Рабочая программа по родной литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

Предмет «Родная литература (русская)» в учебном плане относится к предметной области «Родной язык и родная литература». На изучение предмета «Родная литература ( русская)» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, итого 21 час  за учебный год.

 

Введение

 

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Русский фольклор.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа.

Из древнерусской литературы

Традиции и особенности духовной литературы. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

 

Из литературы XVIII века

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)

Из литературы XIX в.

Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Ростовская область, Волгодонской район, х. Рябичев

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

 Директор МБОУ: Рябичевская СОШ

 Приказ от_30.08.2019  №__________

___________   И.П.Кажурина

М.П.

Рабочая программа

по______________________________________   родной   литературе_________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

                                                                    общее образование   ( 8 а класс)______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов_19____

Учитель      ________________Рыбачик Инна Николаевна___________________________________________

                                                                                                    (ФИО)

Рабочая программа по предмету «Родная литература( русская)» для 8 класса составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897; изменения утверждены приказами Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015 с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

Предмет «Родная литература (русская)» в учебном плане относится к предметной области «Родной язык и родная литература». На изучение предмета «Родная литература ( русская)» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, итого 21 час  за учебный год.

Введение

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Русский фольклор.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа.

Из древнерусской литературы

Традиции и особенности духовной литературы. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

Из литературы XVIII века

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)

Из литературы XIX в.

Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

Из литературы XX- XXI вв.

Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант». Роль музыки и дружбы в жизни людей. Что значит найти свое место в жизни?

Андрей Платонович Платонов. «Разноцветная бабочка» ( сказка). Жизненная цель матери . Сравнение литературной и народной сказок.

Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Человеческая красота - высшее качество русского народного характера.

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине».

Юрий  Яковлевич Яковлев. Рассказы.   "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам .

«Реликвия».  « Учитель истории». Память о войне.

Виктор Петрович Астафьев. «Далекая и близкая сказка» ( главы из повести «Последний поклон») Роль музыки в жизни человека.

 Аркадий Петрович Гайдар  «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей. Тимуровское движение.

Михаил Михайлович Пришвин. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

Рувим Исаевич Фраерман «Дикая собака Динго, или  Повесть о первой любви» Взаимоотношения    героев.

 Стихи о прекрасном и  неведомом.  В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д.Самойлов «Сказка».

        

Учебно-тематический план.

     №

Раздел

Всего часов

Введение

1

      2

Русский фольклор

1

      3

Из древнерусской литературы

1

      4

Из литературы  XVIII века

1

      5

Из литературы XIX в.

5

      6

Из литературы XX- XXI вв.

9

      7

Повторение. Мои ровесники на страницах родной литературы

1

Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

Личностные результаты:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература( русская)»

Личностные результаты

Ученик научится:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского обществ;

- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- адекватной оценке трудностей;

- адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- работать в группе;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая

электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.

контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты обучения

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX в. Русская литература XX- XXI вв.

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловойанализ;

-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,

отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения,адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами

других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы  самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Система оценивания по русскому языку в 8 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с локальным актом ОО «Положение МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся» от 30.08.2013 г. №

Раздел III «Календарно-тематическое планирование»

Тема урока

Количество часов

Дата

1

Введение

 Родная литература как национально-культурная ценность народа

1

16.01

2

Русский фольклор.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа.

1

23.01

3

Из древнерусской литературы

Традиции и особенности духовной литературы. «Житие Сергия Радонежского»

1

30.01

4

Из литературы XVIII века

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)

1

06.02

5

Из литературы XIX в.

Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун». Нравственная проблематика ,  

злободневность басен.

1

13.02

6

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в

сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

1

20.02

7

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег».

1

27.02

8

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие  и

   вера в произведении писателя.

1

05.03

9

Из литературы XX- XXI вв.

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Роль музыки и дружбы в жизни людей. Что значит найти свое место в жизни?

1

12.03

10

А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка» ( сказка). Жизненная цель матери . Сравнение литературной и народной сказок.

1

19.03

11

А. Н.Толстой «Русский характер». Человеческая красота - высшее качество русского народного характера.

1

02.04

12

  К. Г. Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине».

1

09.04

13

Ю.  Я. Яковлев. Рассказы.   "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам .

«Реликвия».  « Учитель истории». Память о войне.

1

16.04

14

В. П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка» ( главы из повести «Последний поклон») Роль музыки в жизни человека.

1

23.04

15

А. П. Гайдар  «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей. Тимуровское движение.

1

30.04

16

  М. М. Пришвин. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный       «Т  ящик», «Лесная капель».

1

07.05

17

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или  Повесть о первой любви» Взаимоотношения

 героев.

1

14.05

18

Стихи о прекрасном  и  неведомом.  В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д.Самойлов «Сказка».

1

21.05

19

Повторение. Мои ровесники на страницах родной литературы

1

28.05

            Согласовано                                                                Согласовано

Протокол заседания                                                        Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ:Рябичевская СОШ                                                ___________  М.Г.Комарова

от 29.08. 2019 __ года № 1____          

____________ М.Г.Комарова                                                        _29 августа__2019_____года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...