Урок по родной литературе в 9 классе Тема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»
план-конспект урока (9 класс)

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Урок по родной литературе в 9 классе

Тема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок "Лжедмитрий"27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по родной литературе в 9 классе

Тема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»

Ход урока:

УЧИТЕЛЬ: Сегодня нам предстоит  познакомиться с романом Д.Л. Мордовцева -  «Лжедмитрий». Каждый  из вас уже прочитал  трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов» и знает историю самозванца. Как  эту проблему представил  Мордовцев,  мы  узнаем на уроке. В этом нам помогут разобраться   исследователи:

ЛИТЕРАТУРОВЕД:  Даниил Лукич Мордовцев 

Д.Л.Мордовцев родился  7 (19) декабря 1830 года в слободе Данилоовка Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского (ныне Волгоградская область) в семье украинского происхождения.

   Его первым учителем был слободской дьячок Федор Листов,  обучавший ребёнка по старославянским книгам. В августе 1844 года Д.Л.Мордовцев поступил во 2-й класс Саратовской гимназии, которую окончил в  1850 году.

   По окончании гимназии он поступил в Казанский университет на физико-математический факультет но в 1851 году Д.Л.Мордовцев переводится на второй курс петербургского университета, который окончил в 1854 году со степенью кандидата, после чего уехал в Саратов.

   16 августа 1856 года Д.Л.Мордовцев был назначен начальником губернского стола с обязанностями переводчика, а также стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». В 1859 году вместе с Н.П.Костомаровым публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак».

   В 1864 году Д.Л.Мордовцев покинул Саратов из-за трений с новым губернатором князем В.А.Щербацким и уехал в Санкт-Петербург, где занял должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Однако через три года он вновь возвратился в Саратов, где служил правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии.

   В 1869 году Д.Л.Мордовцев был назначен правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета.

   В 1872 году писатель переехал  в Петербург. Здесь в 1893 году он устроился на службу в министерство путей сообщения.

   24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя и в мае обострилась старая болезнь Д.Л.Мордовцева – воспаление легких. Он возвратился в Ростов-на-Дону, а оттуда на дачу брата в Кисловодск, полагая, что местный климат укрепит его здоровье. Но климат не помог – писатель оставался прикованным к постели. 10 июля 1905 года Д.Л.Мордовцев скончался.

   Писатель был похоронен в Ростове-на-Дону в фамильном склепе Мордовцевых, на Навоселовском кладбище. Сегодня его могила находится на Братском кладбище Ростова-на-Дону.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордовцев,_Даниил_Лукич

Мемориальная доска  - Ростов-на-Дону  ул.Большая Садовая, 39

ИСТОРИК: Начало  Смуты  связывают  с именем Бориса Годунова, вначале влиятельного боярина, а потом  и царя Руси. Он происходил из татар, а его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, т.е. за 200 лет до рождения Бориса, и, конечно, его происхождение  не могло иметь решающего  значения. «Вчерашний раб», как  называет его Пушкин, принадлежал крупному боярскому роду и сам был окольничим  при  Иване Грозном. Окольничий – второй по старшинству чин  после боярина. Так называли доверенных людей, находившихся около царя, его советников. После смерти Ивана Грозного возглавлял  правительство, а сестра Бориса была  замужем  за сыном Ивана  - царём Фёдором – безвольным, добрым  и благочестивым  человеком, чей  день начинался  с молитвы: «Дай, Господи, никому не  сделать ничего плохого».

АССИСТЕНТ 1. Б. Годунов  был настоящим  реформатором и по-своему справедливым, хотя  и жестоким  человеком: хотел, чтобы  всем было одинаково плохо (введя  в 1579 году крепостное право и отменив Юрьев день, он  дал  возможность  писать  крестьянам  доносы  на  своих  хозяев, а тем  действительно  могло  крепко  достаться  после  таких жалоб). Царствование его  началось  после смерти Фёдора в 1598 г. Несмотря   на очень  разумную политику, недовольство должно  было  найти  выход, и оно  нашло  его  в поддержке Самозванства.

АССИСТЕНТ 2. Государства Польши и Швеции решили  использовать  такую  ситуацию  в России  в своих  интересах. Речи Посполитой  нужен  был претендент  на царский  престол – личность, которая бы  предъявила законные права  на престол.

С точки  зрения  наших  современников, династические права никакой  роли не играют, но люди 17 века этому обстоятельству придавали  решающее  значение. За  незаконным  претендентом его сторонники идти не могли. А законное право  имели  только потомки  Ивана Грозного. К тому времени  один  его  сын – царь Фёдор – умер,  а другой  - малолетний Дмитрий  - зарезан  в Угличе неизвестно  кем  и при  каких обстоятельствах (1591 г.). (Загадка  смерти  царевича  волнует  до сих пор историков.)

