Урок «Бэшэг буряад хэлэн дээрэ бэшэлгэ»
план-конспект урока

Цыбикова Эльвира Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proekt.docx748.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока-проекта

«Бэшэг буряад хэлэн дээрэ бэшэлгэ»

Задачи:

формировать навыки написания письма; умения коллективно определять содержание письма; выделять главную часть; писать письмо родителям на бурятском языке с сообщением о своей жизни, об интересных событиях;

- развивать связную диалогическую речь детей в процессе составления предложений, составления содержания письма, процессы мышления, анализа и синтеза; формировать контроль своих действий (речевой, умственный) при ответе на вопросы;

- способствовать воспитанию любви к родителям, дружеских взаимоотношений, ответственности при выполнении заданий, желание говорить на бурятском языке; формировать адекватную самооценку при оценивании себя в конце урока.

- следить за произношением, за внятностью речи.

Формы работы:

- фронтальная работа;

- индивидуальная работа 

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать назначение письменных сообщений;
  • отвечать на вопросы по содержанию.

метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, планировать её выполнение;
  • выбирать предложенные фразы и группировать их.

личностные:

  • ценить в окружающих доброе отношение;
  • дарить близким радость с помощью письменных сообщений.

Тип урока: урок приобретения новых знаний, работа в группах (3 группы учащихся).

Методы:

  • Словесные
  • Практические
  • Наглядные
  • Объяснительно-иллюстративные
  • Репродуктивный
  • Проектирования

Основные приемы:

  • Объяснение
  • Беседа
  • Опрос
  • Самостоятельная работа с раздаточным материалом

Ход урока:

 Организационно - мотивационный момент.

 - Сайн байна, үхибүүд!

- Как умеете здороваться и знакомиться друг с другом?

- Расскажите о своих друзьях.

-  Расскажите о своей семье.

Регулятивные УУД:

формировать умение настраивать себя на продуктивную работу.

Наблюдение за действиями учеников: ученики должны правильно поздороваться.

Самооценка.

Включение в учебный процесс.

Л: мотивация к учебной деятельности.

К: отвечать на вопросы учителя. 

Дети выбирают изображения в виде почтовых марок с тремя изображениями; по изображения на марке они делятся на три группы)

 Этап актуализации знаний и постановка проблемы:

http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/006/197/346.jpeg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Russia-stamp1274tiger-snow.jpg/180px-Russia-stamp1274tiger-snow.jpghttp://severpost.ru/docs/upload/1433690289.jpg

Учитель: Рассмотрите изображения необычного предмета на нашем уроке, что это?  Энэ юун бэ? (Марка) 

Иимэ маркануудые таанад хаана хараа һэмта? (На конвертах, на открытках, у дедушки есть альбом с марками)

Учитель: Люди используют марки для открыток, писем как специальный знак оплаты за это отправление. Это кусочек бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесённым на оборотную сторону. На марках может указываться наименование почтовой администрации, их выпустившей; изображены различные символы, декоративные элементы и рисунки. Не зря про марку говорят: «Может путешествовать по миру, оставаясь в углу», как понимаете эти слова? (Марка клеится в верхнем правом углу почтового конверта. Благодаря почтовым маркам письмо может попасть в любой уголок земного шара)

Учитель: Попробуем разгадать загадки и поставить проблему нашего урока (Каждая группа получает загадку)

1 группа

2 группа

3 группа

Дали үгы аад, ниидэдэг

Хэлэ үгы аад, хэлэдэг.

Саб сагаахан  газар дээрэ хара шубууд.

Гэрынь түмэр, гэр соохинь элдэб һонинууд.

(При разгадывании получаются отгадки: «Почтовый конверт», «Письмо», «Почтовый ящик». Учитель помещает изображения отгадок и текст загадок на лист ватмана)

Учитель: А для чего нужны все эти предметы?

 (Для писем)

Учитель: Какую проблему мы с вами поставим на уроке?

(дети обсуждают проблему урока)

Существуют ли правила написания писем?

Бэшэг бэшэхэ дүрим байдаг гү?

Уч: Чтобы решить эту проблему, давайте составим план нашего урока: пронумеруйте этапы нашего урока. (Дети совещаются и расставляют номера 1, 2,3,4 по этапам урока)

2.

