Программа развития классного коллектива "Ступенька в будущее"
методическая разработка по теме

Методическая помощь классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  развития классного коллектива

«Ступенька в будущее»

в 11 классе на 2012-2013г.

Паспорт Программы


Наименование Программы

- Программа  воспитательной работы  в 11 классе «Путь к успеху»  на 2012-2013г. (далее - Программа)

Девиз Программы

«Нельзя достичь успеха раз и навсегда, успех достигается ежедневно!»

Цель Программы

Воспитание  и  развитие успешной, творческой  и  высоконравственной ЛИЧНОСТИ в каждом  выпускнике,  формирование основных жизненных взглядов, стойких принципов, обеспечивающих их личностное саморазвитие, формирование способности к самореализации.

Задачи программы

Создание благоприятных условий для развития успешной, творческой и  высоконравственной ЛИЧНОСТИ, способной мыслить и понимать окружающий мир.

Основные разработчики Программы

Игнатьева Людмила Витальевна, классный руководитель 11 класса

Заказчики Программы

-  ученическая и родительская общественность  11 класса;

-  администрация школы;

Сроки реализации Программы

- 2012-2013 год

Исполнители основных мероприятий Программы

- классный  руководитель;

-  ученическая и родительская общественность  11 класса;

-

Объемы и источники финансирования Программы

Не предусмотрено

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Воспитание  и  развитие   УСПЕШНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ, высоконравственной ЛИЧНОСТИ, способной мыслить и понимать окружающий мир.

Система   организации контроля за исполнением   Программы

- Контроль   за  исполнением Программы осуществляется  классным руководителем;

                                     

                                         

   

I. Пояснительная записка

Воспитывать…В самом корне этого слова заложен глубокий и мудрый смысл: питать, подкреплять юное подрастающее существо, заботиться не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, впитывая которую дитя взрастет гармоничным и полезным для общества.

Сегодня воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Все мы сегодня находимся в открытой информационной среде, в среде конкуренции мировоззрений, взглядов на ключевые нравственные проблемы, видений целей развития России и оценки российской истории.

А потому изменился и подход к воспитанию, он стал личностно-ориентированным. Сегодня ценятся такие личностные качества как инициатива, предприимчивость, уверенность в себе, широта взглядов, мышления, способность к диалогу и сотрудничеству. В воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано.

Школа – место, где дети проводят большую часть времени - это своего рода большой открытый институт детства, это открытая социально-педагогическая система, благодаря которой выявляется все лучшее индивидуальное в каждом ученике, его способности, таланты, здесь идет сближение детей и взрослых.

 Следовательно, главная воспитательная задача заключается в том, чтобы создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. В то же время на основе определения ведущих жизненных ценностей в старших классах школы происходит выявление той сферы профессиональной деятельности, которая в наибольшей степени соответствует склонностям индивида, потребностям страны, региона, конкретных предприятий, организаций в специалистах разного профиля и уровня подготовки. Задача воспитателей - помочь обучающимся в профессиональном самоопределении.

II. Этапы реализации программы:

1 этап – организационный

Анализ воспитательной работы, разработка программы - сентябрь  2012 года

2 этап – практический

Реализация основных направлений программы – октябрь 2012г.- апрель2013года

3 этап: аналитический:

Анализ реализации программы, обсуждение достигнутых результатов. Выводы - май- июнь 2013 года

III. Принципы  воспитательной  работы Программы

принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

 принцип культуросообразности воспитания;

 принцип целесообразности и природосообразности;

 принцип креативности, творческого начала в воспитании;

 принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;

принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

 IV. Направления    воспитательной работы   Программы

Интеллектуально-познавательная деятельность

гражданско-патриотическое воспитание;

физкультурно-оздоровительное воспитание;

экологическое воспитание;

трудовое воспитание;

работа с родителями;

работа с учителями, работающими в классе,  социальным педагогом.

V. Задачи воспитательной работы и технологии   их решений   по направлениям:

1. Интеллектуально-познавательная деятельность

Воспитывает  интерес к знаниям, прививает желание постоянно повышать свой интеллектуальный уровень;

 Решаемые задачи:

определить круг реальных учебных возможностей ученика;

создать условия для поддержания интереса к знаниям;

формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

Технология:

работа над проектами;

организация  познавательных классных часов;

участие в интеллектуальных конкурсах;

участие на олимпиадах;

2. Гражданско-патриотическое воспитание

способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни

Решаемые задачи:

воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;

 воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;

воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;

 воспитание правовой культуры.

