Мастер-класс «Тайна поэтической лаборатории …»
учебно-методический материал (6 класс)

Трясорукова Евгения Анатольевна

Одно из направлений работы по формированию положительной мотивационной среды – это использование современных образовательных технологий. Одной из самых эффективных, по моему мнению, является технология развития критического мышления, когда усвоение знаний происходит на уроке в процессе постоянного поиска.

Вызовом может служить познавательная задача. На данной стадии происходит формирование мотива.

Один из возможных приемов – «от слова – к тексту».

 Я предлагаю вам почувствовать себя учениками на уроке литературы. Это урок – поиск, где, кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пытливый ум, пристальное внимание к слову и … вера в возможность свершения чуда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Трясоруковой Евгении Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №33» Трясоруковой Евгении Анатольевны.

В одном из своих интервью президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров отметил: «…педагогические технологии плюс творчество – это то, что нам надо». Эти слова могут служить девизом моей работы« Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования».

Я уверена, что создание положительной мотивационной среды для обучающихся приведет к повышению качества образования в целом.

Одно из направлений работы по формированию положительной мотивационной среды – это использование современных образовательных технологий. Одной из самых эффективных, по моему мнению, является технология развития критического мышления, когда усвоение знаний происходит на уроке в процессе постоянного поиска.

Вызовом может служить познавательная задача. На данной стадии происходит формирование мотива.

Один из возможных приемов – «от слова – к тексту».

 Я предлагаю вам почувствовать себя учениками на уроке литературы. Это урок – поиск, где, кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пытливый ум, пристальное внимание к слову и … вера в возможность свершения чуда.

И пусть урок так и называется «Тайна    поэтической лаборатории …»

Ещё Демокрит заметил, что знания начинаются с удивления.

И начну свой урок я с загадки .

Определение какого физического явления перед вами:

монокристалл льда – разновидность гексагонального кристалла, но выросшего быстро, в неравновесных условиях.

снежный или ледяной кристалл (обычно) в форме шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек.

звёздчатый многогранник, чаще всего в форме шестилучевых звёздочек или шестиугольных пластинок.

-это снежинка, ее научное представление.

        Перед вами части стихотворения  К.Д.Бальмонта «Снежинка».

попробуйте восстановить исходный текст , чтобы понять мысли и чувства автора.

Проверьте, насколько вам удалось понять авторский замысел.

Давайте представим себе, что мы сидим  дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки.

Под великолепную музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь. Святки» послушайте стихотворение  

СНЕЖИНКА
Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая!

Дорогой бурною
            Легко проносится,
Не в высь лазурную,
            На землю просится.

Лазурь чудесную
            Она покинула,
Себя в безвестную
            Страну низринула.

В лучах блистающих
            Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
            Сохранно-белая.

Под ветром веющим
            Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
           Светло качается.

Его качелями
           Она утешена,
С его метелями
          Крутится бешено.

Но вот кончается
            Дорога дальняя,
Земли касается,
            Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
            Снежинка смелая.
Какая чистая,
            Какая белая!

  • Экспресс-анализ стихотворения

- О чем стихотворение?

- Какие чувства возникли у вас при чтении стихотворения?

 Теперь у нас сложилось представление о снежинке как о ледяном кристалле  и  сформировался ее поэтический образ, они  созданы  при помощи разных средств.

Труднее всего создать поэтический образ, потому что поэзия – это чудо..  «Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов».

   Сегодня мы попытаемся найти “острия” таких слов, чтобы приподнять “покрывало” поэтической тайны.

-  Мы откроем тайну эпитета,  разгадаем его секреты.

- Секрет первый.

Какие средства для создания образа снежинки  использует Бальмонт?

- слова

  • Коллективная работа

Слайд   (слова выводятся по щелчку)

  • Светло-пушистая, чистая, смелая, умелая, сохранно-белая.

-    А какой частью речи являются записанные вами слова? Каким членом предложения?

- Вот вы и раскрали  секрет первый: всякий эпитет – имя прилагательное, определение.

Так просто! – скажете вы. Но наше открытие тайны эпитета только начинается. Прилагательное – это подготовка эпитета, его репетиция.

- Давайте разгадаем секрет второй.  Любое ли прилагательное можно назвать эпитетом?

Проведем лингвистический эксперимент. (Учимся создавать эпитеты)

Перед вами  словосочетания:

Хрустальные туфельки

Сиреневый аромат

Золотое кольцо

Острые шипы

- Эти прилагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметное значение. Раскройте его.

- Хрустальные туфельки – из хрусталя, сиреневый аромат – аромат сирени и т. д.

- Можно превратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл. Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное).

