Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный родной"
рабочая программа (8 класс)

Серасхова Эльвира Прокопьевна

    Родной язык – это драгоценное орудие, созданное природой сообразно с психологическим и физиологическим строением человека. Каждому от рождения присуща способность легко изучить и глубоко знать родной язык.  Только родной язык, родная речь правильно, со всеми оттенками выражает каждую мысль ребенка, его представления, чувства и движения его души».    Программа «Занимательный родной» призвана обогатить знания и расширить кругозор воспитанников в области культуры и языка народа ханты. «Основополагающий и этнообразующий признак народа – это его язык. Без языка нет народа» - отметил хантыйский писатель Еремей Айпин. Посредством родного языка мы изучаем культуру народа, а потом передаем их из поколения в поколение. Для того чтобы развить речевые навыки и   поддержать интерес к родному языку во внеурочной деятельности введены часы кружковой работы в средней школе. Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края, родного языка, к культуре народа ханты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_rodnoy_8.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Рассмотрено                                  

на педагогическом совете:

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательный родной»

8 класс

Срок реализации – 1 год 

Возраст обучающихся: 14 лет

Составитель: учитель, Серасхова Э.П

с. Питляр, 2019 г.

         

                                                                    Отчий язык мой, зовущий

       К правде и свету язык.  

В малом народе живущий,

Разве он впрямь невелик?

… годы его не сгубили

Меток он, гибок, богат.

Если вы что то забыли,

Это ж не он виноват!

Р.Ругин

Пояснительная записка

    Родной язык – это драгоценное орудие, созданное природой сообразно с психологическим и физиологическим строением человека. Каждому от рождения присуща способность легко изучить и глубоко знать родной язык.  Только родной язык, родная речь правильно, со всеми оттенками выражает каждую мысль ребенка, его представления, чувства и движения его души».  

    По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, тем более на непонятном им языке, например, ханты языке. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Одна из интереснейших форм занятий учителя со школьниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.                  

   Программа «Занимательный родной» призвана обогатить знания и расширить кругозор воспитанников в области культуры и языка народа ханты. «Основополагающий и этнообразующий признак народа – это его язык. Без языка нет народа» - отметил хантыйский писатель Еремей Айпин. Посредством родного языка мы изучаем культуру народа, а потом передаем их из поколения в поколение. Для того чтобы развить речевые навыки и   поддержать интерес к родному языку во внеурочной деятельности введены часы кружковой работы в средней школе.

Кружок «Занимательный родной» имеет культурологическую направленность, то есть дает учащимся знания о родном языке и культуре народа ханты, формирует у них языковые и речевые умения. В результате обучения хантыйскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех сферах его применения.

          Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края, родного языка, к культуре народа ханты.

Задачи программы:

Образовательные: обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку, средствами музейной педагогики.

Развивающие: приобщение детей к устному народному творчеству, фольклору ханты. Формирование и развитие у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Основные принципы положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности;

- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся.

Для этой цели проводятся занятия:

     игровые индивидуальные и коллективные занятия, музейные занятия, знакомство с фольклором народа ханты, конкурсы знатоков хантыйского языка, занимательные речевые упражнения, участие в мероприятиях школы, села и района, участие в олимпиаде по родному языку, написание исследовательских работ по предмету «Родной язык»

Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год.

Общая продолжительность кружка «Занимательный родной» рассчитана на 35 часов в год; в неделю – 1 час. Предлагается для учащихся 8 класса (14 лет) средней общеобразовательной школы.

Продолжительность одного занятия - 40 мин.  Кружок складывается из двух частей: теоретической –   12 часов, практической –  23 часа.  

Теоретическая часть кружка заключается в изложении материала преподавателем по каждой изучаемой теме с приведением примеров.

Практическая часть - в применении учащимися полученных знаний при выполнении различных заданий и упражнений, творческих работ. После каждой темы проводится дифференцированная практическая работа.

В конце года проводится заключительное мероприятие «Ма тасян яснем!» («Мой богатый хантыйский язык!»).

Программа кружка «Северный край»

на 2019-2020 уч. год. (35ч.)

Тема и содержание

Количество теоретических часов

Количество практических часов

1.

История изучения ханты языка.

Диалекты ханты языка. Знакомство с первыми учебниками на ханты языке.

1ч.

2.

Алфавит. Знакомство шурышкарского говора и других диалектов в отличие других народов угорской группы. Работа в музее ФУК

1ч.

3.

Подготовка и участие в муниципальных, окружных конкурсах

1ч.

2ч.

4.

Знакомство с национальной литературой.  Развивать речь и воображение. Работа в музее над проектами.

          1ч.

            2ч.

  5.

 УТН народа ханты. Монсят, амаматсет, потар шупат.  Пословицы, поговорки, приметы.  Перевод пословиц, поговорок с русского на ханты язык. Сбор материала у старшего поколения. Участие в школьных мероприятиях.

1 ч.

4ч.

6.

