Урок литературы в 8 классе для категории детей с ОВЗ (ЗПР)
план-конспект урока (8 класс)

Акинина Елена Викторовна

Разработка  открытого урока по литературе 

«Региональный компонент на уроках литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Разработка

открытого урока по литературе

для участия в межшкольном районном семинаре

 «Региональный компонент на уроках литературы»

                                                                                                  Урок литературы в 8 классе

                                                    для категории детей с ОВЗ (ЗПР).

                              «У родного причала»

                                                                  Урок внеклассного чтения: региональный компонент

Автор:

 учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7                                            с.Старомарьевка

Грачёвского муниципального района Ставропольского края РФ                                                              Елена Викторовна

 Акинина

Место проведения: МКОУ СОШ №1 с. Грачёвка

Дата проведения:    15 апреля 2017 год

Технологическая карта урока литературы в 8 классе.

Предмет: литература                                                                                                                                                                                                                                              Класс: 8 класс                                                                                                                                                                                                                                                                             Тип урока: региональный компонент                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Тема

  Урок внеклассного чтения  по литературе «У родного причала…» (региональный компонент)

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи; 

  1. познакомить  учащихся с творчеством  поэтов родного села (Елагина Н. А., Ефименко Л. Т., Лобков И. ., Лепёхин А.  ., Троцко Н. П…); показать значение художественного мастерства поэтов, использование ими различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников;
  2. формирование навыка выразительного  чтения  вслух,  словесного  рисования;
  3. развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;
  4. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к истории своего села, патриотизм.
  • Коррекционно – образовательные цели: познакомить  учащихся с творчеством  поэтов родного села (Елагина Н. А., Ефименко Л. Т., Лобков И. ., Лепёхин А.  ., Троцко Н. П., Чвалун Г. Л.).
  • Коррекционно – развивающая цель: развитие мышления и речи, познавательной активности, развития общей моторики путём проведения физ. паузы.
  • Коррекционно – воспитательная:  воспитание интереса к учебной деятельности.

Задачи

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус.

Формируемые УУД

- Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Основные понятия

Стилистические повторы, тропы (метафора, эпитет, олицетворение).

Ресурсы

Доска, мультимедиа система, сборники произведений поэтов родного села, толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы и музыка Mascagni «Cavalleria  rusticana».

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа для детей с ЗПР

  1. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

1.Здравствуйте, ребята!

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу  улыбнитесь

1.Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

1.Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку под руководством учителя, психологически настраиваются на урок.

 Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

1.Включает презентацию.

Слайд №1

                                                                                                                    Сегодня у нас урок внеклассного чтения  «У родного причала…». Давайте пустимся с вами в увлекательное путешествие по поэтическим страницам односельчан!

2.!!!!(1 слайд) Картины природы и музыка Mascagni «Cavalleria  rusticana». Учитель читает в это время эпиграф и вступление к началу урока. Вступление

!!!!(2 слайд) Фото с птицами (звуки живой природы: пение птиц, трели соловья)

Слово учителя  

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательных поэтов нашего родного села, которые писали о природе, о родных краях, любимой реке – словом – о малой родине. У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где выросли, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого – то малая Родина – родное село, улица или палисадник у дома. Словом, малая Родина у каждого своя! Наше село славится талантливыми людьми, влюблёнными в поэзию, русское слово. О них, о поэтвх – земляках, и пойдёт наша беседа.

3. (3 слайд) Фото поэтов – односельчан.

Мир поэзии Ефименко Лидии Тимофеевны глубоко проникновенен, волнует все поколения читателей, просторен и светел, холодноват и чуть призрачен. Ребята, дома вы готовили сообщения о поэтах – земляках. Что вы можете рассказать о Лидии Тимофеевне?  

Слово учителя

 Необычен  и  подчас  неожидан  мир,  созданный  самобытным поэтом.  Тот  самый  мир, где  мы  живем,  но далеко  не  всегда  так пристально  вглядываемся  в  него,  мир,  о  котором  не  всегда задумываемся. Окунёмся в атмосферу лирики Лидии Тимофеевны и ощутим всю её прелесть!