   Преподаватель.   Обратим  внимание на картины, рисующие  события  тех трагических лет. Их представит искусствовед.

Н. Некрасов «Борис Годунов  с сыном».

В. Верещагин «Осада Троице-Сергиевой лавры  в Смутное  время».

АССИСТЕНТ 2. В этот сложный период объявляется  претендент на престол, который назвал себя спасшимся  царевичем Дмитрием. Он – то  и стал знаменем освобождения  России от  власти продолжателя опричнины  - Годунова. Когда Лжедмитрий – боярский  сын Григорий Отрепьев, принявший иноческий постриг, появился в 1601 г. В Польше, всем была абсолютно безразлична  степень правдивости его слов. Главное, что с его помощью можно  было добраться  до  Москвы   и прибрать  её  к рукам.

УЧИТЕЛЬ:  Кто же оказал поддержку Лжедмитрию? Попросим  об этом  рассказать  группу этнографов.

ЭТНОГРАФЫ:  Нельзя сказать, что его  активно  поддерживала вся страна. Активную помощь  Самозванцу оказали  только  три субэтноса:

•        севрюки, их руководитель Карела хорошо организовал оборону Крыма и царским  воеводам  не  удалось  эту оборону прорвать;

•        обитатели  Нижнего Дона – потомки хазар, говорившие  по-русски, но  как  и севрюки, не  считавшие  себя  великороссами;

•        рязанцы – воинственные  жители степной окраины, которые отражали  татарские набеги и привыкли  к войне настолько, что для них все были врагами: и степные татары, и мордва, и московиты, и казанцы.

АССИСТЕНТ 1: Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов. Во власти «массовой мифологии» часто оказываются даже профессиональные историки. Более того, благодаря им появились новые, «научные» легенды о казачестве.

Всем известно, что давно распространен взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество». Не менее популярно и прямо противоположное мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков, неразрывной связи монархического  самозванства с казацкими выступлениями. При этом полагают, что казаки поддерживали (хотя бы поначалу) всех самозванцев, которые обращались к ним, а нередко лжемонархи «создавались» казачеством, было на самом деле, на примере многочисленных кандидатов в цари времен Смуты начала ХVII века.

ИСТОРИК:  Если говорить  о  Смуте, то она продлилась до  1612 года. За этот  период  в России сменилось 17 самозванцев.

УЧИТЕЛЬ:  Обратимся к  тексту Д. Мордовцева «Лжедмитрий». Как автор рисует ситуацию, где происходят  события  и какую  же роль в романе  выполняет  Григорий  Отрепьев? Попросим  литературоведов рассказать  об  этом,  в сравнении  с текстом А.С. Пушкина «Борис Годунов».

ЛИТЕРАТУРОВЕД:  Многие воззрения Пушкина  и  Мордовцева на отечественную историю близки, в чём- то «Донской Дюма» имеет своё особое мнение. Например, в работе  над «Борисом Годуновым» главным историческим источником была «История государства Российского» Н.М. Карамзина. У Пушкина самозванцем показан Гришка Отрепьев. В романе Мордовцева  Лжедмитрий  -  это не Отрепьев, а возможно, сам чудесно спасшийся  царевич Дмитрий; Гришка – «расстрига» же сам по себе, хотя сопровождает центрального героя почти до самого конца. Несмотря на расхождения в вопросе происхождения Лжедмитрия и иные незначительные расхождения, Пушкин и Мордовцев в целом близки по своим идейно – художественным исканиям: оба  являются исследователями  исторического процесса, приведшего  к торжеству  и падению Лжедмитрия, оба изображают  казачество как реальную силу, оппозиционную Борису Годунову, необходимо добавить  и ту ненависть народа к власти и желание видеть  и  верить  в «доброго царевича из сказки». При общем  сходстве сюжетных схем резко различаются концовки  пушкинской  трагедии  и романа Мордовцева. У Пушкина  в финальной   сцене  в ответ на призыв Масальского приветствовать нового царя «народ безмолвствует»,  потому что теперь на самозванце лежит невинная кровь, на  этот раз  детей Бориса. У Мордовцева  другое – трагическое  окончание романа.

УЧИТЕЛЬ:  Обратимся  к тексту и проанализируем его особенности. (Чтение  текста. Отмечаются многочисленные лирические отступления  о красоте донской земли, напоминающие былины, исполняемые  под гусли боянами).  Почему же называют  Дон Ивановичем? Об этом  нам  расскажут  культурологи.