Перевод загадок с русского на ханты, с ханты на русский язык.

Составление книжек-раскладушек с загадками.

(составление кроссвордов, ребусов, шарад)

1ч.

7.

«Монсян мув» Знакомство со сказками народов Севера. Художественное творчество. Инсценирование.

1ч.

3ч.

8.

Игра – викторина «Иса хантэт элты». Прививать любовь к языку.

1ч.

9.

Ханты ёнтотат. Игры народа ханты. Презентация Акань, Вет лов тын, Кусы, палочки, сохам пул, вулы тупа, васы нёл, онтап. Изготовление игрушек из ткани (куколки, люльки и др.)

1ч.

2ч.

10.

Ханты арат. Знакомство с исполнителями песен на ханты языке.

 (Л.П.Лонгортов, Г.Г.Попова, Л.И.Кельчина, Д.И.Озелова и др.)

Презентация «Песня - душа народа», Видеофильм Л.Лонгортов, Прослушивание песен. Разучивание песен на ханы языке.

       

1ч.

           

2ч.

15.

 Игра «Хун тамиты улийл» (Когда это бывает).

(Подготовка к игре, подбор материала).

         1ч.

           1ч.

17.

Составление проектов по темам: «Средства защиты от комаров у коренных народов», «Ханты деревни», «Антап кел».

2ч.

19.

 Рут мувев писателят па поэтат. П.Е.Салтыков, Р.Ругин.Презентация. Изготовление стендов «Писатели Севера» Работа в музее ФУК.

1ч.

1ч.

21.

 Рупата газетаит хуват «Хатлые», «Лух авт», «Лылан ясан». Публикация заметки в газету Лух Авт, Северная панорама.

1ч.

1ч.

22.

 Заключительное занятие: «Мет тынан яснеем – ма яснем».

1ч.

1ч.

Итого: 35 часов, из них:

       

12ч.

           

         23ч.

Содержание разделов программы

Теоретическая работа (12 ч).

В программу кружка включены сведения об истории языка, о происхождении народа ханты, о его культуре, обычаях и традициях, об изучении языка до 20 века и в настоящее время, о диалектном разнообразии хантыйского языка, о тенденции к формированию литературного языка.

 Знакомство учащихся с национальными играми, фольклором народа ханты.

Самостоятельное составление проектов, карточек, таблиц, ребусов, интервью у старшего поколения.  

Знакомство с поэтами и писателями нашего края.

Введение. Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях нашего кружка. В чём богатство культуры народа ханты и красота хантыйского языка. Разнообразие и обилие слов хантыйского языка. Значение слов. Алфавит. Зачем надо знать много слов, сколько слов вы знаете?

 История изучения ханты языка.  Основные функции языка. Формы существования родного (ханты) языка (литературный язык, просторечие, диалекты, говоры, подговоры).  Диалекты ханты языка: шурышкарский, приуральский, сургутский и др. Знакомство с первыми учебниками на ханты языке. Краткая биография авторов учебника на ханты языке. Петр Ефимович Хатанзеев, В.А. Ануфриев и др.

Муй сирн тыйлат. Название и происхождение сёл и деревень Питляр, Ханты-Питляр, Парават, Лорвош район, предметов.

Составление и защита проектов по темам.

Ханты арат. Знакомство с исполнителями песен на ханты языке.

 (Л.П.Лонгортов, Г.Г.Попова, Л.И.Кельчина, Д.И.Озелова и др.)

Презентация «Песня – душа народа», Видеофильм Л.Лонгортов, Прослушивание песен. Разучивание песен на ханты языке «Анки сам», «Анкие», «Сус пораин», «Щищки ар»

Писатели народа ханты. Знакомство с творчеством писателей Севера: Р.П.Ругин, П.Е.Салтыков, Д.И.Озелова – Чугаевская, В.П.Лонгортова и др. 

Практическая и творческая работа. (23 ч.)

На кружке учащиеся составляют: загадки, кроссворды, ребусы, шарады. Учатся делать из различного материала поделки, детские игрушки - сувениры. Учатся шить куклу-акань, плести из бисера и шерстяных ниток предметы быта и сувениры. Работа над проектами.

Составляют альбом сказок «Сказочная страна». Изучив сказки, учащиеся участвуют в их постановках, делают иллюстрации к ним. На занятиях кружка учащиеся изготавливают раздаточный материал по темам, игры «Лов тын», «Сохам пул», «Хун тамиты уллыил». Учащиеся вместе с руководителем кружка подбирают материал к конкурсам, викторинам. Самостоятельно готовят проекты по выбранным темам.

Большая работа кружка уделена подготовке к школьным, муниципальным и региональным олимпиадам по родному (ханты) языку, краеведению, написанию исследовательских работ, подготовке к неделе родного языка и Дню района, праздникам народа ханты: к Вороньему празднику, Дню оленевода.

Проводятся знакомство с историей возникновения материалов для шитья одежды, с историей появления бисера, рассматривание экспонатов в школьном музее.

