Коста и его совраменники. Г.Баев.
презентация к уроку (7 класс)

Музаев Важа Тигранович

Коста - основоположник осетинского литературного языка и литературы. Он человек номер один для каждого осетина. Но, по моему, Коста в жизни осетина намного большее.

Для каждого осетина самым великим и важным является Наш Создатель Единый Великий Бог. Своим покровителем каждый осетин считает Уастырджи (Святого Георгия), а вслед за ними важнее для осетина сама жизнь, а в жизни идеалом осетина есть и будет великий и земной Коста.

Тема: «Коста Хетагуров и его современники». Баев Гаппо.

Содержание работы.

1.        Вступление.

2.        Баев Гаппо и его эпоха.

3.        Заслуги Гаппо Баева. 

    а)  Гаппо – просветитель.

    б)  Гаппо – публицист.

4.  Произведения Гаппо и их актуальность

     а) «Гость»

     б) «Горный тур и олень»

     в) «Стрекоза и муравей»

5.  Заключение.

6. Наглядный материал.

7. Литература.

Цель исследовательской работы.

Рассказать о видном деятеле и просветителе, который посвятил свою жизнь и деятельность своему народу.

 

Задачи исследовательской работы.

1.   Собрать и исследовать разную доступную информацию по теме проекта.

2.   Определить место и значимость деятельности Г. Баева в жизни и творчестве К. Хетагурова.

3.   Попытаться исследовать актуальность прозаических басен Г.Баева.

 

Коста Леванович Хетагуров и его современники

                                                       

Баев Гаппо Васильевич.

Коста Хетагуров был, есть и будет во все века для осетинского народа самым именитым, прославленным и любимым человеком. Жил Коста в очень сложное время.

С одной стороны, осетины несколько веков жили в таких условиях, что у них не было возможности участвовать в мировой цивилизации, и в одно мгновенье зашагать твердыми шагами в ней, было не легкое дело.

С другой стороны, среди осетин не было людей, которые бы стали активно действовать, в деле улучшения жизни простого народа. И, когда настоящий патриот, Коста призвал свой народ: «К правде сверкающей  шагайте смело», то раньше всех этот призыв услышал Гаппо Баев. Он был первым из осетин, кто стал рядом с Коста, и всю свою жизнь посвятил просветительскому делу, и стал борцом за права своего народа, исключительно в рамках закона.

Как я поняла из школьной программы, жизненный путь и творчество  Гаппо Баева, его плодотворная деятельность для нынешнего и будущих поколений осетинского народа, до конца не изучены и не исследованы.

Я взяла на себя ответственность, с помощи своего учителя Музаева Важа Тиграновича, изучить доступный мне материал и высказать свое мнение, сделать свои выводы и предоставить их Вам уважаемые организаторы и эксперты конкурсов ССИТ.

В конце девятнадцатого и с начала двадцатого века Г.В. Баев был одним из тех людей, кто в глубине своего сердца желал и очень постарался, приложив все усилия,  улучшить жизнь осетинского народа.

Немного о его жизненном пути. Родился он и вырос в Осетии. Его семья были живущие в достатке,  образованные и  культурные люди. Получил хорошее образование. Работал адвокатом. Потом долгое время успешно работал главой города, пока ему не пришлось покинуть край родной Иристон по обстоятельствам, и выехать за границу, чтоб продолжить свой жизненный путь там, вдали от своей любимой Родины. До конца жизни он остался в Германии. По своей  родине он очень тосковал, вспоминал каждый день и даже оттуда он старался служить ей как мог.  

Его труды высоко оценили его современники, ученые, Всеволод Миллер и Коцоев Арсен. А основательнее всех – Коста Хетагуров. Он Гаппо назвал  понимающим осетином, настоящим патриотом и хорошим другом. Гаппо для Коста был действительно хорошим другом. Оба они посвятили жизнь и работали во благо своего  народа.     

Творческие работы Гаппо не так уж многочисленны. Из них мне хочется разобрать три коротких басенных рассказа: «Гость», «Горный тур и олень» и «Муравей и стрекоза».   

Как мы знаем, басни учат жизни. А чему же учат басни Гаппо? 

