Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
презентация к уроку (11 класс)

Фиалковская Вероника Петровна
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.
Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторение  теории по постановке знаков препинания при обособленных членах предложения (обратить особое внимание на постановку знаков препинания при обособленных определениях и обособленных обстоятельствах – 17 ЕГЭ);
◦отработку теоретических знаний на практике в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (17 ЕГЭ); перенесение имеющихся знаний по теме на  решение других вопросов ЕГЭ (21 ЕГЭ); закрепление орфографических навыков по теме «Н и НН в словах разных частей речи» (15 ЕГЭ) в рамках словарной работы в начале урока. В презентации  представлен алгоритм выполнения определённых заданий, а также теоретический материал и практические задания с самопроверкой знаний. На последнем слайде предоставлена ссылка на выполнение тестовых заданий с целью отработки теоретических навыков на практике.
Данный материал можно использовать при изучении темы "Обособленные члены предложения" на других параллелях класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Постановка знаков препинания. Знаки препинания при обособленных членах предложения

Слайд 2

Цели п овторить теорию по постановке знаков препинания при обособленных членах предложения (обратить особое внимание на постановку знаков препинания при обособленных определениях и обособленных обстоятельствах – 17 ЕГЭ); отработать теоретические знания на практике в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (17 ЕГЭ); п еренести имеющиеся знания по теме на решение других вопросов ЕГЭ; закрепить орфографические навыки по теме «Н и НН в словах разных частей речи» (15 ЕГЭ) в рамках словарной работы в начале урока;

Слайд 3

Орфографическая работа. 15 ЕГЭ Вставьте Н или НН, кратко объясните свой выбор. Полома( нн , н) ые вёсла, непроше ( нн , н) ые гости, были расставле ( нн , н)ы, клюкве( нн , н) ый морс, глиня ( нн , н) ый кувшин, необыкнове ( нн , н)о ярки и изыска( нн , н)ы, средства были изыска( нн , н)ы, поисти ( нн , н)е главное, исти ( нн , н) ый француз, открове ( нн , н)о выдума ( нн , н)ы, в плетё ( нн , н)ой корзине, домотка ( нн , н) ый ковёр, свежевыпече ( нн , н) ый хлеб, , вытка ( нн , н) ый образец, с золочё ( нн , н) ым орнаментом, беше ( нн , н) ая неопределё ( нн , н)ость, взбешё ( нн , н) ый кова ( нн,н ) ыми решётками, дли( нн , н) ый ряд невида ( нн , н) ых картин в стари( нн , н) ых рамках, подли ( нн , н) ый труже ( нн , н) ик , холсти ( нн , н) ый узор, дикови ( нн , н) ые серебря( нн , н) ые цветы, пудре( нн , н) ица у бесприда ( нн , н) ицы , подпояса ( нн , н) ые кожа( нн , н) ым ремнём, родстве( нн , н) ики мужа в тка ( нн , н) ых рубахах, поглоще ( нн , н) ый художестве( нн , н) ыми особе( нн , н)остями, была поглоще ( нн , н)а.

Слайд 4

Орфографическая работа. 15 ЕГЭ Вставьте Н или НН, кратко объясните свой выбор. Поломанные вёсла, непрошеные гости, были расставлены, клюквенный морс, глиняный кувшин, необыкновенно ярки и изысканны, средства были изысканы, поистине главное, истинный француз, откровенно выдуманы, в плетёной корзине, домотканый ковёр, свежевыпеченный хлеб, , вытканный образец, с золочёным орнаментом, бешеная неопределённость, взбешённый коваными решётками, длинный ряд невиданных картин в старинных рамках, подлинный труженик, холстинный узор, диковинные серебряные цветы, пудреница у бесприданницы, подпоясанные кожаным ремнём, родственники мужа в тканых рубахах, поглощенный художественными особенностями, была поглощена.