Получаем новые знания.

1.

Вспоминаем то, что знаем.

4.

Делаем выводы.

3.

Применяем новые знания.

      Открытие новых знаний.

Учитель: Таанад бэшэг тухай юу мэдэхэбта?

(Үхибүүдэй харюу)

Учитель:  Танда бэшэг ерэдэг гү?

(Ерэдэг. Ерэдэггүй).

 Бэшэг абахада, гое гү?

(Гое) 

Юундэ гоеб?

 (Когда берёшь в руки конверт, то чувствуешь волнение. Это письмо – частичка добра другого человека, которую он тебе присылает на протяжении сотен километров)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди писали письма? (Нет. Раньше не было грамотности)

Учитель: В истории человечества существовало несколько видов почтовых сообщений:

Узелковое письмо изобретение инков: "Послания" состояли из шерстяных или хлопчатобумажных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. При этом узелки завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки.  Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».е 020

Голубиная почта изобретена в древнем Риме: люди приметили уникальную особенность голубей, всегда возвращающихся домой, и стали использовать пернатых друзей в качестве почтальонов. Так, первые почтовые голуби использовались уже в 45 году до н.э., при осаде города Модена. С помощью птиц осуществлялась связь города с союзниками. Вслед за ними почтовых голубей начали использовать римляне и греки во время военных операций, а также во время Олимпийских игр. В Швейцарии, например, голубиная почта функционирует по сей день.

Пони-экспресс изобретение американских ковбоев: небольшая американская курьерская компания XIX века, поддерживавшая конную почту в Северной Америке. Просуществовала около полутора лет (с апреля 1860 по октябрь 1861 года) и стала нарицательной из-за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой».

Барабанная почта в Африке: «барабанный язык» состоит из определенного числа знаков, известных лишь узкому кругу посвященных лиц, которых в каждой деревне насчитывается несколько человек.

Факельная почта в древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. до н.э.: при помощи факелов, выставляемых в промежутки  стены, можно подавать сигналы станции, расположенной напротив. Каждая станция имеет код, содержащий 24 буквы греческого алфавита.  

Электронная почта с 70-х годов ХХ века:  по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.http://soldaty-pobedy.ru/upload/iblock/233/2339d8a26632b60c3ab0b71290b87fa3.jpg

В настоящее время наряду с современными видами передачи сообщений письма в бумажных конвертах могут прийти в каждый дом.  Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, оборудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.

Учитель: Как вы думаете, существуют ли специальные особенности написания писем?

-Существуют.

Учитель: Письма, как и любой текст можно разделить на три части:

  • начало ;
  • основную часть;
  • концовку.

Оно имеет особенности: ему присущи приветствия, прощание, обращение.

Структура письма

(С детьми вместе составляем структуру письма)

1.

Начало (зачин) письма ( Бэшэгэй эхин)

  • обращение (хандалга)

  • начальная фраза о состоянии переписки

«Амар мэндэ, …», «Мэндэ  …»

«Сайн байна, …»

«Шинии бэшэг абааб …»

«Шамда бэшэхэмни гэжэ байнаб»

«Үни удаанай бэшэлсээгүйбди»

2.

Основная часть письма

  • сообщение о новостях (Гол һонинуудаа бэшэнэбди)

«Өөр тухайгаа бэшээ һаа иимэ:»

«Бидэ һайн байнабди…….»

   3.

Концовка письма

  • вопросы адресату

  • просьбы

  • приветы

  • благодарности

  • прощание

  • подпись
  • дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)

«Һайн байна гүт?», «Сүлөө сагтаа юу хэнэбта?»

«Өөр тухайгаа һонин юумэ бэшыт даа…»

«Мэндэ хүргыт …», «Шамда мэндэ хүргэнэ…»

«Шамдаа баярые хүргэнэб …»

«Баяртай», «Уулзатараа баяртай»

«Шинии нүхэр …», «Танай басаган….»

«Танай аша хүбүүн….»

«Мартын5. 2019 он. Улаан-Үдэ хото»

Применение новых знаний.

