Статья на НПК "Бурятский мир: от истоков к будущему"
статья

Дашиева Саяна Николаевна

Статья "Использование песен на уроках бурятского языка как второго"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ispolzovanie_pesen_na_urokah_bur_yaz.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Районное управление образования АМО «Иволгинский район»

МОУ Гильбиринская СОШ

«Использование песен на уроках бурятского языка как второго»

Автор: Дашиева С.Н., учитель бурятского языка и литературы

Использование песен на уроках бурятского языка как второго

На современном этапе, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных способов и приёмов обучения. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на проникновение в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении бурятского языка как второго в силу ряда причин
1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия,  поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.
4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению бурятского языка.
5. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

Исполнение песен на уроках бурятского языка является одним из приемов здоровьесберегающей технологии.

На своих уроках  использую  песню, как хороший вид разрядки. Она снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несет огромный эмоциональный заряд и поднимает настроение.

Песня способствует лучшему усвоению языкового материала, позволяет увеличить объем и прочность нового лексического и грамматического материала. Песни способствуют развитию и совершенствованию произносительных навыков. В ходе исполнения ребенок тренирует тем самым свой речевой аппарат, совершенствует артикуляционные навыки. Кроме того, на уроках работа с песнями ведется, как правило, хором, что помогает ребенку преодолеть стеснение. Например, многие дети стесняются своего произношения и не желают работать на уроке устно.

Песня является одним из путей повышения интереса к предмету. Она выполняет мотивационную функцию.

На уроке песни чаще всего используются для:
1. 
Фонетической зарядки на начальном этапе обучения и в среднем звене. Здесь я, в основном, использую короткие детские песни типа: Тоб-тоб тоборооб, Туг-туг! Хэн тоншоноб?, Һайхан даа!

 2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например: «Минии нүхэд» Чебурашкын нүхэд, Би томо болооб.

3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.
4. Как своего рода релаксации в середине или в конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Это 
детские песни. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, необходимо начинать с 7 класса подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо народные песни(Сэргэндээ байхадаа, Хүрин хээр и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению и т.д.) –Дангинамни, Сагаан дали, Адуушанай дуун, Хани нүхэд, Тоонто нютаг. Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока. 

В условиях многокультурного мира и полиэтнического российского государства поликультурное образование становится важной частью современного образования. Овладение бурятским языком связано с приобщением ученика к культуре народа, формированием у него способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.
Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов: 
—фонетический,
—лексический, 
—грамматический, 
—социально-лингвистический 
—страноведческий. 
Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10 минут.
 
1 этап. Начинать работу с песней надо с названия, оно записывается на доске. Даю задание детям: попытаться догадаться, о чем эта песня. 
Учителю необходимо выписать слова, вызывающие фонетические и лексические трудности.
Следующий этап: прослушивание и построчный перевод песни (для этого необходимо раздать тексты). После первого прослушивания проверяем правильность своих предположений относительно содержания песни. 
 
2 этап. Работа над грамматической стороной песни. Как правило, все песни написаны в каком-нибудь одном грамматическом времени. На доске или в раздаточном материале предлагается выполнять несколько упражнений. Это могут быть пропущены или глаголы, или предлоги, или степени сравнения прилагательных и т.д. На таком уроке повторяются образование вопросительной и утвердительной формы.
 
3 этап. Работа над фонетикой. Отрабатываем чтение первого куплета: звук – слово – словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песен – чередование ударных и безударных слогов и слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом. 
 
4 этап. Работа над запоминанием текста. Можно использовать такие способы запоминания:
— «Цепочка». Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца.
— «Снежный ком». Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
— «Закончи фразу». Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают её.
 
5 этап. Исполнение песни под фонограмму «плюс» (с голосом). На этом же уроке попробовать исполнить песню под фонограмму «минус один» (без голоса).
 
6 этап. Исполнение песни самостоятельно под фонограмму «минус один». Можно устроить конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэты, трио и т.д.). 
Проработанная подобным образом песня может быть исполнена во время проведения Недели бурятского языка или на школьных праздниках. Также можно добавить и такой вид работы, как сочинение – размышление на ту или иную тему, затрагиваемую в песне. В этом случае необходимо предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.
Надо признать, что не всегда удается использовать вышеприведенную схему. Это зависит от степени подготовленности класса, от содержания песни, а самое главное — от желания учащихся. 
 Вывод.
Как мне кажется, работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к культуре нашего народа, формирует художественный вкус, расширяет кругозор, углубляет знания языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и выражений, целых строф, куплетов. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, позже непроизвольно вставляя их в монологическую и диалогическую речь. Считаю, что таким образом я обогащаю и расширяю словарный запас школьников. А для тех же учащихся, которые испытывают трудности в изучении бурятского языка, песни предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти трудности.     
 
Методическая разработка для работы над песней. 
Предлагаю методику работы на примере песни: 
Целесообразно вводить её при повторении (закреплении) грамматической темы. На доске выписывается название песни

 Учащиеся дают ответы относительно того, о чем эта песня.
Мелодия этой песни известна всем, но учащимся могут быть не знакомы слова. Поэтому перед прослушиванием необходимо выписать на доске новые слова (количество слов зависит от уровня владения языком), например: 
Работа со словами закончена, даю установку на первое прослушивание: 

 Дети прослушивают песню, отвечают. Иногда на продвинутом этапе встречаются более полные ответы, когда дети на слух могут понять довольно много.
После этого учащимся раздаются тексты песни, и они переводят её по строчке. Учитель поясняет трудные места и исправляет ошибки по мере надобности. Затем он просит учеников взглянуть на текст песни ещё раз и сказать, какое время глагола они видят во всех куплетах. Получив правильный ответ, учитель с учениками ещё раз на примере предложений из песни рассматривают, как образуется вопросительная и утвердительная формы.  На следующий урок раздается дидактический материал с песней, в которой пропущены глаголы, учащиеся самостоятельно вписывают глаголы в нужном времени. Второе задание предполагает найти и подчеркнуть глаголы в настоящем простом времени.
3. Придумайте свою песню (хотя бы первый куплет), заменив некоторые слова на свои. 
В этом задании учащиеся должны объяснить значение этих слов по-бурятски:

1.После этого учащиеся проговаривают слова, используя построчный метод, отрабатывая фонетику и интонацию отдельных слов и фраз.  

2.Затем учитель включает песню ещё раз (фонограмму «плюс»), предложив учащимся спеть её. 

3.В конце урока учитель, подчеркивая важность непроизвольного запоминания, предлагает спеть эту песню дома самостоятельно. 
На последующих занятиях эта же песня используется в качестве фонетической зарядки, тогда учащиеся поют под фонограмму «минус один». Можно провести конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэтом, трио и т.д.). 
Вышеуказанные упражнения — это всего лишь пример той работы, которую я проводила в школе со своими учениками. Выбор же упражнений полностью зависит от темы, с которой Вы работаете, песни, которые вы используете в качестве обучающего материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный подход к истокам в образовании. Проект" Будущее наследие".

В статье представлена модель социокультурного системного развития образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. Статья адресована заместителям директоров по учебн...

Статья: Образование в России: прошлое, настоящее и будущее

Образование в России: прошлое, настоящее и будущее...

Статья "Роль исследовательской работы студентов в становлении будущего специалиста"

В статье рассмотрен вопрос о важности вовлечения студентов в исследовательскую творческую работу...

ПРОЕКТ «Обращение к истокам – ориентир в будущее»

Целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в  условиях толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов буря...

Статья "Литературное краеведение-путь к истокам, эстафета памяти"

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся средствами литературного краеведения, формы и методы данного направления в воспитании школьников"....