Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Алябьева Наталья Петровна

Урок обобщающего характера по односоставным и неполным предложениям с использованием рекламных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_odnosostavnym_predlozheniyam.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по УМК С.И.Львовой

«Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах»

учителя МОУ Видновская гимназия  Алябьевой Н.П.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных текстах; пользоваться ими в своей коммуникативной деятельности.

Задачи урока:

Познавательные: обобщить знания об односоставных и неполных предложениях, показать их своеобразие, строение, особенности употребления в разговорном, деловом и публицистическом стилях речи, познакомиться с художественным приёмом – парцелляцией.

Практические: проверить уровень сформированности умения видеть неполные и  односоставные предложения в тексте, определять их вид; развивать потребность в творческой деятельности; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся.

Общепредметные: учить применять знания об односоставных и неполных предложениях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне; способствовать развитию умения учащихся работать в группах.

Воспитательные: воспитать бережное, внимательное отношение к родному языку, повысить речевую культуру учащихся.

Технологические этапы урока:

 - «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика;

 - «самоконструкция» - индивидуальное создание решения (задание по определению признаков понятия);

 - «социоконструкция» - работа учащихся в группах по подбору, систематизации и оформлению примеров;

 - «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция);

 - «афиширование» - демонстрация примеров, формулирование гипотез;

 - «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому;

 - «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии.

Ход урока.

1. Индукция.

Слово учителя.

      К сожалению, мы живём сейчас в мире, где все что-то продают и покупают. Продаются товары, услуги, знания, идеи. Даже учитель, который раньше был духовным наставником юношества, сегодня превращён в продавца дополнительных образовательных услуг. Такова реальность нашего времени. Рынок предложений широк и насыщен, конкуренция в нём огромна и не оставляет надежды на хорошие продажи, если продавец не прибегнет к рекламе. Мы сталкиваемся с ней в газетах и журналах, реклама с экранов телевизоров проникает в наши дома, она окружает нас везде, куда бы мы ни направлялись. Рекламные баннеры возвышаются вдоль главных улиц города. По проспектам снуют авто общественного транспорта с расписными кузовами. Вагоны метро забиты рекламными листовками и буклетами. В кафе вам обязательно подадут кофе или колу в посуде с логотипом той или иной фирмы. В общем, реклама – двигатель торговли, – вошла в наш быт прочно и, похоже, навсегда.

Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой стороны, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в нашу жизнь, управляет нами на осознанном и бессознательном уровнях.  Но кому из нас хочется быть игрушкой в руках далеко не всегда добросовестных людей? Врага надо знать в лицо, поэтому сегодня мы попытаемся изучить механизм воздействия рекламы на потребителя на уровне синтаксического строения рекламных слоганов.

Рекламный текст должны отличать доходчивость, яркость, лаконичность, экстравагантность, ощутимая краткость фраз наряду с их высокой информативностью. Вот почему в рекламе  часто используются односоставные и неполные предложения. Давайте напомним друг другу виды односоставных предложений и посмотрим, чем они отличаются от неполных,  на примере рекламных слоганов. В своих ответах можете опираться на таблицу-схему.

2. Самоконструкция.

 Определение видов предложений. Фронтальный опрос.

«Изменим жизнь к лучшему» (Philips).  – Односоставное о\л

«Надо жить играючи!» (Moulinex). – Односоставное б\л

«Новейшие технологии» (Hitachi). – Односоставное назывное

«Созидая новое, устремляемся в будущее» (Orient, часы).  – Односоставное о\л

«Прикасаясь к Завтрашнему» (Toshiba). -  Неполное

«Райское наслаждение» (шоколадки Baunty). – Односоставное назывное

«Обувь, которую снимаешь с сожалением и надеваешь с удовольствием» (Монарх). – Сложноподчинённое, 1 – назывное, 2 – о\л

«Земля – единственная планета в Галактике, где читают журнал «Итоги»». – Сложноподчинённое, 1 – двусоставное, 2 – н\л

«Вливайся!» (Фанта). – Односоставное о\л

«Отдадим в хорошие руки. Распродажа автомобилей». – О\л и назывное

«Впереди на шаг» (Банк российский кредит). – Неполное

3. Социоконструкция и социолизация.

 Выступление учеников в группе. Предварительно (за неделю до урока) ученикам было дано задание по группам подобрать примеры односоставных и неполных предложений, выдвинуть гипотезу о роли этого вида предложений в рекламных текстах. Учащиеся обсуждают подобранные примеры, формулируют вывод.

4. Афиширование.