 Пословицы, поговорки, приметы.  Перевод пословиц, поговорок с русского на ханты язык. Сбор материала у старшего поколения.

         Загадки Значение загадок в ханты языке.  Перевод загадок с русского на ханты, с ханты на русский язык. Сочинение личных загадок.

Составление книжек-раскладушек с загадками.

(составление кроссвордов, ребусов, шарад)

Ханты ёнтотат.   Игры народа ханты. Акань, Вет лов тын, Кусы, палочки, сохам пул, вулы тупа, васы нёл, онтап. Изготовление игрушек из ткани (куколки, люльки и др.)  

УНТ народа ханты. «Монсян мув» (составление альбома «Сказочная страна»). Сбор сказок народов Севера. Инсценировка ханты сказки «Няние», «Хотые», «Лук пука» и др..

Игры, конкурсы, викторины.

 Викторина «Ма тасян яснием».

«Моя малая родина» («Ма ай мувем»).  

Игра – викторина «Иса хантэт элты».

Игра «Хун тамиты улийл» (Когда это бывает).

Ожидаемые результаты:

- пополнение словарного запаса языка;

- расширение знаний детей о культуре народа ханты;

- воспитание любви к родному краю, уважение к традициям, обычаям народа ханты;

- активное участие в мероприятиях и конкурсах школы, села и района.

Список литературы

  1. «Литература народов Севера» Е.С. Роговер, Изд-во «Дрофа», СПб, 2008г.
  2. «Мое вдохновение – река Сыня» В.П.Лонгортова, Изд-во «Красный Север», Салехард, 2011г.
  3. «У синеводной Оби» З.В.Лонгортова, Изд-во ООО «Омск бланк издат», Салехард, 2012г.
  4. «Литература» 6 класс, Г.А.Обатина, Филиал изд-ва «Просвещение», СПб, 2007г.
  5. «Литературное чтение» 5-6 класс (2 части) Е.И.Матвеева, Изд-во «Дрофа», СПБ, 2009г.
  6. «Лонсянг мув ир» Р.П.Ругин, Изд-во Ю.Мандрики, Тюмень, 1999г.
  7. «Картинный словарь хантыйского языка» Р.Р.Скамейко, Изд-во «Просвещение», СПБ, 2003г.
  8. «Читаем сами» Учебное пособие по чтению и развитию речи на ненецком и русском языках общеобразовательных учреждений, Филиал изд-ва «Просвещение», СПб,2008г.
  9. «Ненецкие сказки» учебное пособие для учащихся 2-5 классов, М.Я.Бармич, Изд-во «Дрофа», СПб, 2008г.
  10. Этнокалендарь РОСИИ 2013, ЯНАО, Издатель: Е.С.Недвига, ЗАО «Фрегат», СПб, 2013г.
  11. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013. ЯНАО» для учителей. Издатель: Е.С.Недвига, Изд-во «Фрегат», СПб, 2014г.
  12. М.А. Прасина  Картинный словарь хантыйского языка (ваховский диалект)

Пособие для учащихся. Санкт – Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2002

  1. Е.А.Нёмысова, Н.А.Лыскова. Хантыйский язык в таблицах. С-Пб. Филиал  изд.  «Просвещение»., 2006г.

      14.   Д.И.Озелова-Чугаевская. Нёрапса ёх еман хатл. С-Пб., 2004г.

      15.   В.Н.Соловар. Ханты ясан 6 класс. С-Пб., 2005г.

      16. Е.А.Нёмысова. Рут ясан . С-Пб., 2002г.

      17. В.Е.Ануфриев Букварь. С-Пб., 1997г.

      18. А.М.Сязи. Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья.Томск., 2000г.

      19. В.П.Красильников. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург., 2002г.

      20.  Л.Г.Возелова, Г.Г.Попова. Книга для учителя хантыйской школы 5-9 класс М., 2007г.

      21. Р.Ругин. Шум ёхан сюнян хатлат. С-Пб., 2003г.

      22.  В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск., 1992г.

      23.  Слово о Ямале. В помощь учителю литературы и предметов национально-регионального компонента ЯНАО. Салехард., 2005г.

      24.  Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения. Салехард., 2004г.

      25.  Урок хантыйского языка в современной школе. Учебно-методические материалы. Салехард., 2007г.

      26.  Н.В.Лукина. Народы Северо-Западной Сибири. Томск., 1998г.

      27.  Сборник материалов по итогам 9-го Окружного фестиваля фольклора народов Севера. Салехард., 2006г.

  1. Аргиш-3. Сборник сценариев театрализованных программ и праздников народов Севера. Салехард., 2007г.
  2. З.И.Рандымова. Оленеводческая культура приуральских ханты. Томск., 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, КТП внеурочных занятий для 6 кл "Азбука живой природы родного края"

УМК внеурочной деятельности в 6 классе. Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка программы исследовател...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)

Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...