По моему мнению, эти его произведения не оценены еще, к сожалению, так глубинно и основательно, каковыми они сами являются.   

Первая басня  «Гость».

В дом к осетину в студеную зимнюю ночь постучался гость – бедная девушка осетинка. Присела у огня и говорит, что она вестник новой жизни, но угнетенная, оскорбленная, как сирота без внимания. Ищет и не находит ни мать, ни отца. О если бы ее приютил осетинский народ, если бы позаботились о ней, если бы нашла свою мать и отца, то скрасила бы, обогатила бы жизнь осетинского народа всемирной благодатью и разумом. Наделены были бы счастьем.

Гость как внезапно появился, также внезапно собрался покинуть его дом.  Когда хозяин спросил ее, мол, кто ты такая, то он услышал от гостя:

- Мое имя – осетинская книга, мой отец – осетинское сердце,  мая мама – осетинский язык.

- В добрый путь! Ангел ты наш! Вслед проговорил хозяин.

Эта осетинская книга появилась у осетинского народа благодаря Гаппо Баеву.

Книга - это светоч, сеет разум и справедливость. А эти качества для осетина были родными издревле. Тут уместно будет провести такие параллели.

У наших предков и у современных осетин верхняя часть национального флага белый цвет – символ разума  и чистоты.

В осетинском Нартском эпосе, из трех фамилий первыми были Алагата, как самая мудрая и справедливая фамилия.

В настоящее время в каждом осетинском доме, когда на стол ставят три сакральных пирога, то верхний пирог всегда бывает в честь Единого Великого Бога.

Второе произведение – «Горный тур и олень».

Это произведение народный поэт Осетии Шамиль Джиккаев назвал «Песня свободы».

На вершине высокой скалы стоит горный тур. Наверное, Коста тоже писал про него:

Бестрепетно, гордо стоит на утёсе

Джук-тур круторогий в застывших снегах,

И весь, индевея в трескучем морозе,

Как жемчуг горит он в багровых лучах

У подножия горы, на зеленной траве, пасся благородный олень, и позвал к себе тура. Тот прыг-прыг и очутился у своего приятеля. Олень тут же начал расхваливать свою жизнь, что он живет посреди зеленых лесов и пасется на сочной траве, а жизнь тура на ледниках и скалах он считал трудной и незавидной. Вдруг откуда-то послышались лай собак и выстрелы. Благородный олень задрожал от испуга. Прижал рога свои к спине и побежал вглубь леса. Даже не успел попрощаться со своим горным приятелем. Тур отправился на прежнее место, и про себя проговорил: «Лучше быть свободным и жить на ледниках и скалах в трудных условиях, чем жить в достатке и богатстве с постоянным страхом».         

Жить свободно, вести себя храбро в борьбе за справедливость, всегда было присуще осетинскому народу. Вот потому у осетин в государственном флаге средняя полоса красного цвета – символ отваги и храбрости. И в Нартском эпосе средняя фамилия – Ахсартагката отличались этими же качествами. Свободную жизнь они сравнивали с солнцем, а себя считали – идущими к солнцу. По тому же убеждению и в настоящее время на праздничном столе у осетин из трех пирогов средний символизирует солнце, как источник  жизни.

Третье произведение – «Муравей и стрекоза».

Мораль этой басни созвучно одному из наставлений самого Гаппо Баева: «Труд – основа всему»

Трудолюбивый  муравей  трудился все лето не покладая рук. Делал запа сы к зиме. А стрекоза беззаботно, в свое удовольствие,  проводила время. И, даже, подшучивала  над муравьем, что он не знает толк в жизни. Но вот настала зима. Муравей живет в теплом доме, в достатке. А у стрекозы сочтены дни.

Таким образом, произведение нас учит тому,  что без труда нет жизни. Труд и только труд дает достаток и изобилие. Вот поэтому осень – как результат труда, имеет золотистый цвет.

Эту истину хорошо знали наши предки, знаем его и мы. И поэтому третья часть нашего национального флага  имеет желтый цвет, который является символом богатства и изобилия.