 ФОЛЬКЛОРИСТ:  «Легенда  о Доне и Шате»

 Красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку. “У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Братья по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был старший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за младшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление. Но Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу. А Дон Иванович после смерти отца тихо, не спеша понёс свои воды на юг и достиг Азовского моря”.

УЧИТЕЛЬ: Мы не  можем  не обратить  внимания  на особенности диалекта жителей Дона. Филологи  нам объяснят  особенности южной речи  и её истоки. Наша задача - в тексте произведения найти примеры донского и южного говора.

ФИЛОЛОГ: Казачий язык — отличается от языка русского, а народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Каждый из них отражает исторические этапы пребывания Казаков, массовых изгнаний с родной земли, и указывает на ту среду, в которой они проживали, когда были принуждены покинуть колыбель своей народности — Сев. Кавказ и Подонье. Язык казачий несёт на себе отпечаток всех крупных перемен, выпавших на долю Казаков за многие века. Вне казачьей истории, понять причины их различных говоров невозможно. Живя неоднократно на чужой земле, они воспринимали особенности речи окружающих их Славян тем легче, что и раньше пользовались одним из славянских языков. Так например, на Средний Дон наши предки возвратились с орлов скокурским диалектом, а на Верхний — с тамбовскорязанским; Черные Клобуки или Черкасы на Днепре стали пользоваться полтавским диалектом, с которым и пришли назад в Приазовье их потомки — Запорожские Казаки.

УЧИТЕЛЬ: Попросим историка  рассказать нам  о столицах донских казаков.

 ИСТОРИК: На  Донской земле есть  места, удивительные и славные своей  историей, памятниками архитектуры, людьми. Таков Черкасский городок – ныне станица Старочеркасская – историческая столица донского  казачества, щедро явившая  на  свет  множество  талантов.

    А много столетий назад бескрайние просторы Дона  назывались Диким полем, где обитали воинственные племена  скифов, сарматов, хазар, гуннов, авар, печенегов, половцев, монголо-татар. В 16 веке в донских степях стали появляться ватаги людей, позднее их назовут казаками, т.е. вольными, храбрыми, легковооружёнными людьми. В  эти  края  их привели  притеснения  феодалов, господствовавших в центральных  районах Московского государства, а также происходившее в конце 15 –начале 16 века  юридическое оформление  крепостного права. Бегство  на окраины становилось  распространённой формой социально- политического протеста. Здесь на Дону  казаки селились на прибрежных островах и образовывали  свои казачьи городки. Одним  из первых казачьих городков  был  Черкасск, ставший  впоследствии столицей Дона. До сих пор  среди исследователей  нет единого  мнения по вопросу основания города. Чаще  всего упоминается дата  - 1570 год как  год  основания Черкасска казаками  - запорожцами – Черкассами, давшими название городку.

  Город Черкасск был культурным  центром  донских  казаков. Именно  здесь  появились первые  преимущественно церковные, учебные заведения: войсковая латинская  семинария (1746 -1758), Духовная Семинария (1766 – 1779). В 1786 году  Екатерина II  утвердила  «Устав о народных училищах», согласно  которому в России появились  первые светские учебные заведения – Народные  училища, разделявшиеся  на Малые  и Главные. В 1790 году в Черкасске открылось Малое  народное училище, а три  года  спустя  оно  преобразовано в Главное. В  ноябре 1804 года в России был издан  гимназический  устав. В июле 1805 года в Черкасске была открыта первая  на Дону гимназия. Обучение  было бесплатным, и преподавались  самые различные  дисциплины, в том числе и иностранные  языки.

УЧИТЕЛЬ: Интересно, как  же выглядел донской казак  начала 17 века. Какова была его одежда, оружие, головной убор.  Обо  всём этом  нам расскажут  культурологи.

ИСКУССТВОВЕД: Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. «Их одежда, уборы и оружие,— пишет Сухоруков,— принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с чисто серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, другой — в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном зипуне, опушенном голубою каймой, шелковой гвоздичного цвета нашивкой; третий — в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и серебряными застежками… У всех шелковые турецкие кушаки и на нем булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром, красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские, калмыцкие платья, украшали оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернь. Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.

Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

УЧИТЕЛЬ: Литературный  текст включает множество знаков и символов, кодов, которые  мы сегодня рассматривали. А сейчас обратимся к тексту.

Читайте    Роман   Д.Л. Мордовцева «Лжедмитрий»

 https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004801902/viewer/?page=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"

Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом,  использованием  аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...


 

Комментарии

Данцова Лариса Алексеевна

Спасибо, Наталья Анатольевна

 Поломошнова Наталья Анатольевна

heartЛариса Алексеевна, большой привет!