"Односоставные предложения. Неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

Урок в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya._nepolnye_predlozheniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок в 11-м классе по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения"

Цели урока:

  • повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;
  • наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;
  • закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,
  • совершенствование навыков анализа текста.

Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока. (Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста).

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6.Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12.  Намеренно избыточный повтор союзов.

(Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Многосоюзие.)

3.  Повторение видов односоставных предложений.

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы они делятся?

- В чём особенность обобщённо-личных предложений?

- Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

4. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

- Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?

5. Составление кластера «Алгоритм нахождения односоставных предложений»
1. Определить состав грамматической основы предложения 
2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим. 
3. Определить тип односоставного предложения. 
Для чего нужно
Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения?

6. Работа по карточкам.

Задание 1. Спишите,  в предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

  1. Здесь не ходят.
  2. Спешу к вам на помощь.
  3. Моросит.
  4. Попить бы чаю.
  5. Пора спать.
  6. На улице ветрено и сыро.
  7. Составьте график дежурства.

Задание 2. Найдите двусоставные предложения. Оставшиеся односоставные запишите, сгруппировав  в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

  1. На улице было холодно.
  2. Ломаные линии, острые углы.
  3. Много песен сложено о любви.
  4. Про него давно говорят много хорошего.
  5. Скоро увидимся.
  6. В воздухе пахнет грозой.
  7. Не бывать этому!
  8. Кругом всё было тихо и спокойно.
  9. За опоздание будете наказаны.
  10. Друг далёкий, вспомни обо мне.
  11. Что посеешь, то и пожнёшь.
  12. У многих ещё нет компьютеров.

7 Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

- Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи? ((В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

Коллективная работа:

- Найдите односоставные предложения,  определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт). (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя. (А. Блок.)  

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) (Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

8.  Повторение о неполных предложениях. Чтение учебника, параграфы 75, 76.

- Какие предложения называются неполными?

В каких случаях они употребляются?

а) в диалогах,

б) во второй части сложного предложения).

Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

(Понятие об эллиптических предложениях).

10. Упражнение в распознавании неполных предложений. Упр. 350 - устно

- Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да).

- Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

- Определите, какие это предложения:

Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

Сообщили. (Неполн., односост.)

Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

Скоро. (Неплн., односост.)

Самостоятельная работа

А. Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного предложения: О-Л, Н-Л, Б-Л, ОБ-Л, Н. 
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит. 
2. Не забывай родные дали. 
3. Принесли к врачу солдата только что из боя. 
4. Есть в мире сотни замечательных явлений. 
5. Юность склонна к быстрым обобщениям. 
6. Обожаю всяческую жизнь. 
7. Быть грозе великой. 
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день. 
9. Опалило ивушку грозою. 
10 . Я воспитан природой суровой. 
Б. Определите тип односоставного предложения 
1. Вот письмо сына. 
2. Словом можно полки за собой повести. 
3. Мне грустно. 
4. Сильнее кошки зверя нет. 
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 
6. Светает. 
7. В поселке строят новый дом. 
8. Слезами горю не поможешь. 
9. Век живи - век учись. 
10. Приятно пахнет черемухой. 

11. Работа с  текстом.

Прочитайте текст:

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

- Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

-  Назовите односоставные предложения, их вид.

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

- Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какова позиция автора в рассказе? (Ирония, осуждение; необходимость обращения к вечным нравственным ценностям, к духовным истокам).

Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Какой тип речи использует автор? Докажите. (Повествование с элементами описания).

Каков стиль речи? Докажите.

14. Вывод.

- Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).

16. Итог урока.

Что дал вам этот урок? Чему научил?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мир природы – мир наших чувств» (15 предложений с использованием односоставных  и неполных предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Неполные предложения. Урок в 11 классе

Повторение и закрепление  знаний по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения" , 11 класс...

Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах"

Урок обобщающего характера по односоставным и неполным предложениям с использованием рекламных текстов....

Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Методическая разработка по теме "Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения"

Данная разработка поможет учителю быстро и компактно объяснить сложные для детского восприятия темы уже в 6 классе и закрепить их к итоговой аттестации....