Выступление ученика от каждой группы с демонстрацией примеров и гипотезой о роли этих предложений в рекламных текстах.

Примерное содержание ответов учащихся.

1 группа. Примеры неполных предложений.

Hummer. Ничего подобного. (Ничего подобного пока не существует)

 Лекарственный препарат «Упсарин Упса»: Упсарин Упса. Рядом в нужную минуту! (Упсарин Упса. Он будет рядом в нужную минуту!)

В различных типах неполных конструкций прослеживаются колебания от однозначного восстановления опущенного фрагмента до вариативности грамматических форм при экспликации и необходимости уточнения референтной отнесенности. В связи с этим существует немало примеров двусмысленностей и неясностей в текстовых связях. Так, в слогане юридической компании «Альфа-Информ» « Никто, кроме нас» вызывает затруднения вербализация глагола-сказуемого. В зависимости от установки адресата, слоган может читаться, как:

 Никто, кроме нас , не поможет вам

 Никто, кроме нас, не существует

 Никто, кроме нас, не заслуживает вашего доверия и т.д.

 Интерпретация референтной отнесенности зависит от степени нашей осведомленности о том, что имеет в виду говорящий. При намеренно неоднозначной трактовке имеет место языковая игра, способствующая повышению экспрессивности рекламного сообщения, как мы это можем наблюдать на примере слогана компании Mitsubishi:

 Mitsubishi Pajero Exclusive. Таким уступают дорогу.

 Неясность референтной соотнесенности проявляется в том, что местоимение «таким» может относиться как к рекламируемому объекту (внедорожнику Pajero), так и к адресату рекламного сообщения (потенциальному владельцу автомобиля). Во втором случае словосочетание « уступают дорогу» приобретает метафорическое значение, чем и достигается языковая игра.

2 группа. Примеры определённо-личных предложений.

Kamill. Обмани время – сохрани молодость.

Знай себе цену.

Эти предложения по своей семантике и структуре синонимичны личным двусоставным предложениям. Практически всегда информацию, заложенную в односоставном предложении, можно передать двусоставным, включив соответствующие местоименные подлежащие. Достаточность одного члена предложения обусловлена чисто грамматическими (формальными) причинами, а именно окончания или суффиксы глагольных форм указывают на вполне определенное лицо. Отсюда следует, что подлежащее при них является информативно избыточным. В побудительных предложениях преобладают односоставные конструкции. По сути, определённо-личные предложения в рекламных текстах функционируют как обобщённо-личные, так как особенностью глагольных форм сказуемого в них является отсутствие  значения времени, наклонения и лица, именно эта особенность плюс контекст позволяют определить значение обобщенных наблюдений над фактами действительности.

 Важную особенность определённо-личных предложений составляет их употребление при выражении только тех наблюдений, которые представляются говорящему обязательными, бесспорными, поскольку вытекают из объективных особенностей наблюдаемых явлений и ситуаций. Основной семантический компонент в определённо-личных предложениях - личная причастность любого лица к наблюдениям, составляющим содержание этих предложений, в них обобщается жизненный опыт говорящего или усвоенный им коллективный опыт, иногда фиксируются личные наблюдения или впечатления, рассчитанные на отклик и понимание со стороны слущающих.

 «Адамас. Любишь? Подари!» «Toyota Land Cruiser: Покоряете мир вместе с ним»;  «Coca –cola. Открой праздник». Определённо-личные  предложения с обобщённо-личным значением – это наиболее востребованный тип односоставных предложений в рекламных текстах.

3 группа. Примеры неопределённо-личных предложений.

Здесь заботятся о вас.

Хотели, как лучше…

Поскольку действие обозначается безотносительно к конкретному его исполнителю, то неопределенно-личное предложение позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. Форма множественного числа сказуемого в неопределенно-личных предложениях имеет значение неопределенности, а не множественности субъектов. Данный тип предложения распространен в разговорном стиле, а в книжном, научном, деловом стилях, где необходима предельная ясность высказывания, как утверждают лингвистические источники, почти не употребляется.

4 группа. Безличные предложения.

Появление безличных конструкций - это результат развития абстрактного мышления, поскольку в них очевидно отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенные действия. А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

«Терракот. Экологично. Натурально. Вечно»

«В «Пирамиде» медом намазано»

«Ждать не придется»

«Indesit. Проверено: прослужит долго»

В рекламе безличные предложения предают высокую стилистическую окраску. Также она получается простой и понятной для всех. Семантической спецификой безличных предложений является обозначение ими потенциального действия, желательного, нежелательного, возможного, невозможного, необходимого, целесообразного. Сравните: «Tchibo Exclusive. Давать самое лучшее»; или «Tchibo Exclusive дает самое лучшее».

