Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа

Халилова Атия Сайфутдиновна

Рабочая программа по родной литературе к учебнику А.Р. Мотигулинной 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_5-9_klassy.docx464.38 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Asus\Desktop\тит АС\Рисунок (197).jpg

Оглавление

 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………….……………………3

Содержание  учебного предмета ……………………………………….…                                                                8

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………   14                                                                                

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ТАТАРСКАЯ)

В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;

• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов Татарстана, России и всего мира.

Метапредметные результаты изучения татарской литературы в инокультурной среде:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

• умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по татарской литературе выражается в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора, фольклора народов России и всего мира; татарской классической и  современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

• осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

• умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

• умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

• владение навыками сопоставления произведений татарской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

• владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;

• использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.

В   результате        освоения        предмета   «Родная (татарская) литература»    учащиеся должны знать:

  • самых известных писателей татарской литературы и их произведения;
  • периодизацию  татарской литературы;
  • понимание образной природы  искусства слова;
  • основные закономерности литературно-исторического процесса и основные качества литературных направлений  и  явлений;
  • основные  теоретико-литературные  понятия.

уметь:

  • понять суть и пересказать  содержание  литературного произведения;
  • анализировать литературное произведение,  используя  сведения по истории и теории  литературы;
  • детально        исследовать        отдельные        стороны        и элементы художественного        произведения,        творчества        писателя, литературного  периода,  делать выводы;
  • оценивать   художественное  произведение,  творчество  писателя, литературный         период        в        свете        общественно-исторического контекста и общечеловеческих ценностей;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров, к тому или иному литературному периоду, находить черты, присущие литературе этого периода;
  • аргументированно выражать личное отношение к  тексту;
  • выполнять        творческие        работы        различного        характера по изученному произведению.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

Развитие речи. Тематические блоки

1. Борын-борын заманда. Халык авыз иҗаты: фольклор жанрлары – халык әкиятләре. / В давние времена. Устное народное творчество: жанры фольклора – народные сказки.

 Устное народное творчество – духовное наследие народов. Изображение в них национального колорита, менталитета народов. Система образов в произведениях устного народного творчества. Поэтические особенности произведений фольклора: сравнения, олицетворения, метафоричность, аллегоричность. Сказки, их виды. Герои сказок. Поэтические особенности народных сказок. Отражение психологии и идеалов народов в сказках. Татарские народные сказки «Ак бүре» /»Белый волк», «Өч кыз» /«Три сестры». 

2. Әдәби әкиятләр. / Литературные сказки.

Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов. Связь татарской литературы с фольклором. Изучение сказки К. Насыри «Патша белән карт» / «Падишах и старик». Усвоение термина «литературный герой».

 Художественный вымысел литературной сказки Г. Тукая «Су анасы» / «Водяная»).

Картина Б. Альменова «Водяная». Работа над отрывком поэмы-сказки. Связь татарской литературы с фольклором. Кукольный театр «Экият».

Повторение пройденного. Тест. Проектная работа

3. Мәгърифәт баскычлары. / Система образования у татар.

Медресе «Мухаммадия», Казанская учительская школа, Казанский университет. Ознакомление с художественным произведением «Мөгаллим» /«Учитель» Г. Исхаки. Авторский идеал в произведении. Лирический герой и мечты поэта Дардеменда в стихотворении «Кил, өйрән» /«Иди, научись» Содержание лирического текста, символические образы. Жизнь и творчество Дардеменда.

Повторение пройденного. Тест.

4. Балачак. / Детство.

Г. Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти». Анализ образа повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Содержание произведения. Отражение образа Тукая в изобразительном искусстве и литературе. Ознакомление с картиной Х. Казакова «Кечкенә Апуш» / «Маленький Апуш», рассказом Р. Батуллы «Тукай-Апуш», путешествие в музей Г. Тукая в деревне Кырлай Арского района РТ.

Повторение пройденного. Тест.

Современная детская периодическая печать – журнал «Салават күпере» / «Радуга».

5. Туган ил өчен! / За Родину!

Жизнь и творчество Г. Кутуя. Ознакомление с  фантастическим произведением «Рөстәм маҗаралары» / «Приключения Рустема». Изображение военных действий в произведении, храбрость в характере главного героя. Переплетение реальности и фантастики. Сравнение.

Жизнь и творчество М. Джалиля. Изучение стихотворения «Сагыну» / «Тоска», «Соңгы җыр» / «Последняя песня», либретто «Алтынчәч» / «Золотовалосая» (фрагментарно). Ознакомление с творческими биографиями композитора оперы Н. Джиганова и исполнительницы главной арии М. Булатовой. Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М.Джалиля.

Искусствоведческие термины: либретто, опера, ария.

Жизнь и творчество Ф. Карима. Изображение поэтом суровых условий войны в стихотворениях «Кыр казы» / «Дикая гусь», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...» / «Много слов не высказано…». Привитие чувства долга перед Родиной.