Учитель: Энэ бэшэһэн тусэбөөрөө бэшэг бэшэжэ һурахабди. Группа бүхэндэ стол дээрэ саарһан байна. 3 группа 3 ондоо бэшэг бэшэнэбди. (по уровням)

- 1 группа: «Нүхэр хүбүүндэ гү, али нүхэр басаганда »

- 2 группа: «Эжы абадаа»

- 3 группа: «Бэшэг харюу»

Хүндэтэ нүхэр, сайн байна.

   Би Баатар гэжэ нэрэтэйб. Минии фамили Санжиев. Би  арбан нэгэтэйб. Би Хэжэнгэ нютагта байдагби. Би ном уншаха, компьютераар наадаха дуратайб. Үшөө ород хэлэнэй хэшээлнүүдтэ дуратайб. Минии дуратай жэлэй саг - хабар. Өөр тухайгаа һонин юумэ бэшыт даа. Баяртай. Мартын 27. 2018 он.

Минии хаяг:

671632

Буряад орон

Хурамхаан тосхон

Б.М.Балдаковой үйлсэ, 58

Санжиев Баатарта

(Группы учащихся получают задание: написать письмо с соблюдением структуры написания письма)

Рефлексия

Уч: Продолжите предложения, что хотите сказать о сегодняшнем уроке (Дети продолжают предложения из Экрана рефлексии):

Юу хэжэ һураабиибди………..

Намда ехэ һонин байгаа……..

Мэдэжэ абаабди…….

 Намда нэгэ заа хүшэр байгаа………

Ехэ гое байгаа……..

Гэртэхиндээ хөөрэхэб…….

Хэшээлэй бүхы даабари дүүргээб…….

Ехэ һонирхолтой байгаа……

 _____________бэшэхэ дурамни хүрэнэ.

Уч: А теперь возьмите лист с письмом, которое вы сегодня писали и отпустите его в один из трёх почтовых ящиков:

У меня всё получилось

на уроке

У меня не всё получилось

на уроке

У меня мало что получилось на уроке

http://news.unipack.ru/light_editor_img/images/2015-6-4/file1433322717.jpg

http://news.unipack.ru/light_editor_img/.thumbs/images/2015-6-4/file1433322759.jpg

http://39zona.com/wp-content/uploads/2012/10/post-200.jpg

Итог урока:

Учитель: А теперь вернёмся к проблеме нашего урока:

Существуют ли правила написания писем?

Учитель: Удалось ли нам найти ответ на этот вопрос?

(Ответы детей: письма имеют свою структуру, которой надо придерживаться при написании)

Учитель: Когда вы придёте домой, возьмите лист бумаги и напишите письмо своим родным и близким людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Буряад хэлэн

Самое красивое стихотворение про бурятский язык....

Буряад хэлэн

Буряад хэлэн...

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...

9-дэхи ангиин һурагшадай «Буряад хэлэн – түрэл хэлэн» гэһэн шэглэлээр текстээр бэшэмэл хүдэлмэриин даабаринууд

9-дэхи ангиин һурагшадай «Буряад хэлэн – түрэл хэлэн» гэһэн шэглэлээр шалгалтын бэшэмэл хүдэлмэри дүүргэхэ заршам. Бэшэмэл хүдэлмэри 15 даабаритай. Буряад хэлээр бэшэмэл хү...

«Буряад хэлэн – түрэл хэлэн» гэһэн шэглэлээр олимпиадын даабаринууд (5-7-дохи классууд)

laquo;Буряад хэлэн – түрэл хэлэн» гэһэн шэглэлээр олимпиадын даабаринууд (5-7-дохи классууд). Даабаринуудай харюунууд үгтөөтэй....

Разработка урока бурятской литературы Д.Улзытуев "Буряад хэлэн"

Темэ: Шүлэг «БУРЯАД ХЭЛЭН». ДОНДОК УЛЗЫТУЕВ   7  «а» класс hуралсалай:  Буряадай мэдээжэ уран шүлэгшэ Дондок Улзытуевай  намтартай, зохеохы з...

Манай шэнжэлгын ажал. Буряад хэлэн дээрэ гарадаг hурагшадай толинууд болоно.

Түс шэнжэлын хүдэлмэриин темэ: hурагшадай хэрэглэдэг hуралсалдаа толинууд Гол зорилгонь: буряад хэлэнэй омонимууд, үгэнүүдэй удха тайлалбари.Тус хүдэлмэрин  зорилгонууд:Буряад хэлэнэй хэшээл...