Технология:

организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства;

 организация и проведение тематических классных часов и бесед;

·     организация и проведение встреч с интересными людьми;

организация и проведение встреч с участниками Великой отечественной войны;

подготовка и проведение походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;

организация и проведение конкурсов творческих работ, газет, презентаций к праздничным датам  

3. Физкультурно-оздоровительное  

способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.

Решаемые задачи:

 создание условий для физического развития учащихся;

 воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

 воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

Технология:

организация и проведение спортивных соревнований, игр, Дней здоровья;

  организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;

 организация и проведение походов, поездок на природу;

 организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории

4. Экологическое воспитание

содействует формированию ответственности за природу, окружающий мир.

Решаемые задачи:

воспитывать любовь к природе;

бережно относится к окружающей среде.

Технология:

организация и проведение тематических классных часов, бесед;

организация и проведение походов, поездок на природу;

 организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории

5. Трудовое воспитание

способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности.

Решаемые задачи:

 воспитание потребности трудиться;

 воспитание ответственности за выполненную работу.

Технология:

организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов;

организация и проведение дежурства по классу, по школе;

организация и проведение встреч с интересными людьми;

организация и проведение экскурсий на производство;

организация и проведение трудовой практики

6. Работа с родителями

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

 

   Решаемые задачи:

обращение к чувству родительской любви и воспитание уважения к ней;

установление доброжелательности  и дипломатичности  в общении с родителями;

установление  сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

 

Технология: 

изучение условий семейного воспитания;

посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенностями семейного воспитания;

беседы, анкетирование родителей, конкурс творческих работ учащихся “Формула семейного успеха ”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании;

информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.

проведение родительских собраний (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблемой  начальной профориентации).

 информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах;

приглашение  родителей на уроки и внеурочные мероприятия;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

взаимодействие с управляющим советом класса;

 оказание помощи в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования;

 совместная деятельность родителей и учащихся.

 Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные .

 

7. Работа с учителями, работающими в классе, социальным педагогом

Решаемые задачи:

изучение  совместно с учителями, работающими в данном классе, учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

организация сотрудничества педагогов школы  с обучающимися класса во внеурочной деятельности;

организация помощи  учителей предметников  обучающемуся по ликвидации пробелов в знаниях.

 

Технология:

индивидуальная работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в классных родительских собраниях, подготовка информации к заседаниям совета профилактики школы

VI. Основные мероприятия по реализации программы

Сентябрь

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

День Знаний

Классный час Права и обязанности ребенка

Классный час «Как помочь учащимся организованно начать учебный год»

Гражданско-патриотическое воспитание

Классный час «Сочи 2014.».

 

Классный час «Мы все разные – и в этом наше богатство..».

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Беседа по ПДД

Беседа по пожарной безопасности, безопасности во время с/х работ.

Трудовое воспитание

Организация дежурства по классу, по школе

Досуг


Час общения.

 Избрание актива класса

Подготовка в Дню учителя, к Осеннему балу

Работа с родителями

Заполнение соц. паспорта класса

Индивидуальная беседа с родителями

Индивидуальная

работа


Наблюдение за характером взаимоотношений учащихся класса на уроке.

Наблюдение за характером взаимоотношений учащихся класса на уроке, перемене, в досуговой деятельности.

Беседа с проблемными учащимися о профилактике правонарушений

Октябрь

основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

 «День Учителя»

Участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады.

Участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады.

Классный час «ЕГЭ. Как противостоять стрессу»

Гражданско-патриотическое воспитание

День  пожилого  человека

Кл час «Мои  права»

Участие школьников в заседаниях ученического совета.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Круглый стол «Умею ли я отдыхать? Формирование целесообразного расходования времени на учебу и отдых».

Беседа по  ПДД ,

о правилах поведения на осенних каникулах.

Трудовое воспитание

Организация дежурства по классу, по школе

Классный час «ВУЗы Чувашии»

Классный час «Новое время, новые профессии»

Экологическое воспитание

«Чистота необходима всем».

Субботник (уборка территории школы).

Досуг

День  учителя(поздравления учителей) Выпуск газеты ко Дню Учителя.

Работа с родителями

Родительское собрание №1

Выборы родительского комитета

Индивидуальные беседы с родителями.

Индивидуальная

работа

Беседа по  пропускам  за сентябрь

Наблюдение за выполнением учащимися правил культуры поведения.

Ноябрь

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Классный час. «Почему трудно, но нужно быть толерантным?».