Игра    «Я работаю волшебником»

Хрустальный звон

Сиреневый туман

Золотой луч

Острый порыв ветра

     Итак, мы открыли секрет второй: Не всякое прилагательное – эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

- Мысленно переносимся в парк, садимся на скамейку и…ловим снежинки.

- Вы когда-нибудь ловили снежинки? Какие ощущения вы испытывали?

- Да, снежинки – настоящее чудо зимы..

Задание: - Я предлагаю составить акростих  (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово). Слайд об акростихе

Итак,

Счастливая

Нежная

Ершистая

Живая

Искристая

Новая

Кружевная

Ажурная

- Таким образом, мы  наполнили слово смыслом, содержанием, присвоили его.

- Откроем третий секрет. Какую  роль играют эпитеты в стихотворении?

- Вот мы и открыли секрет третий: эпитет дает яркую, выразительную характеристику предмету.

- Итак, что называется эпитетом? сформулируйте определение, опираясь на свои открытия Эпитет – прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

  • Перечитаем стихотворение «Снежинка». Теперь вы можете сказать, какие из прилагательных являются эпитетами? (отрабатываем умение отличать эпитет от прилагательного, определять роль эпитетов).
  • Какую роль они играют в этом стихотворении?

(В процессе обсуждения еще раз подчеркиваем, что эпитеты не только помогают представить картину, но и дают яркую характеристику предмету, могут подчеркивать его характер, одушевлять предмет.)

Творческая мастерская.

- Работа над эпитетом – дело чрезвычайно сложное. Эпитет должен быть не только выразительным, но и передавать чувства автора, подчеркивать главную мысль.

- Я прошу вас, используя рабочий материал урока, написать синквейн :

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

 Снежинка

Смелая, сохранно-белая

Блестит, взметается, парит,

Путешествует в неизвестности.

Чудо!

  • Вырежьте  свою снежинку из бумаги.
  • Если вам понравилось наше занятие и вы научились находить эпитеты в тексте и создавать собственные, то украсьте нашу елочку.

Выбор слова «снежинка» и одноименного стихотворения Бальмонта условен. На каждом уроке, каков бы ни был учебный предмет, есть работа с новым словом: термином, новым понятием, словарным словом. Я познакомила вас лишь с некоторыми приемами работы со словами.

 - Попытаюсь объяснить смысл подобной работы.

Михаи́л Миха́йлович Бахти́н в «Эстетике словесного творчества» писал о том, что  «… всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей…, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым  намерением, оно уже проникается моей экспрессией».

Это высказывание побудило меня к рождению идеи проведения уроков, построенных «от слова к тексту».

Таким образом, работа со словом приводит

  1. К созданию собственного текста  творческой работы.

Результативность процесса осмысления и присваивания слова увеличивается при включении в урок произведений музыки .

2.Подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.

3. На первый взгляд кажется, что происходит коллективная работа, на самом деле -  скрытая индивидуализация.  

4. Происходит обогащение словарного запаса, формирование ключевых компетенций.

5. Использование информационно-компьютерных технологии также  повышает эффективность учебного процесса, создает положительную мотивацию учащихся.

Мне очень нравится высказывание Хемингуэя: «Литературное произведение – это айсберг». Лишь малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться увидеть. Поэтому работа с текстом художественного произведения  не заканчивается на уроке литературы.  

Мне очень хочется, чтобы каждый ребенок почувствовал себя мастером, большим, или, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.

Мастер – класс

Трясоруковой Евгении Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №33» Трясоруковой Евгении Анатольевны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический практикум «Лаборатория профессора Очумелкиной» (полезные мастер-классы и безопасные эксперименты на познание окружающего мира)

Интересные опыты доступны для проведения в любой аудитории. Требует небольшой подготовки и знаний процессов, остальное "дело техники". Главное подойти к проведению  мероприятия творчески.  М...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Мастер класс “Использование цифровых лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности”

Мастер класс “Использование цифровых лабораторий на уроках и  во внеурочной деятельности&rdquo...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....

Мастер-класс Тема: «Реализация экологического практикума с использованием цифровой лаборатории»

Мастер-классБогданова Сергея Станиславовича,учителя биологии ОГБОУ «Алексеевская СОШ»Белгородской областиТема: «Реализация экологического практикума с использованием цифровой лаборат...

Мастер класс «Измерение пульса с помощью фотоплетизмографии в рамках учебной лаборатории по нейротехнологии и использование цифрового микроскопа на уроках биологии»

Данная презентация опыта раскрывает ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста»  открывают новые возможности для учителя,  испо...

презентация Мастер класс «Измерение пульса с помощью фотоплетизмографии в рамках учебной лаборатории по нейротехнологии и использование цифрового микроскопа на уроках биологии»

Данная презентация опыта раскрывает ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста»  открывают новые возможности для учителя,  испо...