ПРОЕКТ «Обращение к истокам – ориентир в будущее»
проект на тему

Шарланова Наталья Цыремпиловна

  Целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в  условиях толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Курумканский район»

МУ «Курумканское районное Управление образования»

МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г.Дамдинова»

671635, с. Арзгун, ул. Комсомольская, 1    тел. (8-301-49) 92-1-15, e-mail:  gargaschool@yandex.ru

ПРОЕКТ

«Обращение к истокам – ориентир в будущее»

Авторы: Шарланова Н.Ц.,

учитель бурятского языка и литературы

Арзгун, 2014 г.

          Вводный анализ проекта

ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией школьного образования.  Следует признать, что в каждой школе присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который  не в меньшей степени определяют образовательные эффекты. Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. Что же касается воспитания личности, знающей свои права, умеющей пользоваться ими, защищать их, а также уважать права и интересы других, то тут уклад школьной жизни — главный воспитатель. Он оказывает гораздо большее влияние на школьников, чем урочные занятия.

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. В основе уклада школьной жизни должны лежать базовые ценности, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.    

Согласно ФГОС каждое общеобразовательное учреждение должно разработать свою программу воспитания и социализации учащихся.  Мы выделяем следующие базовые национальные ценности:

- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

-традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

-природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности. Программа воспитания и социализации учащихся школы «Обращение к истокам – ориентир в будущее» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении.

Структура и содержание проекта

        Зарождение идеи. С чего мы начали, решив создать в своей школе атмосферу толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм? С разработки силового анализа по проблеме «Создание условий толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм», а затем с разработки проекта «Обращение к истокам - ориентир в будущее», который способствует решению поставленной проблемы.

           Целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в  условиях толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм.

              Задачи:

  1. Создать условия для усвоения школьниками основных духовных ценностей бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм, норм общественной жизни, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом.
  2.  Развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в социально значимых акциях.
  3. Воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства.
  4. Расширить общекультурный кругозор, - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Ожидаемые результаты: сформируется опыт гражданского поведения, толерантности в рамках единого образовательно-воспитательного пространства. Создание проекта позволит подчинить единой цели коллектив школы, что даст возможность функционировать ему в едином ритме.  

        Нормативно-правовой и методологической основой являются:

            -Закон  «Об образовании в Российской Федерации»

            -Закон «О языках народов РБ» (в действующей редакции);

           -Закон «Об образовании РБ», статья 10.1  (Преподавание и изучение государственных языков РБ)  

          -Конвенция о правах ребёнка;

         -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования.

           - Устав школы

          Сфера образования: общее среднее I, II, III ступени.

Участники. Участники образовательного процесса школы.

 Ресурсы: информационные, человеческие, научно-методические, материально-технические.

   Практическая значимость: введение в учебный план новых образовательных программ.

  Учебный план школы составлен с учётом мнений учащихся, их родителей, педагогов и утверждён решением педагогического совета (протокол № 1 от 29.08.2014 г.)

 Реализация данного проекта предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательно-воспитательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.

          В соответствии с ФГОС в учебном плане 2014-2015 учебного года  отведено 10 часов на внеурочную деятельность, которая реализуется по 5-и направлениям.  

       Учебный материал 4  направлений  внеурочной деятельности (9 кружков и секций) основан на родном бурятском языке и имеет большую воспитательную и образовательную ценность.

Направления развития личности

Наименование кружков,  секций

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно – оздоровительное

«Бүхэ барилдаанай гуримууд» /национальная борьба/

1

1

1

1

 «Тоб- тоб, тоборооб» /ритмика/

1

1

1

1

Духовно-нравственное

«Национальные игры и танцы»

-

1

-

-

«Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга»

-

1

1

1

Общекультурное

«Художественная аппликация»

2

-

-

-

«Теневой театр»

-

-

1

1

«Буряад дуунай аялга» (хүгжэм)

1

1

1

1

Социально - проектное

«Үльгэрэй ороноор»

-

1

1

1

«Хизаар ороноор аяншалга»

1

-

-

-

6

6

6

6

        Внеурочной деятельностью охвачены  все учащиеся. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

       Занятия в кружке «Национальные игры и танцы»  духовно – нравственного, культурно-эстетического направления способствуют развитию воображения, артистизма, закладывают основы понятия морали, что, безусловно, важно в воспитании личности. «Теневой театр» является одним из видов работы, который может быть использован для развития моторики рук у детей, начиная с раннего возраста. «Теневой театр» позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

         Занятия вольной борьбой и спортивными танцами в кружке «Тоб-тоб, тоборооб»  дают ребёнку возможность реализовать накопившуюся энергию, прививают навыки ЗОЖ, способствуют физическому развитию учащихся, вырабатывают такие качества характера личности, как настойчивость, чувство коллективизма, упорство, выносливость и др.        

