Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Публицистический стиль речи и его особенности»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Журавлёва Евгения Ивановна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx20.11 КБ
Файл publitsisticheskiy_stil_rechi.pptx732.49 КБ
Файл proverochnaya_rabota.docx12.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

УМК (программа): УМК М.М. Разумовской

Тема урока: «Публицистический стиль речи и его особенности»

Тип урока: урок решения учебной задачи

Цели деятельности педагога: дать представление о публицистическом стиле, его признаках, способствовать формированию умения определить текст публицистического стиля, его признаки.

Технологии и методы работы: элементы технологии проблемного обучения; методы частично- поисковый; практический.

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты

  1. Этап мотивации (самоопределения)

Слайд 1.

Работа с китайской пословицей.

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления».

Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный. Выслушав всех, учитель воспроизводит слайд 2.

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».

Учащиеся высказывают предположения, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

  1. Лингвистическая разминка

Запишите следующие словосочетания: стиль работы, стиль плавания, стиль одежды, стиль речи, стиль жизни.

- Что такое стиль?

Слайд 3

Происхождение слова стиль.

Стиль (лат. stilo) – палочка с заострённым концом для писания на покрытых воском дощечках.

С каким словосочетание мы будем работать на уроке?

Записывают словосочетания.

Стиль – многозначное слово.

  1. Формулирование темы урока

Я попрошу вас сформулировать тему урока.  Постараюсь помочь вам в этом, предлагая подсказки. Можете записывать свои версии в тетрадь.

  • Стиль речи, тексты которого мы встречаем в газетах и журналах.
  • Цель высказывания данного стиля – воздействие на читателей или слушателей.
  • Этим стилем речи должны отлично владеть журналисты.

Запишем тему так: «Публицистический стиль речи и его особенности».

Записывают свои версии темы урока. Высказывают свои предположения.

Личностные: действие смыслообразования, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. 

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

  1. Целеполагание

Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цели урока.

Демонстрация и чтение целей учителем.

Ученики формулируют цели урока

Регулятивные: целеполагание, планирование своих действий.

  1. Изучение нового материала

1. Подберите однокоренные слова к слову публицистический. Составьте словосочетания с названными словами. (Слайд №5 «Проверь себя».)

2. Что, по вашему мнению, входит в понятие «публицистический стиль»?

  • Где используется публицистический стиль?
  • Какова его основная цель?
  • Какие языковые средства используются в текстах публицистического стиля?

 Проверим наши предположения.

3. Работа со статьёй учебника (с. 76,77 (возьмите на заметку).

4. Заполнение таблицы.

5 Проверь себя!

Записывают словосочетания: публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика.

Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика.

           

Высказывают свои предположения.

Заполняют таблицу.

Сравнивают, поверяют данные таблицы.

Познавательные:

общеучебные: 

- выбор наиболее эффективного способа  решения проблемы;

- умение структурировать знания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Логические: 

- анализ объектов;

- смысловое чтение текста научного стиля речи

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- решение проблемы

  1. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Выполняют упражнения.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

  1. Первичное закрепление

Работа с текстом «Что значит быть воспитанным?», стилистический анализ текста.

Ученики работают в парах с листами А4, ученикам нужно вписать необходимую информацию.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с таблицей)

  1. Самостоятельная работа.

Заполните таблицу.

Ученики работают самостоятельно на карточках, в которых необходимо вписать нужную информацию.

Познавательные: структурирование знаний.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй.

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.
  • Повторение – мать учения.
  • Если день ничему не научился, зря прожил день.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.

Выбирают пословицу, аргументируют свой выбор.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Домашнее задание

Выучить особенности публицистического стиля (по таблице), упр. 194

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления». Китайская пословица

Слайд 2

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».

Слайд 3

Стиль (лат. stilo ) – палочка с заострённым концом для писания на дощечках, покрытых воском.

Слайд 4

Цели урока: 1. знать, что такое публицистический стиль текста; 2. знать и уметь определять признаки публицистического стиля текста; 3. научиться определить текст публицистического стиля.

Слайд 5

Проверь себя! Публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика. Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика.

Слайд 6

Публицистический стиль Сфера употребления Задачи речи Стилевые черты Языковые средства Жанры

Слайд 7

Публицистический стиль Сфера употребления Задачи речи Стилевые черты Языковые средства Жанры Общественно-политические, экономические, культурные отношения Информирование, воздействие на читателя, слушателя Эмоциональность, оценочность , призывность Тропы: сравнения, риторические вопросы, эпитеты и т.д. Восклицания, прямые обращения и т.п. Статья, репортаж, очерк, доклад и пр.

Слайд 8

С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй. • Тяжела ты, шапка Мономаха. • Повторение – мать учения. • Если день ничему не научился, зря прожил день. • Корень учения горек, да плод его сладок.

Слайд 9

Домашнее задание: - упражнение 194.



Предварительный просмотр:

Заполните таблицу:

Публицистический стиль

Сфера употребления

Задачи речи

Стилевые черты

Языковые средства

Жанры

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Частица как часть речи.

ФГОС.Технологическая карта урока в 7 классе по русскому языку. Частица как часть речи....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...