Гражданско-патриотическое воспитание

Беседа о Дне народного единства.

Беседа по  ПДД

Физкультурно-оздоровительное воспитани

Классный час «Роль физической культуры для организма учащихся»

Трудовое воспитание

Организация дежурства по классу, по школе

Встречи с выпускниками прошлых лет.

Экологическое воспитание

Классный час «Земля – наш дом родной!»

Досуг


Классный час «Женщина-мать.  Высокое предназначение».

Выпуск рисунков ко дню борьбы со СПИДом.

Работа с родителями


Консультирование родителей по  вопросам обучения

Род. Собрание № 2

Индивидуальная

работа

Работа по  предупреждению  неуспеваемости

Декабрь

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Итоги первого полугодия.

Гражданско-патриотическое воспитание

Урок конституции

Беседа по  ПДД

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Международный день  профилактики  СПИДа

Классный час « Наркомания – что это?

Встреча с врачом-наркологом

Инструктаж по правилам поведения в общественных местах и во время зимних каникул.

Трудовое воспитание

Организация дежурства по классу, по школе

Досуг


День  вежливости

Подготовка к новогодним праздникам.

Новогодний вечер

Работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями  по  подготовке к итоговой аттестации

Индивидуальная

работа

Работа по  просьбам учителей-предметников

Контроль  за посещаемостью  и успеваемость

Январь

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Анкетирование по  итогам  полугодия

Классный час «О вкусах не спорят, но о манерах надо знать»

Гражданско-патриотическое воспитание

Классный  час. «Малая Родина – гордость моя»

Беседа по  ПДД

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Участие в спортивных  состязаниях

Трудовое воспитание

Работа с родителями   класса по  вопросам  профориентации

Экологическое воспитание

Беседа «Охрана природы – всенародное дело.»

Досуг

День   блинов

Работа с родителями

Информирование по  итогам полугодия

Индивидуальная

работа

Работа  учащихся с учителями-предметниками

Февраль

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Знакомство  с обучающими Интернет-ресурсами

Классное собрание «Быть как все и не быть как все»

Гражданско-патриотическое воспитание

Уроки  мужества  «Солдат войны не выбирает»

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Конкурс «А ну-ка , парни»

Трудовое воспитание

Диагностика

Беседа «Как выбрать  профессию»

Экологическое воспитание

Классный час «Кто несёт ответственность за чистоту вокруг нас?»

Досуг

Вечер  встречи  выпускников

Вечер  к 23 февраля

Работа с родителями

Родительское собрание № 3

Индивидуальная

работа

Работ по  предупреждению  попусков

Изучение взаимоотношений «Учитель – ученик»

Март

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Классный час «Что такое настоящая дружба»

Диспут «Учение: наши возможности  и наше будущее  в наших  руках»

Гражданско-патриотическое воспитание

Классный час «Семейная реликвия»

Беседа по  ПДД

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Классный час «Здоровье – это здорово!»

Трудовое воспитание

Классный  час «Рынок профессии»

Экологическое воспитание

Беседа «Экология начинается с личной гигиены.»

Досуг

Вечер  к 8 марта

Конкурс «А ну-ка, девушки!»

Работа с родителями


Встреча с родителей с социальным педагогом

«Психологическая поддержка  в период  сдачи  экзаменов»

Инд. Работа с родителями  

Индивидуальная

работа

Работа с неуспевающими

Апрель

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Классный  час. «День космонавтики

Час общения  «Что  мы читаем сегодня?»

Гражданско-патриотическое воспитание

Беседа по  ПДД

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Беседа «Эмоции в жизни старшеклассника»

Трудовое воспитание

Субботник по благоустройству

Экологическое воспитание

Месячник по благоустройству

«Чистая природа, экология и охрана природы»

Досуг

«День  юмора и улыбки»

Работа с родителями

Посещение родителей на дому

Индивидуальная

работа

Работа  учащихся с учителями-предметниками

Май

Основные направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Итоговый классный час «Подведем итоги…»

Гражданско-патриотическое воспитание

Классный  час «Победе посвящается…»

День  Памяти, посвященный воинам, погибшим в горячих  точках.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Беседа «Всемирный День борьбы с курением»

Трудовое воспитание

Генеральная уборка в кабинете

Экологическое воспитание

Классный час «Научно-технический прогресс, цивилизация и человек»

Досуг

День  мороженого

Праздник Последнего  звонка

Работа с родителями

Родительское собрание № 4

Информация по  итогам года

Индивидуальная

Работа

Работа  учащихся с учителями-предметниками

Работа с родителями  по  подготовке к празднику «Последний звонок», к  выпускному вечеру

VII.  Ресурсное обеспечение программы:

Ресурс

Состав

Кадровый

Заместитель по воспитательной работе

Классный руководитель

Учителя – предметники

Библиотекарь

Социальный педагог

Родители

Методический

Специальная литература, Интернет- ресурсы

VIII. Ожидаемые результаты реализации программы и индикаторы ее эффективности:

Ожидаемый результат

Индикатор

1.