5 группа. Примеры назывных предложений.

Основной признак назывных предложений - фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым легко представить себе общую картину описываемой обстановки или события, например: «First. Выигрыш во всем!» «РОЛ. Твой интернет», «Ваш внедорожник Ford Fusion».

Часто в рекламных слоганах используются предложения, похожие на назывные. Они обычно указывают на то, о чём будет идти речь в тексте. Такие предложения обычно называют именительный представления.

Работа с учебником. Об именительном представления можно прочесть в параграфе 26 стр.182.

Найдите именительный представления в рекламных текстах, которые были представлены на уроке.

«First. Выигрыш во всем!» «РОЛ. Твой интернет», «Indesit. Проверено: прослужит долго», «Терракот. Экологично. Натурально. Вечно», «Tchibo Exclusive. Давать самое лучшее»; «Coca –cola. Открой праздник» и т. д.

5. Разрыв. Внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Слово учителя. Мы видим, что рекламный текст очень экспрессивен, оригинален, целенаправлен, стремится к компрессии (к максимальному сжатию).

Членение высказываний проявляется в активном использовании изолированных смысловых фрагментов в препозиции и постпозиции, функционально соответствующих обособленному члену, придаточному или главному предложению.

 «Маалокс». Моментальное избавление от боли в желудке».

 (Принимая « Маалокс», вы сможете моментально избавиться от боли в желудке.)

«Тепло. Надежно. Аристон».

 (В доме тепло и надежно, потому что в нем есть техника «Аристон»)

В художественной речи такой приём называется парцелляцией.

Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.

Парцеллированное предложение является речевым вариантом непарцеллированного, например:

1) На земле проглядывала совсем ещё свежая травка. Зелёная, как весной. (С. Баруздин) 2) На земле проглядывала совсем ещё свежая, зелёная, как весной, травка.

 Синтаксический разбор предложения с парцелятом проводится как разбор одного предложения:

Люблю ветер. Больше всего на свете. (Н. Рубцов) (повест., невоскл., прос., односост.,о/л, распр.)

 Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки. С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл.

«Терракот. Экологично. Натурально. Вечно».  (Сравните: «Если вы употребляете краски терракот, то это экологично, натурально, вечно»).

«Банк Аэрофлот. Всегда на высоте». (Сравните: «Банк Аэрофлот всегда на высоте»).

Интенсивное вхождение парцелляции  в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и   живость, динамичность и выразительность.

6. Рефлексия - самореализация учащегося на учебном занятии.

Самостоятельное формулирование вывода о роли односоставных предложений в рекламном тексте.

Можно сказать, что основной текст в рекламе должен содержать нужную информацию о товаре.  Для удобства изложения этой информации  используют лаконичные, ёмкие, динамичные, экспрессивные  односоставные предложения, которые являются логическим продолжением заголовка. Текст составляется так, как если бы его автор обращался к одному человеку, будто бы писал ему письмо. Чаще всего в текстах рекламы используются номинативные предложения и определенно - личные, это объясняется тем, что номинативные предложения информируют нас о новом предмете или услуге, а определенно – личные  в свою очередь ненавязчиво, но убедительно побуждают потребителя к действию. Безличные предложения тоже востребованы в рекламных текстах. Они акцентируют внимание потребителя на действии, не связанном с действующим лицом. Так как  рекламный текст стремится к компрессии, авторы используют возможности неполных и парцеллированных предложений, которые придают фразе живость и выразительность.

7. Комментирование индивидуального творческого домашнего задания.

1.Реклама может быть не только навязчивой и надоедливой, но и полезной и даже необходимой. Речь идёт о так называемой социальной рекламе, которая привлекает внимание к наболевшим, острым социальным проблемам. Примеры такой рекламы не раз встречались нам в учебнике. Рассмотрим образцы социальной рекламы в упражнении 374 с точки зрения употребления односоставных предложений. Какие виды предложений использованы? Почему? Выполните задания к упражнению, попробуйте создать свой рекламный плакат, употребив в нём один из видов односоставных предложений.

2. Сочинить синквейн о рекламе. Строение синквейна: первая строчка – существительное, называющее предмет речи; второе предложение – два прилагательных или причастия, называющих два самых главных признака, свойства предмета; третья строчка – три глагола, выражающие три основных действия предмета; четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; пятая строка — одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Урок по русскому языку в 8 классе. ФГОС. Неполные предложения.

Урок по развитию речи "Неполные предложения" построен на литературном материале родного края. Презентация прилагается....

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...