Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»
рабочая программа (10 класс)

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»

5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» разработана на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказаМинобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897» и Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №19.

Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования:

- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;

- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предмета «Родная (русская) литература» обеспечит:

- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей русской родной культуры и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса на основе литературных норм для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» предназначена для изучения в 5-9 классахМАОУ СОШ №19.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого:

85

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметныерезультатыпо направлениям:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

• определять свое отношение к природной среде;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

• выделять общую точку зрения в дискуссии;

• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результатыосвоения образовательной программы с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящих в состав предметной области «Родной язык и родная литература», обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования.

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" обеспечит:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» предметной области «Родной язык и родная литература», установленные ФГОС ООО:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский фольклор

Обрядовый фольклор. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка.

Быт, нравственные представления народа в песне.

Легенды и предания уральского  края. Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Древнерусская литература

«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

«Домострой. Послание и наставление отца сыну».

«Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».

Русская литература XVIII в.

Г.Р. Державин. Стихотворения «Осень во время осады Очакова», «Снигирь», «Водопад».

Русская литература XIX в.

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

И.А. Крылова «Осел и Соловей».

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Стихотворения «Сельское кладбище», «Море», «Невыразимое». Основные темы и образы поэзии Жуковского.

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака».

Основные мотивы лирики К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига   и Е.А. Баратынского.

Н.М. Языков. «Пловец», «Родина».

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Туча», «Станционный смотритель», «Метель», Поэмы – 1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833).

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». 

А.А. ФЕТ. «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики», «Пропавшая грамота», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 

И.С.Тургенев «Бежин луг», «Уездный лекарь».

Н.А. Некрасова «Несжатая полоса».

Н.С. Лесков. «Человек на часах», «Тупейный художник».

Ф.М. Достоевского «Мальчик уХриста на ёлке» .

Л.Н. Толстой «Бедные люди», «Хаджи-Мурат», «Три смерти».

А.П. Чехов  «Спать хочется», «Шуточка», «Ванька».

Русская литература XX в.

П.П.Бажов «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка».

Ю.К. Олеша «Три Толстяка».

И.А.Бунин«Не видно птиц...», «Покорно чахнет».

А.И. Куприна «Чудесный  доктор».

Н.М.Рубцов«Тихая моя родина» и «Звезда полей».

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

А.Т. Твардовский. Стихотворения «В тот день, когда окончилась война…», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…»

А.П. Платонов «Рассказ о мертвом старике».

В.П.Астафьев «Белогрудка».

М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Беда», «Обезьяний язык».

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

Б.Л. Васильев «Экспонат №…».

В.М.Шукшин. «Микроскоп», «Мастер».

Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.)

Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев,  В.В. Быков, В.П. Астафьев.

Проза русской эмиграции, например: И.С. Шмелев, В.В. Набоков, С.Д. Довлатов и др.

А.И. Солженицын. 1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

1.

Русская басня в XX веке.

2.

Басня И.А. Крылова «Осел и Соловей».

3.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А. Крылова.

4.

Литературная сказка Ю.К. Олеша «Три Толстяка»: портретная галерея романа.

5.

Литературная сказка Ю.К. Олеша «Три Толстяка»: портретная галерея романа.

6.

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе.

7.

П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. Бажова.

8.

П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

9.

Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

10.

Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

11.

Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота".

12.

Родная природа в произведениях писателей XX века.

13.

«Тема  бесправного детства в рассказе А.П. Чехова «Ванька»

14.

А.П. Платонов «Рассказ о мертвом старике»

15.

В.П. Астафьев «Белогрудка»

16.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

17.

Литературная игра

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 КЛАСС

Тема урока

1

Обрядовый фольклор

2

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь»

3

Мотивы единства красоты человека и природы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». 

4

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»: идейно-художественное своеобразие повести.

5

И.С.Тургенев "Бежин луг": образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир

6

Картины подневольного труда в стихотворениях Н.А. Некрасова «Несжатая полоса»

7

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

8

Уроки доброты Л.Н. Толстого  по рассказу «Бедные люди»

9

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»

10

А.П. Чехов  «Спать хочется»

11

Проект Составление эл. альбома «Литература 19 века глазами современников».

12

Проект Составление эл. альбома «Литература 19 века глазами современников».

13

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Покорно чахнет»

14

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Покорно чахнет»

15

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»

16

Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова.(на примере стихотворений «Тихая моя родина» и «Звезда полей»)

17

Литературная игра

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

1

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка.

Быт, нравственные представления народа в песне.

2

Легенды и предания уральского края.

3

Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

4

«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» как памятник древнерусской литературы

5

Г.Р. Державин. Стихотворения «Осень во время осады Очакова», «Снигирь»

6

Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча».

7

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека»

8

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

9

Приёмы создания комического в повести Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

10

Рассказ И.С.Тургенева «Уездный лекарь»

11

«Война есть противное человеческому естеству состояние» (По повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»)

12

Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин)

13

Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ «Беда»

14

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

15

В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

16

 Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России

17

Литературная игра.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 8 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

1

"Домострой. Послание и наставление отца сыну" – памятник древнерусской литературы.

2

Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».

3

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА

Предшественники и современники А.С.Пушкина.

4

Основные мотивы лирики В.А.  Жуковского (на примере ст. «Лесной царь», «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище»)

5

Тема служения в поэзии К.Ф. Рылеева («Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака»)

6

 Основные мотивы лирики К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвигаи Е.А. Баратынского.

7

 Основные темы и  мотивы поэзии  Н.М. Языкова («Пловец », «Родина »)

8

«Стихия, которая ворвалась в судьбы людей» (по повести А.С. Пушкина «Метель»)

9

А.А. ФЕТ. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета («Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...»)

10

Н.С. Лесков. «Человек на часах»

11

Рассказ Л.Н. Толстого «Три смерти»

12

САТИРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА  Проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

13

Большие проблемы «маленьких людей» в рассказе М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».

14

Н.А.Заболоцкий - поэт труда, красоты, духовности. («Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка»)

15

Лирика А.Т. Твардовского. Стихотворения «В тот день, когда окончилась война…», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…»

16

В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. Рассказ «Мастер»

17

Литературная игра

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 КЛАСС

№п\п

Тема

1

Родная литература как одна из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни.

2

Гений и злодейство - две вещи несовместные (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)

3

«Кавказскийпленник» - самая лирическая поэма А.С. Пушкина

4

«Поэты пушкинской поры» (К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг)

5

«Поэты пушкинской поры» (Н.М. Языков, Е.А. Баратынский)

6

Идейно-художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».

7

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Тупейный художник»

8

Поэтическая мастерская «Поэзия 20-50-х годов ХХ в.» (Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников)

9

Трагическая и героическая судьба героя (В.О. Богомолов «Иван»)

10

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

11

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

12

Проза русской эмиграции. Духовные уроки И.С. Шмелева.

13

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Наши»)

14

Постскриптума в жизни не бывает. ( В. Астафьев «Постскриптум»)

15

Война и дети в рассказе А. Приставкина «Фотографии»

16

Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева («Игра в красавицу»)

17

Нравственные уроки  русской литературы 19-20 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс

Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов создана по инициативе УМО "Слово" (Курской обл.) в помощь молодым педагогам, работающим в восьмых - девя...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс...

Рабочая программа по предмету родная (русская) литература

   Рабочая программа по родной литературе 5-9 классов составлена на основе:     Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ)...

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература». 6-7 класс.

Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования...

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература». 5 класс.

Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание учебного предме...