Повышение качества познавательной деятельности обучающихся

Мониторинг успеваемости

Количественный и качественный мониторинг участия обучающихся в интеллектуальной деятельности

2.

Позитивная динамика роста количества обучающихся, занимающихся в кружках  (от 50% до 100%)

Мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности

3.

Позитивная динамика роста количества обучающихся, принимающих участие в общественной жизни класса, школы (от 40% до 80%).

Мониторинг участия в общественной жизни класса, школы

4.

Позитивная динамика роста количества обучающихся, занятых в творческой деятельности (от 40% до 80%)

Мониторинг участия в творческой деятельности

5.

Повышение уровня воспитанности обучающихся

Диагностика уровня воспитанности

6.

Выработка коммуникативных навыков

Тестирование на бесконфликтность и коммуникабельность «Любят ли вас»

7

Повышение заинтересованности родителей в реализации школьных программ и проектов

Анкетирование «Методика изучения удовлетворенности родителей школьной жизнью.

Лист учета посещаемости родителей на родительские собрания

8

Положительная тенденция в личностном росте обучающихся

Тестирование «Оценка социально- психологических свойств личности

9.

Сознательный выбор направления будущей профессиональной деятельности

Тестирование «Готов ли ты к выбору профессии?»

Модель выпускника 2013 года

Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  1. интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
  2. быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
  3. инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
  4. потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании;
  5. умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
  6. мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
  7. высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Риски в реализации программы и стратегии их устранения:

Риски

Стратегии

1. Некомпетентность участников программы в вопросах профориентации. Отсутствие знаний по специальным технологиям (тренингам, деловым играм, круглым столам и т.д.)

Создание комплексно-целевой программы для участников

Изучение специальной литературы, знакомство с современными методиками и технологиями

2. Отсутствие научно-методической базы

Научно- методическое обеспечение программы. Создание электронной базы по темам программы

3. Недостаточное межведомственное сотрудничество

Введение в планы структурных подразделений мероприятий по реализации программы

4. Низкий уровень мотивации обучающихся к реализации направлений программы

Разработка системы стимулирования участников программы.

5. Отсутствие необходимого взаимопонимания с семьями

Организация лектория для родителей

Список использованной литературы:

1.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10-11 классы).-М.: ВАКО, 2006г.

2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 9-11 классы.-М.: Глобус, 2008.

3. Инновационная деятельность классного руководителя и воспитателя. Методические рекомендации. – Автор-составитель Э.В.Соловьева.- Издательство Чувашского республиканского института образования.- Чебоксары, 2004г.

4.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1979.

5.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М., 1991.

6.Донцов И.А. Самовоспитание личности.- М., 1984.

7. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление.- М., 1991.

8.Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.- Минск, 1991.

9.Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.

10.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.

12.Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.

13.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя будущая профессия"

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как отыскать посреди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - ...

Классный час "Турнир будущих воинов"

Предлагаемый сценарий классного часа "Турнир будущих воинов" - это ролевая игра, построенная на игровых ситуациях, в которых могут себя проявить все мальчики класса и девочки.Девочки выступают в...

Классный час "Мы - будущие защитники Отечества" 8-9 класс

Классный час направлен на формирование патриотического отношения ко Дню Защитника Отечества. Классный час проходит в форме командного соревнования....

классный час "Вектор - будущее"

В потоке преобразований современного общества, смены ценностей и приоритетов, запросов, предъявляемых молодому гражданину необходимо помочь ребенку определить собственный вектор развития. Эта пр...

Классный час "Турнир будущих воинов"

Главная задача данного классного часа – не выявить победителя, а помочь детям сдружиться, побудить к взаимопомощи, сотрудничеству....

Классный час "Твоя будущая профессия"

Классный час на тему: "Твоя будущая профессия" можно провести в 8-11 классах, помочь ученикам разобраться в своих желаниях, способностях и стремлениях получить ту или иную профессию. Предлагается пров...

Классный час: "Моё будущее – какое оно?"

Моё будущее – какое оно? Моя картина мира. Презентация с заданием для детей разного возраста....