Технологическая карта урока. 5 класс. Литература.
план-конспект урока (5 класс)

Евстигнеева Наталья Дмитриевна

Тема: «Ах, умолчу ль о мамушке моей?»

Цель урока:  познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «Няне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_uroka.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

5 класс

Предмет : литература

Автор: Евстигнеева Наталья Дмитриевна

УМК: Литература. Авторы : Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. 2016

Тема урока:  «Ах, умолчу ль о мамушке моей?»

Цель урока:  познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «Няне»

Задачи:

- формировать умения находить художественно-выразительные средства и определять их роль в произведении

-совершенствовать умения анализировать стихотворение, используя полученные ранее знания

- развивать самостоятельное и творческое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- воспитывать любовь к родной литературе

Планируемые результаты урока:

Предметные:

- создать условия для интерпретации стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

- познакомить с жанром –послание

- научить приёмам анализа литературного произведения

Личностные:
- формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики персонажей литературных произведений

- обучение доброжелательности в различных коммуникативных ситуациях

Метапредметные на уровне УУД – уметь выстраивать алгоритм своей учебной деятельности

  1. регулятивные:
  • уметь организовывать свою учебную деятельность,
  • определять её цели и задачи,
  • выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
  • оценивать достигнутые результаты

      2.  познавательные:

  • уметь вести самостоятельный поиск информации,
  • ориентироваться в учебнике,  
  • находить ответы на вопросы в таблицах, иллюстрациях,
  • выполнять общеучебные действия,
  • давать определения понятиям,
  • делать выводы в результате совместной работы,
  • владеть приёмами решения проблем
  1. коммуникативные:
  • строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой коммуникации,
  • уметь аргументировать свою точку зрения,
  •  слушать и понимать собеседника

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели  - урок открытия новых знаний
  2. По способу  организации – комбинированный
  3. По ведущему методу обучения – частично-поисковый

Методы обучения:

  1. Основной- частично-поисковый, проблемный
  2. Дополнительные – беседа, самостоятельная работа, работа в группах, метод проблемной ситуации

Средства обучения: компьютер, мультимедийный  проектор, раздаточный материал, иллюстрации

Этапы урока

Методы обучения

                                            Учебно-познавательные задачи урока

                     Деятельность учителя

              Деятельность учеников

1.Мотивация  учебной деятельности.

2. Актуализация

Знаний

3. Целеполагание, постановка проблемного вопроса.

4. Поиск путей решения проблемы.

5. Организация познавательной деятельности.

6. Динамическая пауза

7. Первичное закрепление

8. Оценивание деятельности обучающихся.

информация о домашнем задании,

Инструктаж по его

Выполнению.

9. Рефлексия

Беседа

На доске подсказки.

Слайд   1

Слайд  2

На доске развернуть

портрет  няни +ФИО

Беседа

Беседа

Частично-поисковый метод

Проблемный

беседа

Частично-поисковый

Слайд  4

Дифференциро

ванная работа

беседа

Приветствие.

Проверка подготовленности учащихся  к уроку.

Организация внимания.

- Сегодня наш урок будет посвящен творчеству известного русского поэта.

- Опираясь на подсказки, назовите его имя.

- Как эти слова связаны с биографией А.С.Пушкина?

- Имя этого гениального поэта известно вам с детства. Вы уже знакомы со многими его произведениями.

- Сегодня произойдет ещё одно знакомство.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина , в котором он пишет о самом родном и близком ему человеке.

(читает учитель)

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она , духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит  меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шевельнусь бывало.

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы…

- О ком рассказывает поэт?

- Кого он называет мамушкой?

- Как вы  думаете, почему он няню называет мамушкой?

- Посмотрим видеосюжет, в котором писатель-пушкинист рассказывает о том, почему раньше нянь называли мамушками.

- О ком будем говорить на уроке?

- Как звали няню?

-Вернёмся к стихотворению А.С.Пушкина .

-Постарайтесь сформулировать тему урока, взяв за основу одну из строк стихотворения.

-Какую?

            Ах, умолчу ль  о мамушке моей

- Как вы думаете, какой знак мы должны поставить в конце предложения и почему?

(!- произносит с особым чувством

 …-право на размышление)

- А я как учитель хочу поставить вопросительный знак.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не мог не говорить  о няне? Почему он посвятил ей несколько стихотворений.

