Классный час. Ориентир на будущее.
классный час (9 класс)

Панькова Наталия Николаевна

Классный час. Ориентир на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas_9_klass.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

на тему «Ориентир на будущее».

Класс: 9

Учитель: Панькова Н.Н.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, слайдовая презентация

Цель:  создание условий для осознанного выбора учебных практик.

создать информационное пространство о профессиях

создать условия для формирования понятия о семье и ценностях семейных отношений.

Задачи: актуализировать процесс профессионального самоопределения

учащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

Активизировать личное участие в формирование своего будущего;

● Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.

● Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению

раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;

способствовать сплочению коллектива, развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;

воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развивать интерес к истории своей семьи.

Ход классного часа

1. Оргмомент. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Прошу внимание на экран, просмотрев сюжет,вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.

 (Просмотр ролика «Россия, устремленная в будущее»)

2.Определение темы классного часа.

Ребята, вы просмотрели часть видеоролика «Россия, устремленная в будущее».

- Как вы думаете, на что или на кого ориентирована политика современного государства? (ответы ребят)

Учитель: Совершенно верно. Политика государства направлена на развитие страны, ее процветание, где основным ориентиром в развитии будущего являетесь вы – молодое поколение.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Ориентир на будущее». (Слайд № 1)

А что же для вас, для молодого поколения, которое только вступает во взрослую жизнь, будет являться ориентиром, или у вас их будет несколько, нам предстоит разобраться.

3. Работа по первому направлению. (Семья)

- Прослушайте песню, и ответьте на вопрос, что же будет являться первым ориентиром?

Прослушивание песни «Родительский дом». Ответы ребят.

Учитель: Правильно, дом и семья будут являться первым ориентиром.

Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином.

- Как вы думаете, что будет главной семейной ценностью?

Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.

Мы часто используем слово «семья».

- А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания учащихся)

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

- Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)

Прочитаем стихотворение

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

 (Чтение стихотворения подготовленным учеником)

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.

- Почему именно семь?  (Предположения)

Учитель: То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Вспомнить хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Вам предлагается, закончить пословицы и поговорки о семье.

Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье индивидуальные ответы:

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.

-Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? - Почему вас назвали в честь этих людей?

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

- А какие традиции есть в вашей семье? (Ответы учащихся)

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.

- Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

 (Высказывания учащихся)

Учащимся  предлагается работа «Незаконченное предложение».

1.   Семья — это...

2.   Мои родители — это...

3.   Радость в моей семье — это...

4.   Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

5.   Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

Учитель:

-Ребята как вы думаете, а только ли группу людей, соединенную родственными узами можно назвать семьей?

- А ваш класс можно назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Учитель: верно, ваш класс можно назвать семьёй. Конечно, вы не родственники, но видитесь каждый день в школе и во дворе, вместе узнаёте что-то новое, радуетесь вместе победам и огорчаетесь из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы ваш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

4. Работа по второму направлению (Профессия)

Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

                                           для него ни один ветер

                                                               не будет попутным.

 Сенека Древнеримский философ.

-Ребята, как вы понимаете слова древнего философа?

(Рассуждение детей 2 -4).

Учитель: Действительно, жизнь человека — череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин — запеканку или овощное рагу).

- Что можно отнести к самому сложному выбору?

Учитель: Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Виктор Гюго писал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».

Учитель: Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой — взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

  - Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии?

     1.Знания о профессиях и их  востребованность.

     Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления - изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются.

Другой путь - беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы.

Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.

              Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.

    2. Склонности (интересы, мотивы труда).

    Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

     3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

    Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

     4. Уровень притязаний и самооценка.

     Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

       5. Мнение родителей, семьи.

       Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

             С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?

       6. Мнение сверстников.

       Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

 Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью  специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно  ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Вывод (обобщение). Факторы появляются на экране.

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение сверстников

*Склонности, интересы

*Способности

*Здоровье

*Мнение родителей, семьи

*Позиция учителей, психологов, врачей

*Уровень притязаний и самооценка

*Личный профессиональный план (план карьеры)

Учитель: Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на   свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или  специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Прежде, чем начать разговор, давайте проведём небольшую разминку.

- О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.    (Военнослужащий )

1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2. Куй железо, пока горячо.

3. Не огонь железо калит, а мех.       Кузнец

Что в котел положишь, то и вынешь.

Недосол на столе, пересол – на спине.

Не котел варит, а стряпуха.

Кашу маслом не испортишь. Повар

1. Не игла шьет, а руки.

2. Как шьется, так и носиться.

3. Где шьют, там и порют. Портной

1. Обратная дорога всегда короче.

2. Умный товарищ – половина дороги. Шофер

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

Зерно в косу – торопись жать полосу.

Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

Жать – не дремать. Хлебороб

Учитель: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)

4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

7. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)

8. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)

9. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

10. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)

11. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Учитель: Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа»,

 «человек – человек»,

 «человек – техника»,

«человек – художественный образ»,

 «человек – знаковая система».

-Давайте попробуем вместе назвать профессии, относящиеся к каждой из групп. Для этого поработаем в группах. (Работа в 5 группах)

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2 «Человек – природа»: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.

3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.

4. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

Учитель: В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещёдостаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в восьмом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение по выбранной специальности в техникуме или колледже. Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Подарок- памятка!

Рефлексия.

Продолжите фразу:

1 ряд «На сегодняшнем занятии я….»,

2 ряд « Новым для меня было»,

3 ряд «Для себя я возьму….».

Просмотр видео (песня)

Учитель: Благодарю вас за участие в работе. Хотелось бы закончить классный час словами великого писателя Льва Толстого:

 «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Памятка для поступления в учебное заведение

1.   Выбрать профессию

2.   Сопоставить личностные качества, с   профессионально - важными  

качествами  для   выбранной профессии.

3.   Определить приоритеты в учебных   предметах.

4.  Выяснить, в каких учебных заведениях   можно получить выбранную     специальность.

5. Собрать информацию об условиях  поступления в учебные заведения.

6.  Начать усиленно  заниматься.  

Уже сегодня    начинайте делать свою  профессиональную карьеру!

Успехов вам!

Памятка для поступления в учебное заведение

1.   Выбрать профессию

2.   Сопоставить личностные качества, с   профессионально - важными  

качествами  для   выбранной профессии.

3.   Определить приоритеты в учебных   предметах.

4.  Выяснить, в каких учебных заведениях   можно получить выбранную   специальность.

5. Собрать информацию об условиях  поступления в учебные заведения.

6.  Начать усиленно  заниматься.  

Уже сегодня    начинайте делать свою  профессиональную карьеру!

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в классном часе «Старт в будущее»

Анализ классного часа по применению приёмов психолого-педагогической реабилитации дедей с ОВЗ....

Программа развития классного коллектива "Ступенька в будущее"

Методическая помощь классному руководителю....

Классный час "Назад в будущее"

http://yadi.sk/d/tJ0s8r3f4VS4IМатериал содержит интерактивную презентацию. [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3955806","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"560","w...

Классный час "Есть ли будущее у российской семьи?"

Данный классный час проводился в 10 классе и ориентирован как проблемный диспут больше на старшеклассников...

Классный час "Чувашия из будущего и для будущего"

Сценарий классного часа.«Чувашия из будущего и для будущего» Изучение Послания Президента Чувашской  РеспубликиГоссовету Чувашской Республики. (Деловая игра: «Пресс-конференция») Ц...

ПРОЕКТ «Обращение к истокам – ориентир в будущее»

Целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в  условиях толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов буря...

Доклад "Обращение к истокам- ориентир в будущее"

Доклад "Обращение к истокам- ориентир в будущее"...