6. Бәхет кайда була? / Где живет счастье?

Жизнь и творчество Н. Давли.  Изучение его стихотворений «Бәхет кайда була?» / «Где живет счастье?». Беседа о смысле жизни.

Жизнь и творчество Ф. Хусни.  Усвоение сюжета рассказа «Чыбыркы» / «Кнут» Ф. Хусни.

7. Кеше – табигать баласы. / Человек – частица природы.

Жизнь и творчество Р. Файзуллина. Изучение стихотворения «Табигать кочагында»/ «В объятиях природы». Бережное отношение к природе.

Жизнь и творчество М. Агълямова. Эстетический идеал поэта в стихотворении «Матурлык минем белән» / «Красота всегда со мной».

8. Юмор.

Изучение рассказа «Пирамида» Л. Лерона. Приемы комического в рассказах.

Стихотворение Ш. Галиева «Әлләкем»/ «Кто-то». Комическое в поэзии.

Повторение и обобщение материала 5 класса.

9. Мифтан – чынбарлыкка. / От мифа к реальности.  

Повторение сказок, пословиц, загадок. Происхождение мифов, их классификация. Работа со схемой. Мифы разных народов: «Шүрәле» /«Шурале», «Су иясе» /«Водяная», «Өй иясе» /«Домовой», «Дедал и Икар», «Албасты» / «Демон».

10. Милли моңнар. / Народные мелодии.

Народные песни. Их виды: исторические песни, обрядовые песни, игровые песни и др. Истоическая песня «Көзге ачы җилләрдә» / «Осенние холодные ветра», игровая песня «Кария - Закария». Ритм, рифма игровых песен.

  Песеннее сопровождение празников «Каравон» (русский), «Сумбеля» (татарской), «Чуклеме» (чувашский) и др.

Стихотворения «Туган тел» / «Родной язык», «Туган авыл» / «Родная деревня» Г. Тукая. Роль мотивов народных песен.

Изучение Государственного Гимна Республики Татарстан.

11. Кеше кадере. / Ценность человека.

Изучение стихотворения «Өч матур сүз»/ «Три прекрасных слова» Н. Исанбет, басни «Әтәч белән Сандугач» / «Петух и соловей», стихотворения «Ана» / «Мать» М. Гафури. Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале» Г.Тукая. Идейно-эстетический идеал автора, мифологический сюжет произведения. Изображение природы Заказанья, людей, живущих на лоне природы, их образа жизни, быта.

Сценическая жизнь поэмы–сказки. Балет по поэме «Шурале» Г.Тукая (композитор Ф.Яруллин).

Творчество М. Джалиля. Изучение стихотворения из цикла «Моабитские тетради»: «Чәчәкләр»/ «Цветы», «Тик булса иде ирек» /«Была бы свобода». Надежда поэта.

Жизнь и творчество А. Еники. Тема родной земли в рассказе «Туган туфрак» /«Родная земля». Замысел автора. Образ главной героини Клары. Образ старика, хранителя ценностей прошлого.

Повторение раздела. Тест.

12. Кыш – табигать могҗизасы. / Чудо природы – зима.

 Творческое наследие Г. Ибрагимова. Ознакомление с его рассказом-описанием «Кар ява» / «Снег идет».

Бережное отношение к природе в стихотворениях «Кызыклы хәл» / «Интересный случай» К. Наджми, «Чыршы күлмәкләре» / «Платья ёлки» М. Файзуллиной, «Нәни чыршы» /«Маленькая ёлка» Р. Валиевой.

13. Аң-белем. / Образование и просвещение.

Научное и литературное творчество Каюма Насыри (1825-1902). Его деятельность по изучению фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Фантастический сюжет повести К.Насыри  «Әбүгалисина» / «Авиценна». Отражение просветительских идеалов автора.

Музей К. Насыри в деревне Ачасыр Зеленодольского района РТ.

Изучение рассказа «Сәйдәшнең яшьлеге» / «Молодость Сайдаша» М. Латифуллина.

14. Дуслык кадере. / Цена дружбы. 

Жизнь и творчество Дардеменда.  Рассказ «Ике туган» / «Два брата». Содержание текста,  Роль образов природы. 

Жизнь и творчество Х. Такташа. Ознакомление с произведением «Мокамай». Эстетический идеал поэта. Цена дружбы.

Многогранная деятельность Р. Хариса. Ознакомление с пьесой «Серле алан» / «Секретная поляна».

15. Сатира.

Творчество Ф. Шафигуллина. Ознакомление с его произведениями «Ике тиен акча» / «Две копейки», «Акбай һәм Карабай» / «Акбай и Карабай». Сатирический стиль в произведениях Ф.Шафигуллина.

Музей-квартира писателя в г. Зеленодольске РТ.

Ознакомление с переводами Василия Радлова. Просветительские идеи ученого. Ознакомление с его рассказом «Шаян кеше» / «Шутник».