Программа «Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга»  призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Проект «Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга» нацелен на приобщение младших школьников к истории и культуре трёх самых многочисленных народов, заселяющих Курумканский район: бурят, русских, татар, способствует воспитанию толерантного отношения ко всем национальностям.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Особенность программы вокально-хорового коллектива «Буряад дуунай аялга» в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво. Это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. На основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, современных эстрадных песен расширяются знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Вокальный кружок воспитывает и прививает любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций; создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого школьника. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

         Социально- проектная деятельность осуществляется через реализацию проектной деятельности  «Үльгэрэй ороноор» - постановке кукольных мини-спектаклей по мотивам бурятских народных сказок и улигеров. Занятия в кружке  воздействует на младших школьников целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Пробуждают интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; делает жизнь детей интересной и содержательной, наполняет ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

          Занятия в кружке «Хизаар ороноор аяншалга»-  это  управляемая проектная деятельность младших школьников. Кружки способствуют  реализовать творческий потенциал учащихся.  Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.        

В 5-11 классах организована работа кружка «Школьное радио»  на совместную работу со школьным краеведческим  музеем, со школьным пресс-центром «ГаргаSchool».  Кружки созданы с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, коммуникативных способностей учащихся. Подготовка репортажей, интервью, выпуск газеты на двух государственных языках, работа «в прямом эфире»- всё это требует вовлечения детей в различные виды деятельности. Это рукописная подготовка передач, работа редактора, запись интервью, составление радиопрограммы, участие в реализации  программы «Виртуальный мир Бурятии».  

         Детям увлекательнее учиться не только на занимательных, необыкновенно интересных уроках, но им гораздо важнее, когда они постигают нечто трудное, сложное, порой недостижимое, и при этом они ощущают точки собственного роста, удачу, успех.

         В нашей школе музейная педагогика становится помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности школьника, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

         Гаргинский краеведческий  музей стал большим помощником в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село – нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей сельской школы. Наш школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности, учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный краеведческий музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическим навыками, поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная.

Деятельность музея носит общественно-полезную гражданско - патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, организация и участие в различных акциях, волонтерское движение. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника. Школьный музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. Накоплен огромный опыт по формам работы, многие из которых стали традиционными: конференции, уроки мужества, тематические выставки, уроки-презентации, проектные работы. Такой широкий спектр работы позволяет музею привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания в школе и селе.

Стали традиционными вечера-встречи с народным артистом России М.Г. Елбоновым, вечера-памяти, фестивали – конкурсы, посвящённые знаменитым людям нашего села: народным поэтам Н.Г. Дамдинову и С.Д. Ангабаеву,  участникам Великой Отечественной войны, героям труда, М.Г. Елбонову, народному артисту России.

          В нашей школе по данному направлению с начала реализации проекта организовано 6  районных мероприятий.  

Мероприятия

Дата

1

Республиканский семинар учителей бурятского языка и литературы «Направленность обучения бурятскому языку и литературе  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» с участием соавторов учебника бурятского языка  для 8-го класса Ошорова С.Г. и Жамбуевой Ж. Ц-Д.

17.10.2014 г.

2

Районный конкурс по электронному учебнику «Буряад хэлэн»

17.10.2014 г.

3

Районная НПК «Баргажан-манай үлгы нютаг» / на бурятском языке/

17.10.2014 г.

4

Районный методический семинар «Пути формирования метапредметных результатов на уроках» с участием педагогического коллектива МБОУ «ЭООШ»

13.11. 2014 г.

4

Районные соревнования по лыжным гонкам, посвящённые памяти братьев Нолиевых, павших в Великой Отечественной войне

14.02.2015

5

Районный турнир по волейболу среди школьников, посвящённый памяти генерал- майора А.Б. Занданова

28.02.2015 г.

6

Районный фестиваль – конкурс, посвящённый творчеству народных поэтов Н. Г. Дамдинову и С.Д. Ангабаеву.

13.03. 2015 г.

        Таким образом, уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Способом реализации воспитания и социализации личности стало интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

        Предполагаемые риски и ожидаемые трудности при реализации проекта. Предполагаемый риск в реализации проекта мы видим в отказе поддержки, сотрудничества отдельных образовательных сообществ. А родительское сообщество всегда поддержит инновационную деятельность школы, т.к. понимает необходимость инновационных преобразований в школе.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентиры будущего

Классный час посвящен допризывному этапу ,  службе по призыву  в Вооруженных Силах РФ   молодых ребят. Это мероприятие может быть проведено в День призывника ( 15 ноября), а также ...

Ориентиры будущего (презентация)

Презентация к классному часу,посвященному будущим призывникам....

Социокультурный подход к истокам в образовании. Проект" Будущее наследие".

В статье представлена модель социокультурного системного развития образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. Статья адресована заместителям директоров по учебн...

Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?

Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В...

Статья на НПК "Бурятский мир: от истоков к будущему"

Статья "Использование песен на уроках бурятского языка как второго"...

Классный час. Ориентир на будущее.

Классный час. Ориентир на будущее....

Доклад "Обращение к истокам- ориентир в будущее"

Доклад "Обращение к истокам- ориентир в будущее"...