И в Нартском  эпосе  третья  фамилия Бората были богаты и хлебосольны. Стремление к этому у осетин в почете и в наши дни, потому третий пирог на праздничном столе ставят в честь этого.

Таким  образом,  Гаппо Баев в этих трех произведениях подсказывает три основных условия для счастливой жизни: мудрость, свобода и трудолюбие. Так жили наши предки, так жить завещали нам Коста и Г. Баев, и, дай нам Бог, чтобы жили мы так во веки веков.

        Заключение.

Кто вот так хорошо понимал в жизни – прошлое , настоящее и будущее своего народа, у этого мудрого старшего – Гаппо Баева, есть достойные потомки и почитатели. Они  несколько лет тому назад исполнили его заветную просьбу – прах Г. Баева из далекой Германии привезли в Осетию и похоронили в пантеоне славы рядом с великим Коста.

Если из достойных потомков Гаппо кто-то не посетил это место, то пусть придет сюда и обязательно прочитает в глазах нашего мудрого доброжелателя:

Макæй раз макуы у къæмдзæстыг.

Макуы дæр мæм уайдзæфгæнгæ скæс.

Уадзын дын мæ хорз фæдон мæ фæстæ,

Кады ном зынаргъдæр бынæн æз.

                                                 Г. Бестаев.

(Среди лучших будь всегда достойным.

И не поднимай свой взор с упреком на меня.

Тебе, мой потомок, оставляю после себя,

Славное имя, как лучшее достояние.)

 

         И еще пару слов.  С каждым днем для счастливой  жизни открываются новые горизонты, инновации, технологии. Ими надо пользоваться обязательно.  К ним относятся и Произведения Г. Баева. Они тоже для современников такие же новые, они не были им известны до недавнего времени. И теперь они помогают открыть глаза новому поколению на современную жизнь, чтобы посмотреть на нее более внимательно.

И если мой скромный труд кого-то подтолкнет к их изучению и осмыслению, тогда я трудилась не зря.

   (Далее наглядный материал) 

 

Мудрые мысли Г. Баева - мудрого человека.

Гаппо Баев наставлял:

Земля – кормилица народа.

Без русской книги и русского языка мы лучшую жизнь не найдем. Они нам нужны всюду, но открытой дверью к русской книге является осетинская книга.

 Спиртное - это яд.

Поэмы Пушкина и Лермонтова горцев приблизили к русской действительности.

 «Осетинская лира» К.Л. Хетагурова - золотая книга. Народу она открыла дверь к новой жизни, дала им идею и флаг, мечту и идеал.

Гаппо Баев призывал к единству и сотрудничеству.

Завещал своему народу: Территорию Осетии сохранить.

Укрепить осетинскую книгу.

Трудоустроить наш бедный народ по всяким профессиям.

Закрепить и поддерживать мирную жизнь с соседями.

Местное самоуправление в Осетии нужно организовать по примеру культурных народов.

Предать забвению крепкие напитки.

Первейший  долг человека – работать во благо своего народа.

                       

     Тема Плиев Г. "Артхутагдон" - "Пепельница" Презентация.

 - Уа бон хорз, на буц уазджыта.

- Уазаг уынаг у.

- Хорз уазаг фарнхассаг у.

- Уазаг цастангасма касы.

- Уазаг фыццаг куыд фена, афта анхъалы.

- Уазаг буц канинаг у.

                                Тема Плиев Исса - мудрый военоначальник и отважный воин.

Пословицы, приведенные выше, относятся к Иссе Плиеву. В этих пословицах мудрость Осетии и непоколебимые традиции народа.Исса Александрович продолжал и преумножил славу своих предков. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosta_i_ego_sovr-ki_rus_var.docx2.39 МБ
Файл prezentatsiya_k_plievu_arthutagdon.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уæ бон хорз , нæ буц уазджытæ .

Слайд 2

Уазæг уынаг у. Хорз уазæг фарнхæссаг у. Уазæг цæстæнгасмæ кæсы. Уазæг фыццаг куыд фена, афтæ ´ нхъæлы . Уазæг буц кæнинаг у.

Слайд 3

Урочы темæ: Плиты Иссæ – хъæбатыр хæстон , сæрибарыл æмæ рæстдзинадыл тохгæнæг .

