Дидактические материалы "Упражнения при работе над основными понятиями текста"
методическая разработка (5 класс)

Буралова Зинаида Гунзеновна

В данном разделе даны упражнения на сопоставление текста и плана. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им предстоит выполнить при составлении собственного плана. Формируется умение видеть начало и конец законченного фрагмента текста, делить текст на смысловые части. Разделить текст на смысловые части и подобрать заголовок к каждому отрывку. Это уже работа над собственным планом; удобно использовать упражнение, в котором, например, уже озаглавлены первые две части текста, а остальные пункты плана ученику предстоит озаглавить самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_pri_rabote_nad_osnovnymi_ponyatiyami_teksta.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ ТЕКСТА

Упражнение 1. Продолжите следующие предложения.

Текст – это…

Тема текста – это то, …

Основная мысль – это …

Предложения в тексте связываются … и …

Существуют три типа текстов: …, … и …

К книжным стилям речи относятся: …, …, …, …

Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту.

  1. Каков предмет?
  2. Почему?
  3. Что произошло?

Упражнение 3. Сравните темы сочинений. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

  1. а) Спорт в моей жизни.

б) Мой любимый вид спорта.

в) Почему я люблю спорт?

 

Упражнение 4. Прочитайте текст. Определите тип речи, тему, основную  мысль текста.

Разделите текст на абзацы: у вас должно получиться 4 абзаца.

Сказка «Как рачки спасли Байкал»

Жили-были в Байкале рачки Эпишура. Они приносили большую пользу Байкалу, очищая воду, пропуская ее через себя. Вода в Байкале была чистая и прозрачная.  Но вдруг пришла беда. В озере появились водоросли Cпирогиры. Рачки стали болеть, меньше очищать воду. Вода у берегов позеленела, начала умирать рыба. Собрались рачки на совет и стали думать, как избавиться от Спирогиры. Она длинная, вниз растет до сорока метров. Решили рачки обрезать длинные водоросли и закапывать их в ямку. Долго рачки работали и много закопали водорослей. Вода стала светлее и чище. Прошло немного времени, и Спирогиры стало еще больше. Снова собрались рачки на совет. Решили позвать на помощь других животных Байкала. Придумали они сделать сетку из железа и выловить все водоросли. Изготовили сеть и собрали у берегов всю Спирогиру. Прошло время, и снова затянули водоросли берега Байкала. Совсем отчаялись рачки. Решили они обратиться к человеку. Пусть человек поможет им. Написали они письмо и попросили: «Люди, очистите от мусора берега Байкала, потому что, чем больше мусора, тем быстрее растут водоросли. Постройте пароход, который ходит по Байкалу и собирает Спирогиру. Придумайте лекарство, чтобы водоросли погибли, а жители Байкала выздоровели». Запечатали письмо в бутылку и отправили на берег Байкала. Получили письмо люди и стали думать, как помочь. Рачки теперь ждут и надеются, что скоро придет им помощь. Байкал снова станет, как прежде, самым чистым озером в мире.

Задание: 

1. Составьте план текста и перескажите содержание.

Упражнение 5. Определите по первому предложению первого абзаца текста

- стиль речи, свойственный тексту;

- тип текста;

- тему текста;

- предложите возможное развёртывание темы.

Тексты абзацев для анализа и прогнозирования

Если вы выбрали  описание, то первое предложение задаёт объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.

Если вы выбрали повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. В повествовании преобладают глаголы и различные повествовательные слова.

Если вы выбрали  рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждение отличает строгая логическая последовательность.

Задание:

-Прочтите первые предложения  и, основываясь на его содержании, определите тип текста.

- Определите стиль речи.

-Скажите, о чем пойдет речь в тексте.

- Напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения).

-Прочтите весь текст и проверьте себя.

1) Древняя бурятская легенда гласит, что давным-давно произошло сильное землетрясение. 

Чтение текста-оригинала. 

Древняя бурятская легенда гласит, что давным-давно произошло сильное землетрясение.  Земля развалилась, и снизу бушевало адское пламя. Испепеляющий огонь пожирал всё на своем пути. Люди молились всем богам, чтобы остановить пламя, но ответа не было. В безмерном отчаянии люди плакали: « Бай гал! (Огонь, остановись!)». Чудесным образом огонь вдруг угас. Вместо этого трещина была заполнена чистой прозрачной водой. Так появилось озеро Байкал. (Легенда о том, как появился Байкал)

Дополнительная работа. Выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?

Аналогичная работа с другими текстами

2) Ландшафт побережья Байкала очень разнообразен. Наибольшую часть занимает тайга, местами она заболочена. Много труднопроходимых мест, где нет ни дорог, ни поселений. Но много и таких участков, которые выглядят гостеприимно: теплый песочек, могучие сосны и кедры, пахучий багульник. А с другой стороны – широкие степи, высокие скалы с лесными массивами сибирской лиственницы.

3) Повздорили однажды два барана и начали бодаться. Увидела их пробегавшая мимо лиса, остановилась. «Если эти двое не успокоятся, то поубивают друг друга. А значит, будет мне мясо на обед», – подумала лиса и присела на обочине дороги. Сидит, ждет. Долго ждала, наконец не вытерпела. «Сбегаю, – думает, – посмотрю, что они там не поделили». Подбежала поближе и увидела, как из пораненных бараньих рогов капает кровь на землю.

– А ведь здесь уже сейчас можно полакомиться! – обрадовалась лиса. И когда бараны разошлись на несколько шагов, чтобы с разбега ударить друг друга рогами, лиса успела подбежать и слизать свежую кровь с травы. Словчила лиса один раз, словчила в другой. А в третий раз не успела отскочить в сторону, схлестнулись бараньи рога и в лепешку раздавили лису. Так она бесславно и окончила свой век. (Бурятская сказка «Два барана и лиса»).

4)  Наш бурятский хоровод

 Взяться за руки зовёт.

Если встанешь с нами в круг,

Значит, ты – хороший друг.

Ёохор наш танцуют так:

Влево шаг, направо шаг,

Шаг вперёд и шаг назад

Величальной песне в лад.

И весну, и Новый год

Славит ёохор – хоровод.

Как великое богатство

Бережёт его народ.

5) Белая пища в Бурятии считается священной. Саламат – основа основ бурятской национальной кухни. Ни одно празднество не обходится без саламата. Он всегда во главе стола. Это блюдо считается обрядовым у бурят. С ним встречают гостей, его несут в дацан в качестве подношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь основных понятий работы над проектом

Планирование  — рассмотрение всех условий предстоящей деятельно­сти, путей и средств      достижения цели; действия по составлению плана....

проверочная работа по геометрии на тему "Основные понятия стереометрии"

проверочная работа по геометрии на тему "Основные понятия стереометрии"...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Дидактические материалы для проведения контрольной работы по теме "Основные понятия химии"

Данную  контрольную работу можно использовать  для уровневой дифференциации знаний по данной теме. Она охватывет все теоритические  знания и практические умения обучающихся....

Понятие о тексте. Основные признаки текста

Цель:предполагается, что в результате деятельности учащиеся будутзнать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовател...

Контрольная работа № 1 Основные понятия стереометрии

Контрольная работа № 1 Основные понятия стереометрии...