- Сформулируйте проблемный вопрос.

-Через что мы сможем  определять эту роль?

-Правильно, через анализ стихотворения.

- Итак, анализируя стихотворение, мы сможем в конце урока ответить на этот вопрос.

- В течение урока будет работать творческая группа (3 человека)

- У вас на партах лежат задания .

- Приступайте к работе.

- Мы знаем, что долгие годы А.С. Пушкин находился под присмотром своей няни. Он часами слушал, как она пела,  рассказывала сказки.

- Но прошли годы.  А.С.Пушкин стал известным поэтом. За свои смелые стихи  он был отправлен в ссылку в село Михайловское, где поэт жил в течение 2 лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

-Подтверждением является письмо, которое А.С.Пушкин писал своему другу.

-Слушаем отрывок.

«…Нахожусь в глухой деревне. Скучно, да нечего делать. Соседей около меня мало, я знаком  только с одним семейством и то вижу его довольно редко… Целый день верхом .Вечером слушаю сказки моей няни… Она единственная моя подруга – и только с нею мне не скучно..»

-Как А.С.Пушкин называет няню?  Почему?

(вопрос ученику из творческой группы)

- Итак, няня Арина Родионовна не только заботилась и ухаживала за А.С.Пушкиным , но и знакомила его вечерами с русским фольклором, прививала любовь к литературе, « простым  крестьянским языком саму Россию диктовала».

- Спустя  1, 5 месяца после возвращения из ссылки в 1826 г. А.С.Пушкин пишет стихотворение «Няне».

- Прослушав  стихотворение, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Каким настроением пронизано стихотворение?

2. Почему стихотворение называется «Няне», а не «Няня»?

-Стихотворения такого вида называют посланиями.

- Что такое послание?

-Перейдём к анализу стихотворения.

- Совершим мини-квест, то есть мини –путешествие по первым 2 строчкам.

- Читаем выразительно первые две строчки.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

- Возьмите задание № 1.

- Каждая группа должна ответить на 1 вопрос. Ответ запишите крупными буквами в прямоугольник.

1группа: Как поэт обращается к няне?

Что значит « подруга дней суровых»?

2 группа: Что значит суровые дни?

3 группа: О каких суровых днях говорит поэт?

4 группа: Почему «голубка»?

5 группа: Что значит « дряхлая»?

- Работаем 1 минуту.

- Закончили.

(на доске записаны 2 строчки из стихотворения.  Учитель задаёт вопросы.

Подруга дней моих суровых,

понимает..,                         (тяжёлые, трудные) переживает…,          (ссылка в Михайловское)

поддерживает…

радуется..

утешает…

даёт советы…

Голубка дряхлая моя!

(ласковое обращение     (слабая от старости)

к женщине)

- Итак, мы можем по этим двум строчкам судить о роли няни в жизни А.С.Пушкина?

-А.С.Пушкин , обращаясь к Арине Родионовне, выражает признательность этой мудрой и терпеливой женщине за всё , что им довелось вместе пережить. Она всегда поддерживала его, а в трудные времена  особенно.

- А теперь продолжим работу со стихотворением по группам. Каждая группа должна объяснить 2 строчки из стихотворения.

- Возьмите задание № 2.

1 группа:

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

1.Выразительно прочитайте .

2.Как понимаете эти строчки?

3.Как чувствует себя няня, находясь в глуши лесов сосновых?

4.Какие слова помогают передать одиночество няни?

- Итак, воспитанник Арины Родионовны давно не приезжал, но она ждёт его, все мысли няни связаны с А.С.Пушкиным.

2 группа:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

1.выразительно прочитайте.

2.Что такое светлица?

3.Как понимаете фразу «горюешь. Будто на часах»?

- Итак, Арина Родионовна скучает, постоянно, каждую минуту думает о нём.

3 группа:

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

1.выразительно прочитайте.

2.Как понимаете эти строчки?

3.Почему спицы медлят поминутно?

- Итак, Арина Родионовна прислушивается к каждому шороху, спицы то и дело замирают, когда няня смотрит в окно.

4 группа:

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

1.Выразительно прочитайте.

2. Что значит «забытые вороты»?

3. Почему путь назвал чёрным, отдалённым?