Повторение материала.Тест.

16. Ел фасыллары. / Времена года.

Изучение стихотворения Р. Ахметзянова «Иртә әле» / «Рано ещё», рассказа Г. Рахима «Апрель».

Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из повести «Туган ягым – яшел бишек» / «Родная сторона – колыбель моя»: «Язгы сабан туйлары» / «Весенние сабантуи».

Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй». Чтение детского журнала «Сабантуй».

Повторение и обобщение изученного в 6 классе.

17. Халык хаклы. / Народ правдив.

Повторение ранее изученных жанров фольклора. Работа со схемой. Народная жизнь и быт в обрядовом фольклоре. Семейные (рождение ребёнка, свадьба и др.) и календарные обряды.

Баиты, их поэтические особенности («Сак-Сок»/ «Сак-Сук»).

Отражение фольклорных мотивов в творчестве Г.Тукая («Милли моңнар» / «Национальные напевы»  

18. Аксакаллар сүзе. / Слово мудрецов.

Творчество Ф. Амирхана. Связь татарской литературы с фольклором и мифологией. Ф.Амирхан «Ай өстендә Зөһрә кыз» / «Зухра на Луне». Система образов в сказке, символические образы. Авторский комментарий происходящих событий.

Творчество Г. Ибрагимова. Изображение народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»). Система образов в произведении, образ Алмачуара. Любовь Закира к лошади.

Национальная одежда, предметы обихода.

Р.Миннуллин «Килен төшкәндә» /«Встреча невесты».

19. Ил язмышы ышанычлы кулларда. / Судьба страны в надёжных руках.

Ознакомление со стихотворением «Ил язмышы – ир язмышы» /«Судьба родины – судьба мужчины» А. Маликова, стихотворением в прозе «Сагыну» / «Тоска» Г. Кутуя.

Жизнь и творчество С. Хакима. Поэма «Бакчачылар» / «Садоводы». Изображение жизни тыла в военное время. Особенности лирического рода; образ лирического героя, его чувства-переживания.

Творчество Р. Тухватуллина. Фрагментарное изучение его повести  «Җиләкле аланнар» / «Ягодные поляны». Сюжетная линия. Ностальгия по детству, по прошлому. Мальчик-рассказчик и совпадающий с автором повествователь.

Творчество М. Магдиева. Ознакомление с повестью «Без – кырык беренче ел балалары» / «Мы – дети сорок первого года». Лиризм. Судьба детей сурового военного времени.

Творчество М.Шабаева.  Стихотворение «Күңелемә, әткәй, кайтып кер... » /«Приходи, отец, в мои воспоминания».

20. Заман герое. / Герой своего времени.

Творчество Назипа Думави. Изображение пейзажа в стихотворении «Беренче кар» /«Первый снег».

Жизнь и творчество Хади Такташа. Поэтические особенности поэмы «Алсу». Приемы повторений, рефренов в поэме.

Жизненный и творческий путь Хасана Туфана. «Агыла да болыт агыла»/ «Плывут и плывут облака», «Тамчылар ни диләр?» / «О чём рассказывают капли?».

Дом-музей Х. Туфана в родной деревне Старокарметово Аксубаевского района РТ.

Гурий Тавлин. «Кояш болытка кергәндә»/ «Когда тучи заслоняют солнце».

21. Туган ил темасы. / Тема Родины.

 Жизненный и творческий путь А.Гилязева. Возвращение татарской литературы к национальным художественным традициям: повесть  «Өч аршын җир»/ «Три аршина земли» (отрывок). Художественное осмысление национальных черт характера человека, находящегося вдали от Родины.  

Жизнь и творчество И. Юзеева.  Драматическое произведение «Ак калфагым төшердем кулдан» /«Выронили белый калфак из рук». Социально-этическая проблематика в произведении. Изображение человека на чужой земле. Авторские ремарки. Образы, символы.

Творчество поэта Фаннура Сафина. Изучение  стихотворения «Туган җиремә»/ «Родной земле». Лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира   и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Творчество М. Галиева. Фрагментарное ознакомление с повестью «Нигез»/ «Родной очаг». Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные героям. Образное мышление автора.

22. Яхшылык җиңә. / Добро побеждает.  

 Жизнь и творчество Ф. Хусни. Осмысление ребёнком событий войны в рассказе «Сөйләнмәгән хикәя»/ «Нерассказанная история».

Жизнь и творчество Р. Хафизовой. Психология детей военных лет в рассказе «Әти кайткан көн»/ «В день возвращения отца» Р.Хафизовой.

Творчество Р.Корбана. Проблема взаимотношений человека и природы в стихотворении «Ярдәм итик» / «Давайте, поможем».

Своеобразие изображения детской психологии в рассказе «Биш «икеле»/ «Пять «двоек» Р. Галиуллина. Раскрытие правственных проблем в рассказе «Табыш»/ «Находка» А.Ахметгалиевой.