Слайд 5

Орфографическая работа. 15 ЕГЭ На какие правила подобраны слова НН: полные страдательные причастия, прилагательные с суффиксом –ЕНН, отымённые прилагательные на Н с суффиксом –Н, существительные с суффиксом –ОСТЬ, слова на –ОВАННЫЙ, наречия на -О (откровенно). ЗАПОМНИТЬ!!! Бесприданница, подлинный, невиданный Н: отглагольные прилагательные, краткие страдательные причастия, прилагательные с суффиксом –ЯН, наречия (поистине). ЗАПОМНИТЬ!!! Труженик, пудреница, приданое, серебряные

Слайд 6

Формулировка задания 17 из демоверсии

Слайд 7

Алгоритм выполнения задания 17 1. Выделите грамматическую основу и второстепенные члены предложения (определения, дополнения и обстоятельства ) 2. При работе с определениями найдите определяемые слова (слова, от которых задается вопрос к определению) и зависимые слова (слова, к которым задаются вопросы от определений). От положения определений по отношению к определяемым словам и наличия зависимых слов будет зависеть постановка запятой . а) Если перед нами определение без зависимых слов, вспомните правило обособления одиночных определений (согласованных и несогласованных ). Не забывайте о том, что определения тоже могут быть однородными и неоднородными .

Слайд 8

Алгоритм выполнения задания 17 б) Если у определения есть зависимые слова, значит перед нами причастный оборот и необходимо вспомнить, когда причастный оборот выделяется запятой/запятыми, а когда нет. Не забывайте о том, что причастные обороты тоже могут быть однородными. 3. При работе с деепричастиями/деепричастными оборотами важно выделить глагол, от которого задается вопрос к деепричастию/деепричастному обороту. 4. Примените правила к каждому отдельному случаю, вспомните исключения и сложные случаи постановки запятой. (Не забывайте о том, что все второстепенные члены предложения могут быть однородными, независимо от того, оборот перед нами или отдельно взятое определение/обстоятельство ) 5. Еще раз проверьте и внесите ответы в бланк.

Слайд 9

Обособить какой-либо член предложения – значит выделить его особой интонацией в устной речи, запятыми или тире на письме. Обособленные члены предложения: обособленные определения; обособленные обстоятельства; обособленные приложения; обособленные дополнения; уточняющие члены предложения.

Слайд 10

Знаки препинания при обособленных дополнениях Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми дополнения, выраженные существительными с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с, например: Еще, помимо мороженого, в киоске продавали разные соки. Дополнение с предлогом кроме, имеющее значение исключения, обособляется ( Кроме Димы, в кино никто не пошел). Если оно имеет значение включения, то обычно не обособляется ( Кроме зарплаты они получают премиальные). Дополнение с предлогом вместо , не образующее со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), обособляется: Вместо ответа, Кирилле Петровичу подали письмо (“подать ответ” нельзя). Если дополнение с предлогом вместо может образовать со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), то оно не обособляется: Вместо шубы надел пальто (“надеть шубу” можно). Не обособляется и дополнение, в котором предлог вместо имеет значение за, взамен: Написал контрольную вместо товарища. Обособляются дополнения, выступающие в роли пояснительных ( Его вызвали к начальству, а именно к директору ) и присоединительных членов предложения ( Всех вызвали к директору, даже Петрова ), а также выраженные сравнительным оборотом ( Утешают тебя, как ребенка ).

Слайд 11

Обособленные уточняющие члены предложения Уточняющими членами предложения принято называть обособленные второстепенные члены, которые употребляются с целью конкретизации или пояснения других членов предложения. К уточняющему члену предложения можно поставить дополнительный вопрос КТО ИМЕННО? ГДЕ ИМЕННО? КУДА ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? и т. п. В качестве обособленных членов предложения чаще всего употребляются обстоятельства места и времени. Например: Слева , ( ГДЕ ИМЕННО?) у берега, мы остановились для отдыха. Через два дня , ( когда именно?) ровно в полдень, мы уже встречали наших друзей на вокзале. Реже в качестве уточняющих членов предложения используются другие второстепенные члены.

Слайд 12

Обособленные определения Определение - это второстепенный член предложениях, который отвечает на вопросы Какой? Чей ? На эти вопросы отвечают ДВЕ части речи: причастие Прилагательное

Слайд 13

Обособленные определения Ученик, сделавший уроки, смотрит телевизор. Ученик, сделавший уроки и прочитавший текст, смотрит телевизор Сделавший уроки ученик смотрит телевизор. Умный и красивый, он нравился всем. Сделавшие проект, они смогли выдвинуть гипотезу. Узнавшие о результатах проекта, мы приготовились к защите.

