И мой огонь горел...
план-конспект урока

Толгурова Людмила Далхатовна

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству основоположника  балкарской литературы К.Мечиева.

 

·        закрепить знания учащихся о жизни и творчестве К.Мечиева;

·        проникнуться атмосферой времени, когда жил поэт, ощутить его живую связь с современностью;

·        способствовать формированию вкуса, развитию кругозора, воспитывать интерес к истории своего народа.

Оборудование: скульптура, портрет поэта, творческие работы учащихся, выставка книг. 

 

 

1ведущий.               Балкарские поэты называют его учителем.

               Балкарский народ уже столетие поёт песни, сложенные им, повторяет строки, в которых Мудрость соседствует с Красотой, Благородством и Правдой.

             «Великий поэт жил на высокой и прекрасной земле, - сказал о нём самый талантливый и верный Ученик, выдающийся представитель современной советской многонациональной поэзии Кайсын Кулиев.- Для нас он гора, которая «ещё долго будет сиять землякам…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.m.i_moy_ogon_gorel.lit_.-muz.kompoz.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с.п.Карасу

Литературно-музыкальная композиция

«И мой огонь горел…»

Подготовила и провела учитель балкарского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Толгурова Л.Д.

             

2019г

«И  мой огонь горел…»

 

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству основоположника  балкарской литературы К.Мечиева.

  • закрепить знания учащихся о жизни и творчестве К.Мечиева;
  • проникнуться атмосферой времени, когда жил поэт, ощутить его живую связь с современностью;
  • способствовать формированию вкуса, развитию кругозора, воспитывать интерес к истории своего народа.

Оборудование: скульптура, портрет поэта, творческие работы учащихся, выставка книг.  

1ведущий.               Балкарские поэты называют его учителем.

               Балкарский народ уже столетие поёт песни, сложенные им, повторяет строки, в которых Мудрость соседствует с Красотой, Благородством и Правдой.

             «Великий поэт жил на высокой и прекрасной земле, - сказал о нём самый талантливый и верный Ученик, выдающийся представитель современной советской многонациональной поэзии Кайсын Кулиев.- Для нас он гора, которая «ещё долго будет сиять землякам…»

               

2ведущий.             Видевшие его говорят, что лицом, обветренным горным ветром и обласканным горным солнцем, неторопливостью и скромным нравом, трудолюбием и неукротимым стремлением к Правде, Красоте, Свободе был он похож на землю, которую любил, и на чабанов, среди которых жил. Он был такой же, как его земляки, и особенный.

1ведущий.           К. Кулиев вспоминает: когда он приехал в аул, чтобы увидеть его, навстречу «вышел старик, хромающий на левую ногу и опирающийся на большой посох. Это и был Кязим Мечиев, хромой от рождения, лучший поэт и мыслитель балкарских гор…человек с лицом крестьянина и мудреца…         

2ведущий.              Кязим обладал сияющими глазами и душой…В его глазах клубились столетия, их муки, и радость, и боль. Его глаза смотрели на нас как бы сквозь века. Они были глазами народа- зоркие, чистые, полные мудрости и страдания глаза гуманиста. А улыбка Кязима! Даже старость не сумела заставить её потускнеть. Другой такой улыбки я не встречал больше в наших горах. Улыбка ребёнка и мудреца…»

1ведущий.            Читал он свои стихи удивительно. «Слушая Кязима, все плакали,- вспоминает К. Кулиев,- и старые неграмотные крестьяне и школьники…Его интонации были то проникновенно- горестные, то сурово- энергичные, похожие на орлиный клекот, то задорные, как при рассказе народного анекдота о Ходже Насреддине, то мягкие, как шелест травы или дрожание зелёного листа…»

2ведущий.           Явление К. Мечиева- поэтического голоса души балкарских горцев- при всей своей незаурядности и исключительности- явление закономерное и историческое.

             Народ не может быть иным. Доказательство тому- неистощимые сокровищницы фольклора, которым владеют все народы Земли независимо от своей численности и величины занимаемой территории. Песни, причитания, заклинания, хабары, баллады, анекдоты, сказы и сказки… в истоке своём имеют автора, который оставляет в народной памяти не имя, а своё творение. Гениальность безымянных сочинителей подтверждается бессмертием когда-то сказанного ими и увековеченного народом слова.

1ведущий.        Народ не может жить без первопроходцев, иначе он перестаёт жить. История каждого народа и всего человечества в целом складывается из деяний дерзких, посмевших перешагнуть установленные границы- времени, пространства, художественного и    научного   мышления.