23. Табигатькә табиб кирәк. / Природе нужен доктор. 

М.Аглямов. «Сөйли ак каен…» / «Рассказывает береза». Проблема «исторической памяти». Многообразие жанровых форм, стилевых черт в творчестве М.Аглямова.

 Проблемы взаимоотношения человека  и природы в стихотворении «Балык кычкыруы»/ «Крик рыбы» З. Мансурова и  в рассказе «Карач»/ «Ворон» Х. Ибрагима

Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Повторение. Тест.

24. Узганнар турында хәтерләү. / Память о прошлом.

Предания «Сихерче кыз»/ «Колдунья» (Татарское народное предание) «Гали тугае»/ «Пойма имени Гали» (Татарское народное предание) «Моргана» (Средневековое европейское предание) и др. Легенда  «Зөһрә кыз»/ «Девушка Зухра» (татарская легенда).

Тест

25. Тарих эзләре. / Следы в истории.

Путевые заметки. Ознакомление учащихся с содержанием рисале «Ибн Фадланның 921-922 елларда Болгар дәүләтенә сәфәре вакытында язылган сәяхәтнамәсе» / «Повествование о путешествии Ахмеда Ибн Фадлана, написанное во время поездки в 921-922 годах в Булгарское государство»).

Жизнь и творчество Ф. Карими. Фрагментарное ознакомление с путевыми заметками «Ауропа сәяхәтнамәсе» / «Путешествие в Европу».

Творчество Г. Тукая. Воспевание родной земли  в стихотворении «Пар ат» / «Пара лошадей». Сказочное воссоздание поездки в Казань. Лексические и фонетические средства художественной речи.

Сочинение на тему  «Минем яраткан шагыйрем»/ «Мой любимый поэт».

Творческое наследие художника и скульптора Б. Урманче. «Триптих» Урманче.

Творчество Н. Назми. Чтеение отрывка из повести «Агыйделдә – ак пароход» / «Белый пароход на реке Белой».

Повторение. Тест.

26. Онытылмас еллар. / Незабываемые годы.

Жизнь и творчество Ф. Карима. Изучение произведений поэта «Ант»/ «Клятва»,  «Кыңгыраулы яшел гармун» / «Зеленая гармонь с колокольчиком». Патриотизм в поэзии периода Великой Отечественной войны. Картины природы, их роль в усилении психологизма.

Творчество Т. Миңнуллина. Образ поэта М.Джалиля в драме «Моңлы бер җыр» / «У совести вариантов нет» (отрывок). Память о М.Джалиле. Памятник поэту в Казани и барельеф его соратникам.

Чтение писем военных лет. Военная тематика в литературе разных народов.

Творчество киргизского писателя Ч. Айтматова. Система образов, проблема смысла жизни человека в повести «Анам кыры»/ «Материнское поле».

27. Иртә олыгайганнар. / Повзрослевшие рано.

Творчество К. Булатовой. Изображение судьеб детей  военных лет в стихотворении «Башым иям»/ «Преклоняю голову» К. Булатовой.

Изображение памяти военных лет в стихотворении «Җиңү көне» / «День победы» Н. Ахмадиева.

28. Әдәбиятта аналар образы. / Образ матерей в литературе.

 Жизнь и творчество Ш. Камала. Анализ новеллы «Буранда»/ «В метель». Эмоциональная насыщенность текста: средства и приемы. Особенности композиции.

Жизнь и творчество С. Хакима. Сокровенные пожелания в стихотворении «Җырларымда телим…»/ «Желаю в песнях…».  Лиризм и социально-философское осмысление национальных историко-культурных традиций в творчестве поэтов старшего поколения. Стихотворения «Әнкәй» / «Мамочка» Р. Миннуллина, «Су буеннан әнкәй кайтып килә»/«Мама возвращается с реки» М. Галиева.

Творчество Ф. Садриева. Нравственная проблематика: отрывок из романа «Таң җиле» / «Утренний ветер». Образ Нуриасмы.

29. Юмор.

Жизнь и творчество Г. Камала.  Конфликт в комедии Г. Камала «Банкрот». Просветительские идеи, комические средства.

Жизнь и творчество Г. Афзала. Особенности писательской карьеры в рассказе «Юл газабы» / «Страдания в пути».

30. Татар халкының сөеклеләре. / Любимцы татарского народа.

Жизнь и творчество Р. Хариса. Величие души человека, философский подтекст стихотворения «Ике гөл»/ «Два цветка».

Творчество актрисы Г. Кайбицкой. Ее жизненный путь. Образа актрисы в документальной повести «Артистка» / «Актриса» Ф. Аглии.

Творчество Р. Батуллы. Своеобразие образа легендарного танцора Рудольфа Нуриева в произведении «Бию» / «Танец» (отрывок).

31. Җанлы табигать. / Природа одушевленная.  

Жизнь и творчество А. Халима. Изображение суровых военных лет и судеб детей в повести «Өч аяклы ат» / «Трёхногая кобыла».