Слайд 4

Урочы хæс: 1. Хуыздæр базонын Плиты Иссæйы . 2 . Равзарын æмдзæвгæ «Æртхутæгдон». 3 . Равдисæм кæстæры æгъдау буц хистæрты раз.

Слайд 5

Æмдзæвгæ «Æртхут æ гдон ». Плиты Грис .

Слайд 6

Æмдзæвг æ йы темæтæ. 1. Иссæйы сгуыхт хъуыддæгтæ. 2. Йæ ахаст йæ хæстон бæхмæ. 3. Уацмысы арæзт. 4.Мидис æмæ арæзты иудзинад . 5. Инæлар æмæ æфсады удхæстæгдзинад.

Слайд 7

Дзырдуатон куыст . 1. Æртхутæгдон. 2. Инæлар. 3. Сæфтæг. 4. Цæфхад. 5. Æдзард. 6. Саулохаг . 7. Зæй. 8. Уæлвæз. 9. Уæнтæ. 10. Нымæт. 11. Саргъ .

Слайд 8

Æртхутæгдон Æрыгон нæу, нæма дæр у зæронд Ирон инæлар, йе стъолы цур бады , Йæ разы та- бæхы сæфтæгæй конд Хуымæтæджы æртхутæгдон цæфхадыл. Æдзард сæфтæгмæ инæлар ныккаст , Цым дзы ивгъуыд тохы мыртæм хъуыста … Кæсы, æмæ йæм сæфтæгæй æваст Мыр – мыргæнгæ йæ саулохаг бæх сыстад . Уæд саулохагыл инæлар ысбадт , Йæ дадзинты хæстон туг ногæй схъазыд , - Цымæ йын уыд хæцæн быдыр йæ уат Æмæ – фæбырсы йе фсæдтæн сæ разæй. Зæй нæ ракалди уæлвзтæй, Уымæй не змæлынц а бæстæ . Уый фæхоны йæ цæргæстæ Иры инæлар сау хæстмæ . Нымæт дымгæмæ спака и, Уæнтыл фестади базыртæ: Уый фæтæхынц атакæйы Иры сагсур бæгъатыртæ . - Размæ,размæ,мæхи мгæрттæ! – Хъусынц йе фсæдтæ Плионæй, Æмæ се лвæст фæрник кæрдтæ Хурмæ судзынц сырх пиллонæй… Æваст…фæцæф и саулохаг… Æваст Йæ саргъæй атахт балхонæг хъæбатыр, Фæстаг хатт бæх йæ барæгмæ фæкаст, Ныууасыди , æрхауд, ныррызт , ныссабыр . - Бæх мын ! – фæдзырдта инæлар, - бæх, тагъд ! – Æмæ та маргъау хæцæны фæтæхы … Куы фæци хæст, ингæн æрцыд уæд къахт , Сæфтæгцухæй дзы баныгæдтой бæхы.. Нæдæр æвзонг, нæмадæр у зæронд Ирон инæлар,йе стъолы цур бады , Йæ разы та – бæхы сæфтæгæй конд Хуымæтæджы æртхутæгдон цæфхадыл.

Слайд 9

Плиты Х. Коцойты А. Хъуылаты С. Дзесты К. « Сæлимæт ». « Саломи ». « Æртындæсæй иумæ ». « Хур скæсæнырдæм нæ ныгуылы ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»

Разработка урока «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» с презентацией....

Урок по биологии в 8 классе на тему "Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей."

На этом уроке рассмотривается  строение скелета, изучается строение и состав костей, соединение костей. ...

Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...

Презентация урока: "Типы соединения костей" с лабораторной работой "Внешнее строение кости"

Презентация к уроку "Типы соединения костей". Красочная презентация с четкими понятными рисунками...

Коста вершин,Коста долин...

...Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег ... И пишу я не для того , чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают.Нет! Ни лавр...

Мероприятие по биологии "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"

Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей...

Конспект урока. «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей».

Цель урока: учить описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа, называть отделы позвоночника и части позвонка, раскрывать значение частей позвонка, объяснять связь между строением и...