2ведущий.         В личности К. Мечиева счастливо соединились гениальность истинно народного певца и судьба первопроходца. Сын неграмотного ремесленника Беки из затерянного в горах Хуламо - Безенгийского ущелья аула Шыкъы обучился грамоте, вышел из ущелья, гонимый жаждой знания, постиг тайны арабского и персидского языков, искусство поэзии тюрков, арабов, персов, записал арабскими буквами первые балкарские стихи, возможно, не понимая. Что тем самым закладывает основы родной литературы…

1ведущий.         Скитаясь по Востоку, К.Мечиев  наблюдал народы и страны и понял, что «бедняк повсюду как бедняк живёт, и сильный измывается над слабым» и что человек должен  жить на родной земле- «что может быть лучше, отраднее в мире земном, чем запах кизячного дыма в ауле родном!», а поэт должен быть «болью народною».

               И, может быть, именно потому, что К. Мечиев жил жизнью и заботами своего народа - «я слагаю стихи и железо кую- в том и в этом есть надобность в нашем краю»,-он пришёл к сознанию того, что «не князья нам нужны, а нужны топоры», что

                …народа правда не умрёт,

                Отстоит, спасёт её народ,

                Ни убить её нельзя, ни сжеч,

                В сердце правды не войдёт и меч!

                Правда всех насильников сильней,

                Каторга беспомощна пред ней,

                Правда не боится ни царей,

                Ни бичей, ни палок, ни цепей!

2ведущий.    Именно потому, что поэт был с народом, он пришёл к пониманию необходимости и неизбежности коренного изменения существующего уклада жизни: «Я к Ленину шёл - и пришёл ко мне Ленин, и стал я сильней с этих пор…»

1ведущий.     Кто знает, что сталось бы с именем К. Мечиева, не случись Великой Октябрьской Социалистической революции. Затерялись бы записи его стихов, но в памяти народной они несомненно остались бы.

2ведущий.       Остались бы сначала с именем их создателя, потом, утратив имя, влились в фольклор, чтобы поддержать новое поэтическое слово… Но судьба оказалась добра к Поэту, и сегодня благодарный балкарский народ чтит память Учителя, кузнеца человеческой души, Поэта, навсегда вписывая в историю Балкарии его великое и незабываемое имя.

Ученик.    Основоположник балкарской поэзии и балкарского языка Кязим Мечиев прожил большую  нелёгкую жизнь, полную тяжёлых испытаний.

         Он родился в 1859году в верховьях Хуламо - Безенгийского ущелья. Отец его Беки, прославленный мастер на все руки, кузнец и ремесленник, был крепостным. У него было три сына и пять дочерей. Сыновья помогали отцу в кузнице.

Ученик.     «Златорукому» Бекки, не имевшему ни земли, ни скота, нелегко было поставить детей на ноги, научить сыновей ремеслу и достойно выдать замуж дочерей. Но особенно заботила его судьба  хромого от рождения Кязима. Потому он и отдал его учиться к эфенди.

Ученик.      В то время в Безенги жил знаменитый эфенди Бозиев Чепеллеу, у которого была уникальная по тем временам библио-тека. Чепеллеу эфенди ввёл К. Мечиева в мир светских книг. Здесь он впервые познакомился  с поэзией Навои, Физули, с философ-скими сочинениями аль Беруни. И вероятно под непосредственным влиянием Чепеллеу написаны Поучения молодого Кязима Мечиева о чистоте человеческого тела и духа, составившие первую часть его книги. Изданной в Темир- Хан - Шуре в 1896году.

Ученик.     Именно  в эти годы шикинцы снарядили Кязима в первое паломничество в Мекку. Он отправился в дальний путь со смутным беспокойством в душе, с желанием самому разобраться в утверждениях ислама, В суждениях учителей-земляков, в происходящем в родных горах, на Кавказе.

Ученик.          Мир полон горя, радость же- редка.

                        Я к счастью путь найти не смог пока.

                        Изрешетили сердце сотни бед-

                        Кязим воюет с ними много лет.

                         

                        Глаза араба, горца ли глаза-

                        В них горечи, безвыходной слеза.

                        Печаль - повсюду, где не прохожу.

                        В лицо всем нищим с болью я гляжу.

1ведущий.     В 1898году Кязим женится на Канитат Шаваевой. Она была хрупкого сложения, красивой и молчаливой. Родители Канитат жили достаточно зажиточно, при этом происходили из знатного рода караузденей Шаваевых. Поэтому Кязим сословно не мог претендовать на руку и сердце полюбившейся ему девушки. Отец Канитат и старший брат были против этого брака. Но мать её мудро заметила: «Если вы увидите в мусоре кусок золота, разве не поднимите его?» Так соединились судьбы двух молодых людей. В этом же году у них появился первенец Мухаммат. В последующем у них родятся ещё 13 детей, трое их которых умрут совсем маленькими.