Творчество К. Каримова. Реалистическая основа истории в рассказе  «Тимергали бабай хикәяте» /«Рассказ Тимергали бабай».

Тест. Обобщение пройденного материала в 8 классе.

32. Сүз көче. / Сила слова.

Краткое содержание, проблематика, основные герои и художественные особенности дастана «Идегей» (в сокращении). 

Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» - письменный памятник Булгаро-татарской литературы (XII - первая пол. ХIII вв.) Воспевание мудрости, красоты, величия чувств человека.

Повторение.Тест

33. Урта гасыр татар әдәбиятында мәхәббәт сюжетлары. / Любовные сюжеты в средневековой татарской литературе.

Тюрко-татарская литература: основные представители. Творчество Саифа Сараи.

34. Татар әдәбиятында хатын-кыз образлары. / Женские образы в татарской литературе.

Обзор: поэма Г. Кандалый «Сәхипҗәмалга» / «Сахибзямалу», стихотворение Г. Тукая «Татар кызларына»/ «Татарским девушкам», повесть Ф.Амирхана «Хәят» / «Хаят», А. Гилязева «Җомга көн, кич белән» / «В пятницу, вечером…», рассказ Р. Мингалима «Сап-сары көзләр» / «Золотая осень». Трансформация идейно-эстетического идеала.

35. Татар әдәбиятында лирик башлангыч. / Лирическое начало в татарской литературе.

 Татарская поэзия: пейзажная лирика (Р.Зайдулла. «Буран» / «Буря», любовная лирика  (Р. Ахметзянов. «Сандугач керде күңелгә» / «Душа поет»).

36. «Театр элгечтән башлана». / «Театр начинается с вешалки».

Жизнь и торчество Г. Камала - одного из основоположников татарской реалистической драматургии.  Основные конфликты в комедии Г. Камала «Беренче театр» /«Первый театр». Просветительские идеи, комические средства.

 Сценическое творчество С.Гиззатуллины-Волжской.

37. Татар әдәбиятында табиб образлары. / Образы «целителей» в татарской литературе.

Жизнь и творчество Г.Апсалямова  «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Содержание текста,  Приемы раскрытия образов врачей.

38. Укытучы – горур яңгырый! / Учитель – звучит гордо!

 Творчество М. Магдеева. Фрагментарное изучение романа «Фронтовиклар» / «Фронтовики». Лиризм и орнаментализм в татарской прозе. Лирические отступления. Система образов.

О педколледже в Казани.

Ознакомление со стихотворениями о наставниках и учителях «Укытучы»   / «Учитель» Р. Гаташа.

39. Һөнәрләр күп алар. / Изобилие профессий. 

Изучение отрывка из повести Х. Сарьяна «Әткәм һөнәре» /«Отцовская профессия». Авторская позиция и особенность изображения главного героя.

Жизнь и творчество Г. Ахунова. Фрагментарное изучение романа  «Хәзинә» /«Клад». Основное содержание романа. Реалистичное изображение темы нефти и нефтяников.

Жизнь и творчество И. Юзеева. Фрагментарное изучение поэмы «Таныш моңнар» / «Знакомые напевы». Образы молодого поколения, совместимость выбора профессии с идеалами молодой девушки.

Жизнь и творчество Х. Камалова. Изучение рассказа «Очучы» / «Летчик». Авторская позиция.

Повторение и обобщение изученного в 9 классе. Тест.

        3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

        

№ урока

Тема урока

Кол-во уроков

1

Фольклор. Татарские народные сказки.

 Виды сказок.

1

2

Волшебные сказки. Борьба добра и зла в сказке «Ак буре» (Белый волк).

1

3

Сказки о животных. «Абзар ясаучы төлке» Сказка о хитрой лисе»

1

4

Бытовые сказки. Башмак. (Ботинок)

1

5

Отражение в сказках особенностей менталитета разных народов.

1

6

Литературные сказки. К.Насыйри. «Патша белэн карт» (Старик и царь). Образ царя. Образ старика, его смекалка.

1

7

Г.Тукай. Поэма-сказка «Су анасы». Мифический образ водяной.

1

8

Творчество Т. Миннулина. Мотивы народных сказок в драматическом произведении «Гафият турындда әкият». О кукольном театре.

1

9

Фантастический мир Адлера Тимергалина «Сэер планета». Воспитание ответственности.

1

10

Стремление к знаниям. О школе «Мухаммадия» в Казани.

11

Школа учителей татарского языка. Казанский университет.

1

12

Творчество Гаяза Исхакый. Образ Салиха в пьесе «Мѳгаллим»

13

Творчество Дардеманта. Стихотворение «Кил, ѳйрән»

14

Автобиографический рассказГ. Тукай «Исемдә калганнар”

1

15

О художнике Хаджиморате Казакове. Музей Габдуллы Тукая в Кырлае.

16

Знакомство с журналом «Салават күпере»

Национально-региональный компонент.