Как свободно и вольно дышится в атмосфере лирики Ефименко Л. Т. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Всё мелкое, суетное отступает, и остаются один на один человек и мир.

Удивителен мир, нарисованный поэтом! Читатели  подметили очевидный  факт,  что  стихи Лидии Тимофеевны  «естественно,  незаметно  вдруг переходят  в  песню,  вернее  не  в  песню,  а  в песенную  стихию».

!!!!(4 слайд – клип с песней «Старомарьевка»)

 

4.Совершенно другой образ малой Родины предстаёт в лирике нашей землячки Елагиной Натальи Александровны.

     

В  стихах  Натальи Александровны Елагиной чувствуется «новая  поэтическая  стихия,  выражающая   духовные   искания   современного человека».  «Сколько обнаружилось  музыки,  веры,  надежды  и  света!». Поэтесса  до сих пор потрясает  «глубинным  ощущением  причастности  к  судьбе  нашей  Родины,  мощью  и искренностью  чувства».

  1. Историю нашего села с самых истоков мы можем увидеть в творчестве нашего поэта – земляка Лобкова Ивана Алексеевича.

2.Работают с презентацией.

2.Записывают   тему урока в тетрадях. Ученики пытаются вспомнить все,  что знают о поэтах - односельчанах.Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение.

Отвечают на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

3.Записывают в  тетради свое мнение (5 мин)

4. Внимательно слушают, дополняют и оценивают работу.

Сообщение ученика

 Ефименко Лидия Тимофеевна родилась в 1942 году, в одном из живописнейших сёл Ставрополья, в Бешпагире. С 1968 года учительствовала в селе Старомарьевка, вплоть до ухода на пенсию. Лидия Тимофеевна является автором сборников стихов: «Живая россыпь», «Зов истоков»,  «Увиденное сердцем».

Сообщение ученика

Елагина Наталья Александровна родилась 22 июля 1960 году в селе Старомарьевка. Окончила в 1983 году Ставропольский пединститут, физико – математический факультет. С этого же 1983 года и по настоящее время работает учителем математики в МОУ СОШ №10 г. Ессентуки. Является Отличником прсвещения РСФСР, ветеран труда. Начала заниматься творчеством с 2002 года.

 Учащиеся читают наизусть стихотворение Н. Елагиной «Старомарьевка – село моё родное»)

(Учащиеся читают подготовленное наизусть стихотворение  «Русь страдальная»).

Сообщение ученика

    Иван Алексеевич Лобков родился в 1930 году в нашей родной Старомарьевке. Семья была бедная, родители работали в колхозе. Мирную жизнь семьи нарушила война. Отец погиб на полях сражения. Мама растила сыновей одна. После войны Иван Алексеевич закончил агрономический техникум. Оставшуюся жизнь работал научным сотрудником на селекционной станции в родном селе, вывел новый сорт кукурузы. Много читал. Увлекался шахматами – часто занимал призовые места на турнирах шахматистов. Стихи начал писать рано. Печатался в районной газете.

(Учащиеся читают подготовленное наизусть стихотворение  «Речка тихоструйная – Чла» И. А. Лобкова)

2.Работают с презентацией.

2. Записывают   тему урока в тетрадях, под контроллем учителя. Ученики вспомнают все,  что знают о поэтах - односельчанах.

Отвечают на вопросы.

 ( с помощью учителя).

3. Записывают в  тетради «верно» или «неверно», устно обосновывают свой ответ.

(учащийся читает стихотворение «Тихая Родина» Л. Т. Ефименко)

(Учащийся читает стихотворение Л. Т. Ефименко «Первый снег»)

Личностные УУД: жизненное,

 личностное самоопределение, ценностно-смысловая

ориентация;

нравственно-этическое оценивание, толерантность

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами., инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

 

Познавательные УУД:

постановка,  формулирование и решение проектной задачи, поиск и выделение необходимой информации.

 

Регулятивные УУД:

Организованность во времени, самооценка,

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  1. Актуализация   знаний.

    Цель этапа: актуализация и углубление изученного, актуализация  мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

6.    Слово учителя

 Творчество поэтов нашего села вошло в  нашу  жизнь,  обогатило   наше  воображение удивительными  образами,  еще  и  еще  раз  заставило присмотреться  к изначальному  —  к  малой  родине,  которая  есть  у  каждого.