                  Песня «Колыбельная».

                   Эл аллы таулагъа

                  Ай тийгенди,балам.

                  Таула да жукълайла,

                  Жукъла энди, балам.

                               Жукъла татлы, балам,

                               Мен къорунг болайым.

                               Ачыуунгу кёрмей,

                               Къууана турайым!

                  Уллу болуп, бизни

                  Сен къууандырырса,

                  Жукъла, кёз жарыгъым,

                  Сен киши болурса.

                   

                  Жат, акъ къозучугъум,

                  Жарсыма, тынч жукъла.

                  Дайым кенг болсунла

                  Сенден къыйынлыкъла.

Ученик.      1917год. Гражданская война. Вокруг льётся кровь. В этой непонятной войне в 1919году погибает первенец Кязима Мухаммат, боровшийся за власть Советов в Дагестане. Кязим не смог предать  тело сына земле, и могила его осталась неизвестна.

                Песня «Жашыма».

 

            Назму этеме, кёлюм тола,

            Айтырыма арсар бола,

            Тили мартына тартыла,

            Жашлай кетген жигит бала!

            Туман басып, кюн да батды,

            Тангым аман бла атды.

            Эркинлик ючюн жан бердинг,

            Сюйген балам, ёлюп кетдинг.

             Халкъ ючюн бердинг жанынгы,

             Тууратдынг сен тёрт санынгы,

             Тёкдюрдюнг къызыл къанынгы,

             Жилятдынг жарлы анангы.

             Керек тюйюлдю кёлсюзлюк,

             Ушамайды бизге эрсизлик.

             Ол борчун тюз толтургъанды,

             Халкъгъа кертичи болгъанды.

2ведущий.       1943год навалился на Кязима не только драматическими событиями на фронте и похоронками, не только беспокойством о судьбе родных, разбросанных по различным селениям и  ущельям, только что освобождённых Красной Армией от фашистов. Глухая информация шла из Черекского ущелья, где по распоряжению органов НКВД  в конце 1942года были сожжены аулы Сауту и Глашево, погибли сотни людей, погибли сотни людей, включая детей, обвинённых в пособничестве  фашистской армии.

1ведущий.         При странных обстоятельствах исчезают из Кичмалки сын Кязима Асхад, его друг Мухаммат Кучменов, Ортабай Айшаев и Ануар Шаваев. Через три месяца их нашли застреленными. Кязим рыдал, но он был старшим, он был священником, и хоронить погибших пришлось ему.

 2ведущий.      В ноябре до Кичмалки добралось известие, что из Карачая вывезли народ в неизвестном направлении. Стало совсем тревожно. А весна 1944 года выдалась чудесной, в первые мартовские дни все уже работали в поле, было сухо и тепло.  Беспокойство заставило Кязима общаться с начальством, и везде он слышал успокоительные фразы. Но 7-го марта в районе Кичмалки появились войска. Предчувствие чего-то плохого испытывали многие, но никто не знал, как скоро и как страшно изменится вся жизнь.

1ведущий.        8-ое марта по всей Балкарии началось одинаково. Стук в дверь и приказ немедленно собираться. Солдатский сапог  откинул в сторону стопку книг, увязанных Кязимом.  Они рассыпались, А Кязим, стоящий на коленях, разрыдался - это ведь его пнули в грудь, не книги; это ему не позволили забрать самое дорогое, что у него было, а он всегда старался дать людям больше, чем брал у них. Но кому было дело до беспомощного старика и его боли, кого интересовало, кем был этот человек для своего народа и его литературы?..  

2ведущий.       Что чувствовал Кязим, расставаясь с Родиной. Верил ли он , что его народ, погрузив в поезд, везут к морю, чтобы утопить, как и предполагали многие, плача и прощаясь друг с другом.

Ученик.             Главный так решил. В чужие дали

                           Повелел переселить народ.

                           Разве виноватых здесь искали?

                           Не было в веках таких невзгод!

                           Губит нас корысти вражья сила.

                           Суть неправый, и не жди добра,

                           И к земле невинных придавила.

                           Наговоров тёмная гора.

                           Стала жизнь, как рубище дырява,

                           Сделалась безвкусною еда,

                           Беды - и налево, и направо,

                           Нищие уходим вникуда.

 Ученик.            К тем, кто будет меня обмывать,

                           Совершая последний обряд,

                           К тем, кто будет по мне горевать,

                           Сна не ведая ночи подряд.