Знакомство с газетой «Яӊарыш». Проект «Безнеӊ туган кѳннәр»

17

Творчество Гадел Кутуя. Образ Рустама в повести "Рѳстәм мажаралары". Реальность и вымысел. Сравнение.

18

М. Джалиль стихи «Сагыну», "Сонгы жырым".

19

Понятие о либретто и опере. Либретто М.Джалиля "Алтынчәч". О композиторе Н. Жиганове

20

О татарском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. О певице Мунире Булатовой.

21

Воспитание любви к Родине в стихах Ф.Карима "Кыр казы", "Сѳйләр сүзләр бик күп алар…"

22

Понятие о балладе. О мужестве народа в борьбе с оккупантами в балладе Ш.Галиева "Аталы-уллы солдатлар"

23

Н. Даулин «Бәхет кайда була”, “Мин җирдә калам”. О поисках счастья. Ритм, рифма стихотворения.

24

О творчестве Ф.Хосни. Рассказ "Чыбыркы"

25

Ф.Хосни  “Чыбыркы”. Воспитание чувства ответственности. Сюжет рассказа.

26

Р. Файзуллин “Табигать кочагында». О воспитании любви к природе.

Национально-региональный компонент

Я. Занкиев «Кайчыколак»

27

М. Аглямов “Матурлык минем белэн” О красоте природы и человека.

28

О творчестве художника И.И. Шишкина

29

Л.Лерон Рассказ "Пирамида". Знание-сила. Юмор.

30

А. Гыймадиев “Зөлфия+...мин”. О первых чувствах .

31

О чувствах детей в стихах Ш.Галиева "Ул кем?", "Әләкем"

32-33

Р.Р. Составление рассказа на тему "Мин авылда"

34

Проверочный тест.

6 класс

№ урок

Тема урока

Кол-во уроков

1

Устное народное творчество. Мифы.

1

2

Татарские народные мифы. Шүрәле. Шүрәлене ничек алдарга

1

3

Пословицы и поговорки.

1

4

Народные песни. Обрядовые песни.

Национально-регионльный компонент (1)

«Яшь киленне арбап каршылау йола жырлары» (Люция Хабибуллина «Туган як ǝдǝбияты»

1

5

Знай, люби свой родной язык. Г. Тукай "Туган тел

1

6

Накий Исанбат "Өч матур сүз", "Туган тел" Понятие о лирическом герое.

1

7

Символизм в произведениях Мусы Джалиля "Чәчәкләр", "Тик булса иде ирек"

1

8

О любви к малой родине в рассказе А.Еники "Туган туфрак"

1

9

О красоте зимней природы в рассказе Г.Ибрагимова "Кар ява"

1

10

Стихи о зиме.

1

11

Драматические произведения. Т. Миннуллин "Акбай һәм Кыш бабай"

1

12

Каюм Насыйри "Абугалисина". Музей Каюма Насыйри.

1

13

Повествование. Г. Сабитов "Чүкеч"

1

14

Повествователь. А. Алиш "Әни ялга киткәч".

1

15

Притча Ф. Яруллин "Кояштагы тап"

1

16

О выборе профессии в стихотворении Г. Зайнашевой "Кем булырга"

1

17

О композиторе Салихе Сайдашеве.

1

18

О родственных взаимоотношениях в произведении Дардеманта "Ике туган"

1

19

Понятие о поэме. Хади Такташ "Мокамай"

1

20

Ренат Харис "Серле алан" Символический образ.

1

21

Сила дружбы - в умении быть вместе. Э. Шарифуллина "Дуслык, чын дуслык"

1

22

О бережном отношении к природе. Ш. Галиев "Курыкма, тимим"

1

23

Ф. Шафигуллин "Ике тиен акча". Музей Ф. Шафигуллина.

1

24

В. Радлов "Шаян кеше"

1

25

Рассказ Г. Остера "Серне ачты" в переводе А. Яхина

1

26

О красоте природы в стихотворении Н. Мадьярова "Урман аланына баргач"

1

27

Теоретические знания о пейзаже. Р. Ахматжанов

1

28

Литературный портрет Г. Рахим "Апрель" (портрет)

1

29

Г.Рахим "Беренче күкрәү" Первый гром.

1

30

Автобиографий рассказ Г.Баширова "Туган ягым- яшел бишек"

1

31

О сабантуе. Б. Рахмат "Сабан туенда"

1

32

Работа по картине Л. Фаттахова "Сабантуй"

1

33

В гостях у журнала "Сабантуй".

Национально-регионльный компонент (2)

Газета «Янарыш»

1

34

Р.р. Сочинение "Мой любимый герой" (по прочитанным произведениям")

1

7 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во уроков

1

Обрядовый фольклор. Их виды.

1

2

Семейные обряды.

1

3

Фатхи Бурнаш - мастер использования в своих произведениях обрядов. Драма "Яшь йѳрәкләр"

1

4

Баиты. "Сак-сок". Фантастика в баите.

