Предусматривать задания на выявление средств художественной выразительности и определение их роли в раскрытии авторской позиции.

10. Фиксировать типичные ошибки в раскрытии темы устного и письменного высказывания, аргументации высказанных тезисов, следить за соблюдением языковых норм.

11. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся в зависимости от уровня их читательской культуры, предусматривать дифференцированные задания для школьников с разным уровнем предметной подготовки.

11. Проводить элективные курсы для учащихся старших классов с целью подготовки к ЕГЭ по литературе.

При планировании подготовки выпускников 9 и 11 классов к ГИА рекомендуем ознакомиться с результатами и анализом ОГЭ и ЕГЭ прошедшего учебного года на официальном сайте Брянского института повышения квалификации ( ), где будут размещены «Методические рекомендации по подготовке обучающихся             к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе по образовательным  программам основного, среднего общего образования в 2019—2020 учебном году»

Нормативно-правовое обеспечение ГИА и материалы для подготовки учащихся               к ОГЭ и ЕГЭ можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru.)

Напоминаем, что на сайте ФИПИ существует Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ  по предметам,  к началу учебного года  размещаются проекты КИМов  и перспективные модели КИМ на 2020 год.  

С целью более эффективной подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в Брянской области рекомендуются следующие варианты использования одного часа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений:

- изучение факультативного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»

 С целью более эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку              в 10—11 классах рекомендуются спецкурсы С. И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» (общеобразовательные классы), С. С. Вартапетовой «Стилистика русского языка» (профильные гуманитарные классы) и курс «Подготовка             к сочинению в формате ЕГЭ». (Для системной работы по подготовке к ЕГЭ по литературе предлагается использовать спецкурсы «Подготовка к ЕГЭ по литературе» и «Искусство анализа художественного текста».

Итоговое сочинение (изложение) выпускники образовательных организаций Брянской области будут писать в декабре 2019 года.

Открытые тематические направления итогового сочинения и краткий комментарий  к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, будут размещены на сайте www.fipi.ru к началу учебного года. В сентябре 2019 года будет подготовлено информационно-методическое письма «Подготовка и проведение итогового сочинения (изложения) для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году».

7. О проведении просветительских и конкурсных мероприятий в 2019 году

Мероприятия для педагогов:

- Роль библиотеки в формировании читательской и речевой культуры учащихся. август 2019

-  Научно-практическая конференция «Язык. Мышление. Диалог культур».  (По поддержке русского  языка и языков народов России  в рамках  Международного года языков коренных народов в 2019 году, запланированных в Брянской области)»  —  ноябрь 2019 г.

Мероприятия для обучающихся:

В сентябре – октябре 2019 г. будет проводиться Всероссийский конкурс сочинений.

Этапы проведения ВКС в Брянской области:

Школьный этап — 1.09–20. 09,

муниципальный этап — 21.09–30.09,

региональный этап — 1–10. 10.

Приказ о проведении Всероссийского конкурса сочинений и вся необходимая информация разослана в муниципалитеты и размещена на сайте БИПКРО в августе 2019 г.


[1] Точное количество часов на изучение предметов в текущем году определяется в соответствии с Годовым календарным планом-графиком образовательной организации на 2018 – 2019 учебный год и может быть рассчитано на 34 или на 35 учебных недель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...

Преподавание родного языка и литературы, как фактор приобщения к этнокультурным традициям.

В век  глобализации необходима констатация ценностей, которые объединили бы национальные группы при сохранении этнокультурного многообразия  и национальной идентичности, являющейся  сос...

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён                     ...

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

Реализация концепции преподавания родного языка и литературы в МБОУ «ЦО с. Конергино»

Разработка предназначена для обеспечение высокого качества изучения и преподавания родного языка и литературы в МБОУ «ЦО с. Конергино» в соответствии с меняющимися запросами населения...

Методические рекомендации об особенностях преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Дульдургинского района

Методические рекомендацииоб особенностях преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Дульдургинского района в 2018-2019 учебном году В 2018-2019 учебном году препо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")

Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26604961","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...