!!Посмотрите на заголовки стихотворений, которые лежат перед вами, и ответьте, можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в стихотворении? 

       !!О чем идёт речь в творчестве поэтов нашего села?

!!Что  вы  представляете,  когда  слышите слово “родина”? 

!!Назовите слова-синонимы к слову “родина”. 

           !!Да,  родина малая  у  каждого  своя: «родной причал».  

А какая она для  поэтов нашей Старомарьевки ? 

!!!! Ученики читают, работают над стихотворенимия односельчан, которые находятся у них на партах

!!Понравились вам стихотворения, с которыми мы познакомились на уроке?

!!Какое настроение вызвали они у вас?

        

А теперь давайте более подробно рассмотрим стихотворение Ефименко Л. Т.  «Старо – Старо – Старомарьевка»

  1. !!!!(5слайд – текст стихотворения

!!Каким настроением проникнуто  это стихотворение.

 

!! Как  надо  прочитать  этот стих?

.     !!Какие  слова  повторяются?  Прочитайте.

!!Какой литературный приём использует автор?

!!Для чего автор использует повторы?

!!Какие  чувства автор пытается передать читателю?

!!Какие эпитеты использует автор?

!!Найдите олицетворение?

!! Назовите метафоры?

!!Благодаря художественно – выразительным средствам поэтесса создала великолепный образ нашей Старомарьевки. А с чем или кем этот образ ассоциируется? 

7.  Слово учителя 

Да, чудесную  песнь  любви  русской  души  к малой родине воспели  наши земляки,  но  не  повторили,  а  извлекли  небывалые   звуки  и чувства.  Первое  впечатление   —   удивительно  простое  и  ясное,  понятное всякому,  кто  хранит  в  душе  тепло  детских  воспоминаний .  Иногда невозможно  читать  эти  строки  громко:  кажется, помешаешь,  вспугнешь  человека,  оглядывающего  родное  село,  с нежностью  и  печалью  признающего:  

"Село моё, родное, ночью снится,

Я от него живу вдали.

Сюда мечтаю снова возвратиться,

 Как прилетают на гнездовье журавли".

Проводя  долгие  часы  наедине  с  малой родиной,  наши поэты  становились  как  бы частью ее,  растворяясь  в  таинственных  шорохах  ее  жизни,  раскрывая  ее секреты.      

  • В чем мудрость, главная мысль стихотворений наших односельчан - поэтов? 

То, что оставили  нам наши поэты - творцы,  со  всей  очевидностью  позволяет  утверждать:  не забвению,  а  будущему  принадлежит  поэзия Натальи Елагиной, Лидии Тимофеевны Ефименко, Лобкова И . А., Троцко Нины Петровны, Чвалун Галины Леонидовны, Лепёхина Анатолия Николаевича  чем   и   объясняется значительный интерес читателей к  их личностям.

8. Предлагает сравнить их по лексическому значению

Слайд №7

(Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)

("жавороночья высь",  "сиреневый чабрец", "полоса хлебородной земли", "седые холмы", "благодать земная"...)

!!!! Ученики читают работают со стихотворениями односельчан, которые находятся у них на партах

Знакомясь с творчеством наших земляков, мы видим, что каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание  слова  “родина”.

Ученик выразительно читает наизусть стихотворение Л. Т. Ефименко «Старо –Сстаро –Старомарьевка»

С паузами,  не спеша

Повтор

Чтобы показать неспешность, размеренность сельской  жизни, а  также  доверительность и  проникновенность  своего  внутреннего  состояния.

Учащиеся выбирают из предложенного стихотворения эпитеты и зачитывают их.

Учащиеся выбирают из предложенного стихотворения олицетворения и зачитывают их.

Учащиеся выбирают из предложенного стихотворения метафоры и зачитывают их.

С образом женщины

Надо знать и помнить историю своей малой родины, любить и беречь родные места, любить людей, с которыми общаешься, и ценить это общение

 

Анализируют текст

 

 

 

Да.

О Родине.

