Рабочая программа. Родная литература 9 класс (70 ч)
календарно-тематическое планирование (9 класс)

Приходько Наталья Степановна

Родная литература (Алтайский край)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_-_9_klass.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Светловская средняя общеобразовательная школа филиал МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

«Принято»

на заседании педагогического совета

протокол №

от «      »                   20     г.

«Утверждено»

Директор

___________В.Д.Ремпель

приказ №  

от «     »                20    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Родная литература

Предметная область «Филология»

(70 часов)

9 класс

Составитель: Приходько

Наталья Степановна,

учитель начальных классов,

первая  к/к

с. Светлое  2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Родная литература» для 9 класса  составлена на основе

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577),
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, «Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637,
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  • Приказа  Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 № 413»;
  • Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты общеобразовательного учреждения:

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

 • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

 • развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

 • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие коммуникативно-эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность).

Методы, средства и формы обучения в работе с одарёнными детьми (высокомотивированными) и детьми, испытывающими трудности в обучении

с детьми, испытывающими трудности в обучении

с одарёнными детьми

- объяснительно-иллюстративный метод;

- элементы поисковой деятельности;

-методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;

-фронтальное и парное обучение;

 -методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;

- разноуровневые  проверочные работы;

- свободный выбор заданий учебника и рабочей тетради на уроке;

- использование классной доски, наглядных пособий, ТСО.

-методы творческого характера:   проблемные, частично-поисковые  в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой;

-методы контроля и самоконтроля; 

- совместно-распределённая групповая  деятельности;

- задания повышенной сложности в учебнике и рабочей тетради;

- разноуровневые  проверочные работы;

-самостоятельная работа учащихся;

-оптимальное соотношение между самостоятельной работой учащихся и коллективной.

Место предмета в учебном плане

Программа по родной литературе  рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные  результаты

-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  

-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

-Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

-Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

-Навыки смыслового чтения;

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий

Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

-Воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;

-Совершенствование умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

-Совершенствование читательского опыта;

-Совершенствование мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

-Совершенствование умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

-Развитие интереса к творчеству;

-Развитие умения характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

-Развитие навыка характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

-Развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

-Формирование умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

-Формирование умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений

Важнейшими умениями являются следующие:

-Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

-Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

-Осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

-Умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

 -Умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

 -Умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

 -Умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

-Умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

-Умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

-Умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИЕРАТУРА»

Разделы

АВ

С

Интеграция

  Региональный компонент

Из мифологии. Из устного народного творчества

Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров)

Жанровая, хронологическая

Алтайские народные сказки в обработке

Устное народное творчество алтайцев. Загадки. Плач-сыгыт (горловое пение).

Легенды об Алтае, Телецком озере, Бии и Катуни и др.

Песенные традиции Алтая

Алтайский народный героический эпос.

Из древнерусской литературы

Древнерусская литература (1-2 произведения на выбор)

Тематическая

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых», В Шишков «Угрюм-река», А.Черкасов «Хмель» и др.

Из литературы 19 века

Поэты пушкинской поры

Поэты 2-й половины XIXв

Тематическая

История Сибири.

В.Шишков «Чуйские были»

Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири»

Поэтический образ Родины.

Творчество Р.Рождественского М.Юдалевич «Голубая Дама»

Из литературы 20 века

Литературные сказки XIX-ХХ века (1 сказка на выбор)

Проза конца XIX – начала XX вв(2-3 рассказа или повести по выбору)

Поэзия конца XIX – начала XX вв (2-3 стихотворения по выбору)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в (3-4 стихотворения по выбору)

Поэзия 2-й половины ХХ в (3-4 стихотворения по выбору)

Проза русской эмиграции (1 произведение – по выбору)

Жанровая

Литературная сказка В.Шишков «Кедр»

Рассказы алтайских писателей о животных: М.Д.Зверев «Таинственные перья»

Тема несбывшейся мечты в рассказах В.М.Шукшина

К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк»

Проза о Великой Отечественной войне (1-2 повести или рассказа – по выбору)

Тематическая

Г.Егоров «Повесть о разведчиках»

В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера», «Гоголь и Райка»

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (1-2 произведения – по выбору)

Тематическая

О родной природе. Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др. (1-2 произведения по выбору)

Тематическая

В.М.Шукшин «Из детских лет Ивана Попова»,

В.Сидоров «Тайна белого камня»

А.Никольская «Кадын – Владычица гор»

Примерные темы проектных и исследовательских работ

Книги на все времена

Мои ровесники в литературных произведениях

Знаменитые поэты и писатели моего города, края

Что читают мои одноклассники

Литературные премии

Алтайские поэты и писатели о войне

Мудрость родного слова

Высказывания об Алтае

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс ( 70 ч.)