                           К тем, кто будет могилу копать,

                           К тем, кому моё тело нести,

                           К тем, кто будет мой прах засыпать,

                           К тем, чьи дальше уходят пути,-

                         

                          К ним ко всем и ко многим другим

                          Обращается ныне Кязим:

                          В трудный час, чтобы выжить и жить,

                          Надо другом уметь дорожить.

                          В единении - сила, расцвет.

                          Без любви единения нет.

                          Пусть язык ваш не знает вражды,

                          Пусть ваш дом не узнает беды.

1ведущий.      Всё рушится, всё падает во тьму

                        Под чёрным ураганом выселенья.

                        О, дай, Аллах, народу моему

                        В годину эту страшную терпенья.

                        Народ наш не был баловнем судьбы

                        И голод донимал нас и набеги,

                        Но не свернули с праведной тропы

                        И, дай Аллах, нам не свернуть вовеки.

                        И головы летели наши в прах,

                        Когда мы с неприятелем сшибались

                        И пламя гасло в наших очагах,

                        Но мы всегда нардом оставались.

                       Знавали и нашествия чумы

                       Знавали наводнения и лавины,

                       Но горской чести не роняли мы

                       Свидетели и горы, и долины.

                       Наш край родимый, как ты далеко!

                       И хлеб изгнанья в нашем горле комом.

                       Да, выдержать такое нелегко,

                       Не выдержать, покрыть себя позором.

2ведущий.     Я пожил, я немало видел бед,

                       Но что они в сравнении с той, что ныне?

                       Изгнанник я, и вот на старость лет

                       С родным народом маюсь на чужбине.

                       Уже тускнеет свет в моих глазах,

                       Но через все страданья и сомненья

                       Лишь об одном молю тебя, Аллах,

                       Народу моему пошли терпенья.

                       Возьми слова Кязима брат, возьми

                       И выстой в жизни под безумным гнётом,

                       Пока нам хватит силы быть людьми

                       Мы навсегда останемся народом.

                       Я слову своему не изменял

                       И завещаю верность правде строгой.

                       На том стою. Пока меня

                       Не понесут кладбищенской дорогой.

Ученик.         Если камень сорвётся в ущелье,

                       В тёмной пропасти, сгинув навек,

                       То ничто никогда возвращенья

                       Не сулит ему больше наверх.

                 

                       О, Аллах! Пусть мы также не камнем!

                       Если сам я дойти не смогу,

                       То, молю тебя, - сделай хоть камнем,

                       Но к родному верни очагу!

2ведущий.        Он читал Коран, а у его постели по очереди находились Канитат, дочь, внучки. Утром 14 марта Кязим попросил зеркало, посмотрел в него и сказал, что его час пришёл; отдал необходимые распоряжения, как должны поступить его близкие после того, как он уйдёт в иной мир. Не было никакой паники, он остовался сдержан и вменяем до конца. Попросил принести немного земли, понюхал её и сказал, что его следует похоронить там, где живут балкарцы. Потом попросил вытащить из-под себя подушку, что и сделала Шапий. Никто не верил, что это случится, но где-то около девяти утра он умер. Иссякла та вода, что суждено было ему испить.

1ведущий.       Кязима похоронили 15 марта 1945года, а рядом в тот же день опустили в могилу балкарского ребёнка. В этом тоже, если подумать, есть скрытый, неведомый нам смысл. Уходя в свой идеальный мир, поэт личным присутствием согрел душу малыша и сопроводил его туда, где Мункару и Накиру предстояло прочесть книгу их жизней.

                 

 2ведущий.       Так ушёл из жизни, как говорил К.Кулиев, «Золотая свирель» балкарской поэзии, но до сих пор живы его творения, и будет вечно гореть огонь его очага!                    

                         

                           

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Огонь - друг, огонь - враг"

Мероприятие по противопожарной безопасности для учащихся 1-5 классов...

Презентация "Огонь-наш друг, огонь-наш враг!"

Презентация "Огонь-наш друг, огонь-наш враг!" (в рамках семинара безопасности)...

Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

В последнее время пожары стали чуть ли не главным бедствием в нашей стране. Пожары лесные, пожары бытовые. Как уберечься от них и уберечь детей? Что должны знать педагоги и учащиеся, чтобы не допустит...

Конспект занятия “Огонь - наш друг, огонь - наш враг”

Конспект занятия  по ОБЖ“Огонь - наш друг, огонь - наш враг”...

Открытое занятие «Огонь – друг, огонь враг»

Занятие,для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предварительная работа:экскурсия в пожарную часть....

Тематическая разработка занятия «Огонь-друг, огонь - враг»

Тематическая разработка занятия "Огонь - -друг, огонь - враг" для учащихся 1 - 4 классов.  Активизировать и обобщать знания детей о пользе и вреде огня...

"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака

Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака...