Рабочий лист по родному языку 5 класс по теме " Разговорный стиль речи. Просьба.Извинение"
план-конспект урока (5 класс)

Коробейникова-Макарова Ольга Владимировна

Рабочий лист по родному языку в 5 классе по теме "Разговорный стиль речи. Просьба. Извинение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rl_rodnoy_yazyk_8_aprel.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет  Родной язык

Учитель   Макарова О.В.

Класс   5

Тема: Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

Содержание

– Ребята, я предлагаю вам небольшой эксперимент. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Форму того сосуда, в который налита.

– Вы правы. У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутыли, куба, древнегреческой амфоры. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным.

 Вы догадались, о чём я говорю?  В разной речевой ситуации  (вспоминайте!  РС:  где? С кем? С какой целью?)  мы пользуемся  разыми стилями речи.

- На какое слово  вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?    Слово стиль.

- Что такое стиль? А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

 

- Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

- Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила

употребления, характерные черты.

 Работаем над понятием «Разговорный стиль».

 Прием "Ключевые слова".

Запишите слова, которые необходимы сегодня нам на уроке::

Речевая ситуация  

Стили речи

Стилистика

Разговорный стиль

 Неофициальная обстановка

 Цель общения

Извинение

Просьба

 Работа с текстами.

Прочитайте тексты.

- О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?

- Как говорится – одинаково или по-разному?

  1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

  1. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый.  Температура днём 15-17.

  1. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

-- Где может быть использовано каждое высказывание?

-- Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать 1 или 2 текст, а вместо сводки погоды передать по радио или телевидению 1 или 3 тексты?

-Почему нельзя?

-Какова задача каждого высказывания?

- Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня?

-Сообщить точные сведения о погоде?

-Поделиться впечатлениями о ней?

ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука   с т и л и с т и к а.

Речь бывает книжная и разговорная. 

Разговорная речь используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке (1-1, н/о).

Извинение.

Извинение словесное искупление проступка. Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины, так как она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперед), вполне достаточно выражается формулой Извините! или Простите, а также коротким Виноват (чаще в устах немолодых людей). К Простите, Извините добавляем еще Пожалуйста. Если я вижу, например, что, наступив пассажиру на ногу, причинила ему боль, то постараюсь загладить свою неловкость загладить свою неловкость усиленной просьбой меня простить хотя бы так: Извините меня, пожалуйста! А иногда и так: Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!

А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это Извините, а скорее употребим Простите. Так, например, в книге Юлиана Семенова "Возвращение в  фиесту" последняя глава называется: "Папа, прости меня, пожалуйста". Этой же фразой и заканчивается повествование. Писатель размышляет о вольной или невольной вине взрослых детей перед старыми родителями, о том, что порой некогда проявить к ним достаточного внимания и заботы, а понимание этого приходит слишком поздно. В этом контексте  Извини прозвучало бы легковесно.

Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: "Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!

Прошу прощения, а также Прошу меня простить, не говоря уже о таких фразах, как Примите мои извинения, Приношу свои извинения, Должен извиниться перед вами„ Не могу не извиниться перед вами, Я хотел бы извиниться перед вами - все это стилистически повышенные способы извинения. И опять-таки все дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорит.

Просьба

так или иначе обременяет собеседника, и это, как правило, учитывает говорящий, поэтому просить о чем-либо без "пожалуйста" не принято. И в детских рассказах и сказках это слово-волшебное. А в отношениях взрослых разве не так? К особенностям употребления "пожалуйста" мы еще вернемся. А сейчас - формулы просьбы. Просьба побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста... Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу еще любезнее: Будьте добры, передайте, пожалуйста, или: Будьте любезны... Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он выбирает иные формы: Если вам не трудно, Если вас не затруднит... Ну а представители старшего поколения применяют и такое: Не откажите в любезности, Сделайте одолжение..., Не сочтите за труд... Словом, есть немало способов попросить так, что собеседнику и отказать-то будет неловко! Лексическое выражение просьбы содержится во фразах: Прошу вас..., нередко с усилением: Очень прошу..., а в официальном стиле: Убедительно прошу... Ну и, конечно, несколько смягченная просьба прозвучит во фразе: Я хочу (могу?) попросить вас... и т.п.

Вот как это звучит в разговорной речи:

"- Извините, пожалуйста! - Он то опускал глаза, то бросал на нее любопытствующие взгляды. - Нельзя ли у вас?. водички... Вернее, ведерко... Машина у нас там" (Б. Метальников. Алешкина любовь).

Вопрос к собеседнику тоже может обернуться просьбой: Вы можете (подвинуться) ?, Не можете ли вы...? - как в этом примере:

"- Вы не могли бы пока просмотреть материалы полета?

Да, да, я сейчас же иду в дешифровочную" (Б. Чирсков, Д. Радовский, М. Арлазоров. Барьер неизвестности).

То же самое и в просьбе-вопросе: Вам не трудно...? Вас не затруднит...? Впрочем, об этом мы упоминали.

Достаточно вежливой просьба оказывается и в такой форме: Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы?, А категоричная просьба, с оттенком требования - в таких формах: Вы бы (подвинулись) ! И грубая форма: Помолчали бы!

Скорее всего, к просьбе в широком смысле можно отнести вопрос о разрешении что-либо сделать: Можно...? Нельзя ли...? Например: Можно мне посмотреть ваш журнал? Официальными вариантами такой просьбы оказываются: Позвольте (разрешите) посмотреть ваш журнал.

Не все способы, разумеется, перечислены, но и этих довольно для иллюстрации.

И напоследок, очень  прошу  вас внимательно  прочитать этот  материал, а если не сможете прочитать это в приложении Дневника.ру,    пройдите, пожалуйста, по  этой  ссылке  и прочитайте  материал в Интернете. https://studbooks.net/2146391/literatura/izvinenie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....

Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"

Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей ...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи"

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться при...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", УМК М.М. Разумовской...