Тема

Количество часов

Из мифологии и устного народного творчества (11 ч.)

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа

1

2

Устное народное творчество алтайцев. Загадки.

1

3

Календарная обрядовая поэзия Алтая

1

4

Алтайские народные сказки в обработке

1

5

Сказки народов Сибири о животных.

1

6

Песенные традиции Алтая (В.М.Щуров).  Плач-сыгыт (горловое пение).

1

7

Легенды об Алтае, Бии и Катуни.

1

8

Легенды о Телецком озере, озере Ая

1

9

Легенда о святом источнике Аржан-суу

1

10

Легенда о кумандинцах.

1

11

Легенда о Беловодье

1

Из древнерусской литературы (7 ч.)

12

Алтайский народный героический эпос: «Алтай-буучай»

2

13

14

Алтайский народный героический эпос: «Маадай-кара»

2

15

16

Алтайский народный героический эпос: «Когутэй»

2

17

18

Защита проектов

1

Из литературы 19 века (12 ч)

19

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых»

1

20

Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири»

1

21

В.Шишков «Чуйские были»

2

22

23

А.Черкасов «Хмель»

2

24

25

Поэтический образ Родины.

1

26

Алтайские поэты о родной природе. В.Башунов.

1

27

К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк»

1

28

Н.К.Рерих «Беловодье»

1

29

Защита проектов

1

30

Сочинение «Алтай-сказка наяву»

1

Из литературы 20 века (37 час.)

31

Сказки И.Цхай «Поющая радуга»

1

32

Литературная сказка В.Шишков «Кедр»

1

33

М.Юдалевич «Голубая Дама»

2

34

35

Рассказы алтайских писателей о животных.

В.Свинцов «Мои звери»

1

36

B.Свинцов «Мама Вася»

1

37

М.Д.Зверев «Пешая птичка»

1

38

Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края

1

39

Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края. Я.Черкасов

1

40

Защита проектов

1

41

Сочинение «Прогулка по городу (селу)»

1

42

Творчество Р.Рождественского

2

43

44

  Великая отечественная война в творчестве М.Юдалевича, Л.Квин, П.Бородкина и др. поэтов и писателей Алтая.

2

45

46

Г.Егоров «Повесть о разведчиках»

1

47

В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера»

1

48

В.М.Шукшин  «Гоголь и Райка»

1

49

Г.Яхина «Зулейха открывает глаза»

1

50

В.Шукшин «Любавины»

3

51

52

53

В.Шишков «Угрюм-река»

3

54

55

56

Тема несбывшейся мечты. В.М.Шукшин  «Микроскоп»

1

57

Защита проектов

1

58

Сочинение «Мечты об Алтае»

1

59

Алтайские писатели улыбаются. А Гусев «Факир»

1

60

В.М.Шукшин  «Миль пардон, мадам»

1

61

Р.Сенчин «Минус»

1

62

В.Сидоров «Тайна белого камня»

1

63

Рассказы В.Свинцова. «Мой друг Сенька»

1

64

В.М.Шукшин «Из детских лет Ивана Попова»

1

65

А.Никольская «Кадын – Владычица гор»

1

66

Защита проектов

1

67

Сочинение «Их именами названы улицы»

1

68

Резерв

3

69

70



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родная литература, 6 класс.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, л...

Рабочая программа "Родная литература" 6 класс

Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,включение в культурно-языковое поле св...

Рабочая программа. Родная литература. 8 класс.

Рабочая программа. Родная литература. 8 класс....

Рабочая программа Родная литература 5 класс

Программа содержит цели,задачи,виды контроля,календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе для 5 класса....

Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художеств...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...