Ответы детей.

("жавороночья высь",  "сиреневый чабрец", "полоса хлебородной земли", "седые холмы", "благодать земная"...)

!!!! Ученики читают, работают над стихотворениямя односельчан, которые находятся у них на партах

Восторгом,  любовью,  восхищением

Учащиеся зачитывают повторяющиеся в стихотворениях слова.

Чувства любви к своей малой родине

.

Регулятивные УУД: ориентирование

 в ситуации,    прогнозирование, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Познавательные УУД: выбор критериев

 для сравнения, критическое оценивание,

построение речевого высказывания, остановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог,

 участвовать в коллективном обсуждении

проблемы, владение монологической и

 диалогической формами речи.

  1. Физминутка

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 

«Если слышите имя прилагательное –  тянете руки вверх, слышите имя существительное –  встаёте на носочки, глагол –  приседаете:

Лес  точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Выполняют упражнение увлечённо и внимательно.

Выполняют упражнение увлечённо и  очень внимательно.

  1. Самостоятель

ная работа с взаимопроверкой.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

9. Организует самостоятельную деятельность учащихся по карточкам  с взаимопроверкой; выборочно проверяет несколько тетрадей, предлагает устранить недочеты индивидуально или в паре (с консультантами); организует индивидуальную работу.

7. Самостоятельное выполнение карточек; взаимопроверка, проверка по образцу под контролем учителя

7. Выполнение карточек  по образцу под контролем учителя.

Личностные УУД: самоопределение,

 сравнение, умение применять нужные знания

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и

отличий от эталона; коррекция; оценка, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору к преодолению препятствий, отличать верно выполненное задание от неверного.

Личностный результат УУД:

 способность к самооценке своих действий,

осуществлять самоконтроль

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа в группах. (разноуравневые задания).

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция), научить использовать уже имеющиеся знания в других условиях

10.Организует работу в группах по составлению таблицы.

Слайд №8

8.Работают в 4-х группах по заполнению таблицы. Пользуются сборниками стихотворений, литературоведческими и орфографическими словарями. По окончании на интерактивной доске заполняют таблицу, комментируя процесс

Выполняют работу в группах, руководствуясь правилами.

8.Работают  в группах по заполнению таблицы под руководством консультантов. Пользуются учебником, сборниками стихотворений. Устный ответ.

Выполняют работу в группах, руководствуясь правилами.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку,

 его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в

своей системе знаний; находить ответы

 на вопросы в тексте, преобразовывать

информацию из одной формы в другую:

составлять ответы на вопросы, подведение под понятие, выведение следствий.

 

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. 

Освоение способов совместной деятельности.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  1.   Рефлексия деятельности.

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

11. «А сейчас каждый оценит себя сам, всё ли у вас получилось, довольны  ли вы своей работой?

Урок был …

 На уроке чувствовал себя….

 Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

9. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки. 

9.Оценивают свою работу

Личностный результат УУД:

 способность к самооценке

 

  1. Домашнее задание

12.Предлагает дифференцированное задание:

1.Творческая часть: нарисовать иллюстрацию к любому из стихотворений наших поэтов - односельчан.

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения поэтов – односельчан (по выбору).

10.Выбирают и  записывают домашнее задание.

10.Записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

 формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

                                                                                                            15 апреля 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Категория героического в литературе о гражданской войне"

В презентацию  включены  иллюстрации, которые оживят урок, приведены вопросы, которые побуждают услышать "перекличку времен" и целенаправленно ведут к мысли, что "в жизни всегда есть место п...

урок по развитию речи для детей категории "Особый ребенок" "Лесные жители"

цель: коррекция мышления на основе упражнений классификации, отгадывания загадокзадачи: расширить знания о пернатых друзьях, прививать любовь к птицам, воспитывать доброту....

Вопросы соц.адаптации суворовцев УГСВУ, относящихся к категории детей-сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей.

статья в сборник материалов Всероссийской НПК "Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании"...

Образовательный проект "Урок литературы как средство приобщения детей-билингвов к русской культуре"

Создание системы работы учителя для организации успешного приобщения детей-мигрантов к особенностям русской культуры...