1

5

Мунаджаты "Туган ил исемнән китмәс". О Луизе Сурметовой - собирателе мунаджат.

1

6

Судьба страны и поэта Габдуллы Тукая. Стихотворение "Милли моннар"

1

7

Фольклоризм в литературе. Фатих Амирхан о борьбе добра и зла в произведении "Ай ѳстендә Зѳһрә кыз"

1

8

Народные мотивы в драме Н. Исанбата "Жирән чичән белән Карачәч"

1

9

О творчестве Г. Ибрагимова . Рассказ "Алмачуар"

1

10

Г. Ибрагимов "Алмачуар"

Скачки - атрибут Сабантуя

1

11

Татарская национальная одежда

1

12

О народных традициях в стихотворении Р.Миннуллина "Килен тѳшкәндә"

1

13

Автор  гимна Татарстана Рустам Яхин

1

14

Философские размышления о счастье в стихотворении Х. Мударисовой "Кѳмеш дага"

1

15

А. Маликов. Героический пафос в стихотворении "Ил язмышы - ир язмышы". Гражданская лирика.

1

16

Образ Родины  в стихотворении в прозе Г.Кутуя "Сагыну"

1

17

О патриотизме в поэме С.Хакима "Бакчачылар"

1

18

Лирическое стихотворение С.Хакима "Бу кырлар, бу үзәннәрдә". Музей С.Хакима

1

19

О творчестве писателя Р. Тухфатуллина. Повесть "Жиләкле аланнар"

1

20

О роли школы в жизни Рафаила и Хайдара

1

21

Творчество М. Мадиева. Повесть "Без - кырык беренче ел балалары"

1

22

Образ детей в повести.

1

23

О жизни М. Мирзы."Илке сукмак"

1

24

Нажим Думави "Беренче кар". О красоте природы.

1

25

О творчестве Хади Такташа . Образ девушки студентки в поэме "Алсу"

1

26

Хасан Туфан "Агыла да болыт агыла",  "Тамчылар ни диләр. Строфа Хафиза

1

27

О родной земле в повести Аяза Гыйлажева "Ѳч аршын жир"

1

28

О судьбах татар, проживающих в чужих землях в  драме Ильдара Юзеева "Ак калфагым тѳшердем кулдан ...". Ремарка.

1

29

Отражение военных лет в повести М. Галиева "Нигез". Повесть.

1

30

Фатих Хѳсни "Сѳйләнмәгән хикәя".  О детстве.

1

31

О творчестве Розы Хафисовой. "Әти кайткан кѳн". О детях военных лет

1

32

Фанис Яруллин  "Ак тѳнбоек". Об истинном добре.

1

33

О творчестве М. Аглямова. Экологические проблемы в стихотворении "Сѳйли ак каен…"

1

34

О творчестве Хабира Ибрагимова "Карач". Образ Шаяхмета

1

8 класс

№ урок

Тема урока

Кол-во уроков

1

Устное народное творчество. Предания «Сихерче кыз». Гали тугае»

1

2

Легенды. Их виды. Легенда «Зѳһрә кызы».

1

3

Путевые заметки (хождения) и летописи. Ибне Фадлан

1

4

М. Юныс –основоположник жанра маринистики. Рассказ «Су»

1

5

Габдулла Тукай. История написания стихотворения «Пар ат». Внутренний мир лирического героя.

1

6

Нажар Нажми. «Агыйделдә ак пароход». О путешествии в Великую Булгарию.

1

7

Гариф Ахунов «Замандашлар портреты». О художнике В.Куделькине.

1

8

Песни о войне. Р. Ахметжанов «Солдаталар». Образ матери солдата.

1

9

Фатих Карим стихотворение «Ант», поэма «Кынграулы яшел гармун». Роль песни в годы войны.

1

10

Туфан Миннуллин. Драма “Монлы бер жыр”. Образ Мусы  в драме.

1

11

Мостай Карим «Билгесез солдат» Образ неизвестного солдата.

1

12

Чингиз Айтматов “Анам жыры”. Образ матери-земли”

1

13

Клара Булатова «Башым иям». Детские воспоминания о войне.

1

14

Нур Ахмадиев “Жину коне” “Минем туган коне” . О первой любви.

1

15

Проблема человечности в рассказе Ф. Сафина “Тулганай”

1

16

Ш. Камал “Буранда” Внутренний мир героя.

1

17

Ибрагим Салахов “Ана тавышы” (Из цикла “Колымские рассказы”. Образ матери

Национально-региональный компонент (1)

Б. Сулейманов “Мама”

1

18

Сибгат Хаким “ǝнкǝй”. О переживаниях лирического героя. Образ матери.  

1

19

Роберт Миннулин “ǝнкǝй Образ матери

1

20

Марсель Галиев “Су буеннан ǝнкǝй кайтып килǝ”. Образ матери.

