ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»_10-11 классы
рабочая программа

Вязанкина Анна Александровна

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»_10-11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО  решением регионального учебно-методического объединения  

 Омской  области по общему образованию

          (протокол № 3 от 17.09.2019)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10 - 11  классы

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1.  осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  2.  представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  3.  увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
  •  разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
  •  умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
  •  умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
  •  разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  1.  способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  2.  готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
  3.  овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1.  представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
  2.  осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  3.  владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
  •  адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
  •  осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
  •  способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  •  владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  •  создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  •  подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
  • применение        в        практике        речевого общения орфоэпических, лексических,

грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  •  соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
  •  осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
  1.  освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
  2.  проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

  1. СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

Введение (1 ч)

Введение. Родной русский язык. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.

Официально-деловой стиль речи (2ч)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Автобиография С. Есенина.

Синтаксис и пунктуация (3 ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Лев Толстой. Текст «Гроза»

Разговорная речь (2 ч)

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского.

Публицистический стиль речи (3 ч)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д. Гранин    «Точка опоры» статья, посвящённая Д. Лихачёву.

Язык художественной литературы (2 ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.  Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет».

Общие сведения о языке (2 ч)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой». Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич.

Повторение (2 ч.)

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А. Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Кол. час

Дата план

Дата факт

Введение (1)

1

Введение. Родной русский язык и родная литература.           Н. Помяловский о разнообразии языка  

1

Официально-деловой стиль речи (2)

2

Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

3

Основные жанры официальноделового стиля (заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография). Форма делового документа. Автобиография С. Есенина  

1

Синтаксис и пунктуация (3)

4

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Авторские знаки препинания Иван Бунин «Жизнь Арсеньева». Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения). Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием.

1

5

Грамматическая основа предложения.

Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения. Типы и структура сложных предложений. Знаки препинания в осложненных предложения, в сложных предложениях.

1

6

Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи. Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Лев Толстой. Текст «Гроза»  

1

Разговорная речь (2)

7

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. 

1

8

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского  

1

Публицистический стиль речи (3)

9

Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки  стиля, языковые средства эмоционального воздействия. Анализ статьи        С. Залыгина «Читал Гоголя»  

1

10

Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Эссе. Д. Гранин «Точка опоры», статья, посв. Д. Лихачёву. 

1

11

 Жанры публицистического стиля: эссе. Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе

1

Язык художественной литературы (2)

12

Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном  произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов. Источники богатства и выразительности русской речи) М. Цветаева «Глаза» 

1

13

Виды тропов и стилистич. Фигур в худож. Произведении. Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора. Б. Пастернак «Гамлет»  

1

Общие сведения о языке (2)

14

Анализ художественного текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой»  

1

15

Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич   Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского  литературного языка

1

Повторение (2)

16

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.

17

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А.Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету " Родной язык" для 5-9 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык » для 5-9 классов предназначена для учителей русского языка и литературы....

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»_5-9 классы

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Родной язык(русский)» в 8 классе

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Родной  язык(русский)» в 8 классе   для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа по учебному предмету родной язык для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, 6 класс

Данная рабочая программа будет полезна педагогам, работающим с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. Она рассчитана на 17 часов (0, 5 часов в неделю, 34 учебные недели) и основана на п...

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 8 класс

Учебно-методическое сопровождение программы:Используемый УМК «Родной язык (русский)» включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н

Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...