Слайд 14

Определение в зависимости от позиции и слова, от которого оно зависит, может выделяться запятыми. Причастие и прилагательное может быть с зависимыми словами (то есть от причастия и прилагательного можно задать вопросы к другим словам)! Поэтому если ты выделяешь определение запятыми, то обособляй весь оборот (причастие или прилагательное + зависимые от них слова).

Слайд 15

Обособленные обстоятельства Ипполит Матвеевич, томясь стыдом, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, твердил три заученные фразы. Смешиваясь с солёными морскими ветрами, запах цитрусовых создаёт целебно действующую на людей атмосферу. Верочка, принимая опята, росшие за вырубкой на старых пнях за поганки, боялась их собирать . Наплескавшись вдоволь и попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова, неведомо как очутившегося в озере. мальчишки устроились с удочками возле камышей. Оба прочитали телеграмму, почти касаясь друг друга головами, и, перечитав два раза, молча уставились друг на друга.

Слайд 17

Как правило обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на, невзирая на ( Все же, несмотря на принятое решение , Максим решил увидеться с ней еще раз). Всегда обособляются обстоятельства, играющие роль уточняющих ( Там, за рекой, уже сел туман – можно задать вопрос где? там, где именно? За рекой), пояснительных (В то время, именно год назад , я встречался с ним часто) и присоединительных (Везде , в том числе и в лесу , было жарко) членов предложения . Также обособляются обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом ( Он вздрогнул, как от удара ).

Слайд 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые . Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком . Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим. Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах: Туча , нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком . Ответ: 13

Слайд 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку . Ответ: 134 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль . Ответ: 1234

Слайд 20

21 задание ЕГЭ 6. Задание 21 № 14094 Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.

Слайд 21

21 задание ЕГЭ 6. Задание 21 № 14094 Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства. Пояснение. В предложениях 1 и 4 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами, стоящими после определяемого слова. Ответ: 14

Слайд 22

21 задание ЕГЭ 8. Задание 21 № 14096 Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет. 2) Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. 3) И вдруг неожиданно жаркое летнее солнце сменяют надвигающиеся тучи. 4) Только что было солнце - теперь его поглотила грозная тьма. 5) Сильные порывы ветра, с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути. 6) Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. 7) Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки.

Слайд 23

21 задание ЕГЭ 8. Задание 21 № 14096 Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет. 2) Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. 3) И вдруг неожиданно жаркое летнее солнце сменяют надвигающиеся тучи. 4) Только что было солнце - теперь его поглотила грозная тьма. 5) Сильные порывы ветра, с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути. 6) Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. 7) Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки. Пояснение. В предложениях 1 и 5 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Слайд 24

21 задание ЕГЭ 9. Задание 21 № 14097 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри… (по К. Паустовскому )

Слайд 25

21 задание ЕГЭ 9. Задание 21 № 14097 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри… (по К. Паустовскому) Пояснение. В предложениях 3 и 6 запятая выделяет обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Ответ: 36

Слайд 26

21 задание ЕГЭ 14. Задание 21 № 14108 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе. (По Н.В. Гоголю )

Слайд 27

21 задание ЕГЭ 14. Задание 21 № 14108 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе. (По Н.В. Гоголю) Пояснение. В предложениях 1 и 6 запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Ответ: 16

Слайд 28

Индивидуальное выполнение практической работы Выполнение заданий по ссылке: https:// saharina.ru/tests / , раздел «Тесты по русскому языку» (Тестовые задания по темам: 11 класс: ЕГЭ-2020. Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Вариант 1 ; ЕГЭ-2020. Задание 21. Пунктуационный анализ. Вариант 1 ) Результаты выполненных тестовых заданий учениками будут получены учителем по обратной связи, поскольку ученики класса прикреплены в разделе «Кабинет учителя» - «Мои ученики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

Знаки препинания при обособленных членах предложения в 11 классе

Эти материалы помогут учителю построить урок русского языка в 11 классе....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....

Пунктуация и орфография.Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

laquo;Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как...

Тест на тему: "Знаки препинания при обособленных членах предложения"

Задания теста направлены на проверку знаний, умений и навыков по разделу «Обособленные члены предложения". Задания  предполагают выбор одного правильного варианта ответа из четырёх пре...