- Итак, А.С.Пушкин давно не приезжал, давно не было даже весточки от него.  Её ничего неизвестно о нём. И хотя поэт – уже достаточно взрослый человек, няня беспокоится о том, как сложится его судьба.

5 группа:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

1.Выразительно прочитайте.

2.Что значит «теснят»?

3.Что значит «всечасно»?

4.Опишите словами состояние няни.

- Меняется ли настроение на протяжении стихотворения?

- Это стихотворение завершено?

- Есть  ещё одна строчка.

То чудится тебе…

- Почему стоит многоточие?

- Что могло почудиться няне?

- Итак, А.С.Пушкин оставляет надежду на скорую встречу.

- Прежде чем мы перейдём к следующему этапу работы, предлагаю вам немного отдохнуть, послушать музыку. Устраивайтесь поудобнее.  Закройте глаза. Во время прослушивания представьте образ няни, которая  что-то вяжет и смотрит в окно.

- Продолжаем работу.

- Сейчас каждая группа выступит  роли исследователей текста.

- Мы постараемся раскрыть образ няни при помощи художественно-выразительных средств.

- Но прежде вспомним теорию.

- Возьмите задание № 3.

- Соотнесите термин-определение –пример.

(смотри приложение)

-Проверяем.

- Итак, мы повторили теоретический материал. А теперь продолжим анализ стихотворений в группах.

- Вам надо заполнить 4 столбик.

1 группа:  Найдите в стихотворении эпитеты и определите их роль в стихотворении.

2 группа: метафоры

3 группа: сравнения

4 группа: антитезу

5 группа: звукопись

-Итак,  художественно-выразительные средства помогают передать  глубину переживаний няни за родного человека. Передана напряжённость ожидания .

- А какие чувства испытывает лирический герой к няне?

- Выберите слова , которые помогут охарактеризовать чувства героя к няне. Объясните,  почему?

Привязанность

Любовь

Жалость

Сострадание

Нежность

Уважение

Восхищение

Забота

Тоска

Страдание

Чувство вины

Признательность

Благодарность

- Итак, кто готов прочитать это стихотворение выразительно, стараясь передать чувства няни и лирического героя?

- Вернёмся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока.

- Кто же такая Арина Родионовна?

Няня

Человек

Женщина

Мамушка

Голубка

Подруга

Учитель

Сказочница

Крестьянка

Муза

- Придайте эмоциональную окраску этим  словам. Добавьте, какая она?

- Итак, какую же роль сыграла няня в становлении А.С.Пушкина как поэта?

- Даже писатель Аксаков сказал : « Да будет ей , этой няне,  и от лица русского общества вечная благодарная память.»

Организует деятельность по анализу работы на уроке по следующим вопросам:

 - Чью работу вы можете сегодня отметить?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

- Где вы испытывали затруднения?

- Ваша цель достигнута?

Даёт информацию о домашнем задании.

- Домашнее задание: выучить стихотворение «Няне» наизусть.

Благодарит учащихся за урок.

Слушают учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к уроку.

По словам – подсказкам  называют факты из биографии писателя.

Слушают выразительное чтения стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Просмотр видеосюжета

Отвечают на вопросы.

Называют пунктуационный знак и объясняют , почему.

Отвечают на вопросы.

Формулируют проблемный вопрос: Какова роль няни в становлении А.С.Пушкина как поэта.

Творческая группа выполняет индивидуальные задания.

Один из учеников творческой группы выразительно читает отрывок из письма и отвечает на вопрос.

Выразительное чтение стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Отвечает 2 ученик из творческой группы ( работал с толковым и литературоведческим словарём)

Работа в группах. Обсуждение вопросов. Делают  записи на листочке, выбирают человека, который пойдёт отвечать у доски – высказывать мнение всей группы.

Представитель от каждой группы выходит к доске, отвечает на вопрос и прикрепляет листочек с записями на доску под стрелочками )

Отвечают на вопрос.

Работа в группах.

Совместное обсуждение.

Отвечают на вопросы.

Отвечает ученик из творческой группы.

Работа в группах.

Соотносят термин и определение, приводят пример

Работа в группах.

(слова на доске прикреплены на магнитах)

Ученики творческой группы подходят к доске, берут карточку с определенным словом и комментируют)

Выразительное чтение стихотворения учениками

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу каждого в группах.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

Технологическая карта урока по литературе (9 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...