Главные вкладки

    Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"
    план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2003.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий урока

    Тема урока: Односоставные и неполные предложения .

    Дисциплина: Русский язык.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Время работы: 80 минут.

    Используемое оборудование: монитор, процессор, проектор, экран, слайды презентации.

    Цель урока:  Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

    Задачи:

    1. Развивающая: создать условия для развития критического мышления, для совершенствования умения работы в группах; для совершенствования  умения выполнять тестовую работу.
    2. Обучающая: выяснить, в чем особенность односоставных и неполных предложений ;  каковы способы выражения  сказуемого в них ; какова сфера их употребления.
    3. Воспитательная: создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым  текстам художников слова, воспитывать стремление  к системным знаниям.                                              

    Форма организации работы на уроке: групповая, индивидуальная.

    Виды речевой деятельности:  чтение, письмо ,говорение.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Исследовательская работа в группах:

    Даны 6 предложений.

     - Я умею читать книги.

    - Люблю классическую музыку.

    - По радио объявили о посадке самолета.

    - Мне не спится.

    - Какая ночь!

    -  За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками кучер Игнат.

    -   Внимательно  рассмотрите эти предложения. Придумайте, как их можно разделить на 3 группы?

    Я умею читать книги

    Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета.

    Мне не спится.

    Какая ночь!

    За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками кучер Игнат.

    - По какому принципу вы их поделили?

    (Принцип разделения - состав основы предложений ) . Двусоставные, односоставные, предложение, смысл которого будет понятен из контекста, и в котором пропущен какой-то член предложения.

    1. Определите темы  урока:

    Что мы уже знаем?

    Двусоставные предложения.

    Я умею читать книги.

    - Чем выражены главные члены предложения?

    - Подлежащее  - местоимением,  сказуемое составное глагольное  (глагол 1 лица   единственного числа  +инфинитив) .

    - Чего мы еще не знаем?  (Односоставные предложения)  

    - какова же тема нашего урока?

    (Односоставные предложения.)

    - А каковы цели?

    • Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
    • Узнаем, какие группы односоставных бывают.
    • Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
    • Выясним, что такое неполные предложения.

    1. Мотивация

    - А зачем  нам это?

    • Пригодится в жизни.
    • На к/р задания с односоставными предложениями бывают

    1. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

    - Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?

    1. Не спится, няня,: здесь так душно! (А.Пушкин)
    2. В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сиянье голубом…

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М.Лермонтов)

    1. Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья   (А.Фет)

    1. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман.( М.Лермонтов)
    2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!  (А.Пушкин)
    3. К кому-то принесли от мастера ларец .(И.Крылов)
    4. Утро туманное, утро седое,

    Нивы печальные, снегом покрытые.

    Нехотя вспомнишь и время былое,

    Вспомнишь  и лица, давно позабытые.

    1. Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу,

    Только серые вороны

    Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

    1.  Нет любви ни к деревне, ни к городу,

    Как же смог я ее донести?

    Брошу все, отпущу себе бороду

    И бродягой пойду по Руси. (С.Есенин)

    1.  Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

    1. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

    - Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы. По какому принципу их можно поделить?

    - Чем выражен главный член предложения?

    Какая ночь! – сущ. в И.п.

    Люблю классическую музыку.

    По радио объявили о посадке самолета.

    Мне не спится.

    - В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее?

    Мне не спится.

    - Чем выражен главный член предложения?

    - главный член  предложения – безличный глагол.

    - А в оставшиеся два можно подставить подлежащее ?

    Люблю классическую музыку.

    По радио объявили о посадке самолета.

    - Чем выражен главный член предложения?

    ( в 1-ом предложении глаголом 1 л., ед. ч.; во 2-ом – глаголом 3 л.; мн. ч.)

    1. Обобщение вышесказанного:

    В 1,2,3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 – существительным. В соответствии с морфологическим выражением главного члена односоставные предложения можно разделить на две группы:

    1. Глагольного типа
    2. Именного типа
    1. Введение терминов.