1

21

Шариф Хусаинов «ǝниемнен ак кулмǝге». Драма

1

22

Фоат Садриев «Тан жиле»

1

23

О первых сатирических журналах.

1

24-25

Проблематика комедии Галиаскара Камала “Банкрот”

1

26

Гамил Афзал “Юл газабы”

1

27

Ренат Харис. Поэма “Гармунчы”

1

28

Золфат “Шигырем – ачык” Внутренний мир лирического героя.

1

29

Галия Кайбицкая – певица оперная певица.

1

30

Рабит Батулла “Бию”

1

31

Айдар халим “Оч аяклы ат”. Образ Мусы бабая

1

32

Гарафи Хасанов “Беренче кук кукрǝу”. Описание природы весной. Национально-региональный компонент (2)

Я. Зǝнкиев “Аккошлы күл”

1

33

Камил Каримов “Тимергали бабай хикǝте”. Описание Сабантуя

1

34

Журнал “Ялкын”

1


9 класс

№ урока

Тема урока

Устное народное творчество – 2 часа

1

1

Устное народное творчество. Дастаны. Краткое содержание, проблематика, основные герои и художественные особенности дастана «Идегей» (в сокращении).

2

2

Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» - письменный памятник Булгаро-татарской литературы (XII - первая пол. ХIII вв.) Воспевание мудрости, красоты, величия чувств человека.

Любовные сюжеты в средневековой татарской литературе – 2 часа

3

3

Тюрко-татарская литература: основные представители. Творчество Саифа Сараи.

4

4

Сайади Тахир - Зухра

Отражение женской темы в татарской литературе – 8  часов

5

1

Г. Кандалый «Сахибжамалга». Новшество в татарской поэзии. Любовная тематика стихотворения.

6

2

О жизни и творчестве Р. Фахретдинова. Проблематика романа «Әсма, яки Гамәл вә җәза».  

7

3

Жизнь и творчество Г. Тукая. О жизни девушек в творчестве поэта. Казанский период в творчестве Тукая. Стихотворение «Татар кызларына»

8

9

4

5

Многогранность творчества Ф. Амирханова. Повесть «Хәят». Образ главного героя.

10

11

6

7

Жизнь и творчество А. Гыйлажева. Повесть «Җомга кѳн, кич белән …» Образ Бибинур. Сравнение повести с повестью А. Солженицына «Матренин двор»

12

8

Творчество Р. Мингалима. Рассказ «Сап-сары кѳзләр». О судьбах людей военного времени. Антитеза.

Песни, рожденные сердцем – 7 часов

13

1

Р. Зайдулла. О красоте природы в стихотворении «Буранда»

14

2

Творчество И. Иксановой. Отношение человека к природе в стихотворении «Тузганак»

15

3

Жизнь и творчество С. Ахметжановой. Проблематика стихотворения «Татар акылы»

16

4

М. Шабаев. Философские размышления поэта в стихотворении «Корыган имән монологы»

17

5

Своеобразие творчества М. Мирзы. Стихи в жанре РУБАИ и ГАЗЕЛИ

18

6

Ф. Жамалетдинова. Проблематика стихов «Ташлар», «Кунак кѳткән кебек»

19

7

Жизнь и творчество Р. Ахметжанова.  О внутреннем мире поэта в стихотворении «Сандугач керде күӊелгә»

О театре – 3 часа

20

1

Жизнь и творчество Г. Камала. Первые шаги в драматургии.  Комедия «Беренче театр»

21

2

Раскрытие конфликта комедии. Особенности характеров героев.

22

3

Татарский академический театр им. Г. Камала

О профессии врачей – 2 часа

23

1

Жизнь и творчество Г. Апсялямова. О профессии врачей в романе «Ак чәчәчәкләр». О романе.

24

2

О работе хирургов в повести С. Сулеймановой «Гѳлбадран»

Учитель! Перед именем твоим… -

25

1

Жизнь и творчество М. Магдиева. Роман «Фронтовикалр»

26

2

Образ главного героя Рушада.

27

3

Стихотворение Р.Гаташа «Укытучы». Л. Шагиржанова. Проблематика стихотворения «Укытучы»

28

4

Жизнь и творчество В.Нуриева . Образ Акрама в рассказе «Инша»

О труде – 6 часов

29

1

О воспитании нравственных качеств в человеке в повести Х.Сарьяна «Әткәм хѳнәре»

30

2

Образ нефтяника в романе Г.Ахунова «Хәзинә»

31

3

Жизнь и творчество И. Юзеева. О выборе жизненного пути молодыми людьми в стихотворении «Таныш моӊнар»

32

4

О профессии летчика в рассказе Х. Камалова «Очучы» НРК. Я. Занкиев "Любовь, объятая пламенем"

33

5

М. Маликова. Повесть «Казан каласы – таш кала». Об особенностях профессии архитекторов.

34

6

Внеклассное чтение. Рассказ Б.Сулейманова «Мама». НРК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...