    Даны названия типов односоставных предложений

    1. Определённо-личное

    Люблю классическую музыку

    1. Неопределённо-личное

    По радио объявили о посадке самолёта

    1. Безличное

    Мне не снится

    1. Назывное

    Какая ночь!

    Предложения глагольного типа

    • Определённо-личные
    • Неопределённо-личные
    • Безличные

    Предложения именного типа

    • Назывные
    1. Создание алгоритма.

    Давайте восстановим ход нашего исследования:

    1. Находим грамматическую основу предложения.
    2. Определяем, двусоставное или односоставное предложение.
    3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
    4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
    5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

    Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков. Алгоритм определения типов односоставных предложений.

    1. Определяю основу предложения. Основа имеет и подлежащее, и сказуемое, значит предложение  двусоставное. В предложении один главный член, значит предложение односоставное.
    2. Смотрю, чем выражен главный член предложения? Если оно подлежащного типа, оно с главным членом подлежащим. Если оно глагольного типа, то с главным членом сказуемым.
    3. Можно ли вставить  в него подлежащее?

    -Нет                                                                   -Да

    Безличное                                                     О/л,  н/л.

    1. Выполните тест (с самопроверкой)

    (Проверка на экране).

    1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

    А) 10

    Б) 2

    В) 3

    Г) 4

                2) Какое предложение не является односоставными?

    А) На морозном воздухе было трудно дышать.

    Б) На востоке синело.

    В) Дело словом не заменишь.

    Г) Свод неба был тих и чист.

    3) Укажите односоставное предложение.

    А) Наступил вечер.

    Б) Вечереет.

    В) Вечером мы пойдём в кино.

    Г) Как хороши в России летом вечера!

    4) Найдите назывное предложение.

    А) Светало.

    Б) Утро.

    В) Наступило зимнее холодное утро.

    Г) В дверь постучали.

    5) Укажите определённо-личное предложение.

    А) Утренний сон сладок.

    Б) Не забуду этой встречи.

    В) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

    Г) Я люблю Балтийское море.

    11. Анализ языкового материала.

    Заполнить таблицу (в каждой группе свой набор предложений), сделать выводы о том, с какими предложениями работала группа.

    1 группа.

    1. Люблю дымок спаленной жнивы. (м.Лермонтов)
    2. Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой. (М.Шолохов)
    3. Трудимся, верим, ищем и спорим, рвёмся навстречу звёздам и зорям. (В.Панченко)
    4. Найдёшь свою цель – иди к ней прямо, без оглядки.
    5. Спи, милая! (А.Грин)

    Глагол-сказуемое

    Наклонение

    Время

    Лицо, число

    Люблю

    Изъявительное

    Настоящее время

    1 лицо, ед.ч.

    Трудимся, верим, ищем, спорим, рвёмся

    Изъявительное

    Настоящее время

    1 лицо, мн.ч.

    Найдёшь

    Изъявительное

    Настоящее время

    2 лицо, ед.ч.

    Шагайте

    Изъявительное

    Мн.ч.

    Спи

    Повелительное

    Ед.ч.

     Вывод: это определённо-личные предложения, так как в них выражены действия, совершаемые определённым лицо. А сказуемое в этих предложениях выраженно глаголом в форме 1 или 2 лица, ед.ч., мн.ч., и глагол в повелительном наклонении.

    2 группа

    Прочитайте предложения . Почему в них не названы действующие лица?

    1. Травы скашивают рано утром , пока они ещё не уронили росы. (В.Солоухин)
    2. Обыкновенно на лису в наших местах охотятся с собакой.
    3. В городе открыли новый кинотеатр.
    4. Лучше бы сразу выгнали. ( В.Распутин)

    Глагол-сказуемое

    Наклонение

    Время

    Лицо, число

    Скашивают, охотятся

    Изъяв , изъявит

    Настоящее или будущее

    3 лицо , мн.ч.

    3 л. мн.ч.

    Открыли , вывели

    Изъяв. накл.

    Изъяв. накл.

    Пр.в.

    Мн.ч.

    Вывод : это неопределённо личные предложения , т.к в них нет подлежащего , действие не отнесено к действующему лицу , хотя и мыслится как совершаемое в этих предложениях глаголом 3 лица , мн.ч. настоящего или будущего времени или глаголом прошедшего времени во мн.ч.

    3 Группа

    1. Вечерело
    2. Но пепел дней не стоит ворошить
    3. Не всем молодым побегам суждено стать большими деревьями
    4. Из самовара-то как хорошо пахло!
    5. Не забыть мне лица его в ту минуту.
    6. В сребристом и сыром тумане светло и пусто на поляне (И.Бунин)
    7. Можно ли бороться с врагом с такою силою?

    Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

    Безличные предложения

    Безличным глаголом ( как с суффиксом –ся , так и без него)

    1)

    Личным глаголом в безличном употреблении

    4)

    Инфинитивом

    5)

    Предикативным наречием

    6)

    Безличным глаголом и инфинитивом

    2)

    Предикативным наречием и инфинитивом

    7)

    Кратким страдательным причастием

    3)

    Ученики  делают вывод , что безличное предложение – это вид односоставного предложения , оно выражает действие или состояние , не связанное с действующим лицом , предметом ( деятелем) . Безличные предложения выражают состояние природы , состояние человека , неизбежность чего-либо , отсутствие чего-либо.

    4  Группа

    1. Фонтан   любви , фонтан живой !
    2. Вот посёлок.
    3. Лес.
    4. Шепот , робкое дыхание , трели соловья.

    Серебро и полыхание.

    Сонного ручья.

    1. Утро туманное , утро седое.
    2. Нивы печальные , снегом покрытые.

    Главный член предложения

    Чем выражен

    Фонтан

    Посёлок

    Лес

    Шёпот , робкое

    Дыхание

    Трели

    Серебро и колыхание

    Утро

    Нивы

    Имя существительное в именительном падеже

    Вывод : Перед нами назывные предложения , т.к. главный член подлежащее , выражен именем существительным в именительном падеже . Указания на действие в этих предложениях нет.

    12.  Вывод из предыдущей работы. Своеобразие , т.е. оригинальность, отличие односоставных предложений от двусоставных заключается в том , что  односоставные предложения точны и лаконичны . Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то , что особенно важно для автора : действие или название явления.

    13.Творческая работа. Анализ текста ( Тексты прилагаются ).

    14. Вывод по уроку ( по таблице).

    С главным членом сказуемым

    С главным

    Членом

    подлежащим

    Определённо-личные

    Неопределённо-личные

    Обобщённо-личные

    Безличные

    Назывные

    Сказуемое-глагол в форме 1-го л.2 ед. или мн.ч.

    Сказуемое глагол в форме 3-го л. Мн. ч. Наст. И буд. Вр. И в форме мн. ч. Прош. Вр.

    Сказуемое-глагол в форме 3-го л. Мн. ч. Предложение носит характер поговорки, общения

    При сказуемом нет и не может быть подлежащего

    Есть только подлежащее

    Журнал прочитаю ( л., Ед.ч.) Завтра.

    В комнате громко разговаривают( 3л., ед. ч.).

    Цыплят по осени считают.

    Морозит.

    Лес. Вот посёлок.

    15. Домашнее задание : Придумайте все возможные виды односоставных предложений на тему : «Скоро наступят летние дни»

    16. Рефлексия ( на отдельных листах проводится с применением опоры .)

    - Сегодня на уроке я узнал…

    - В группе работать мне было…     , потому что….

    - Помогал мне…

    - Мешал мне…

    - Больше всего мне понравилось…

    - Труднее всего было…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

    Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

    Разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения"

    Разработка урока представлена в виде мультимедийной презентации. С помощью гиперссылок можно воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями для учителя.Работа является победителем II городско...

    Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

    Методическая разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения" для детей с ОВЗ

    Методическая разработка урока   алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения"  для детей с ограниченными возможностями здоровья...