Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, обеспечивается их комплексная взаимосвязь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_k_l._pristavkin.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны"

 (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...") 

Цели урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; вникнуть в исторические события 40 г. и проследить судьбу братьев в тяжкие годы войны; рассмотреть роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности; совершенствовать умения и навыки учащихся при анализе эпизода художественного произведения; вызвать эмоциональный отклик у учащихся при анализе повести; развить речь учащихся.

Оборудование: доска с записями, портрет писателя, иллюстрации, тетради, текст.

Эпиграф:

Забыл я дом арбатский наш, тепло и тишину.
Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну.
Лютей и снежнее зимы не будет никогда.
Эвакуированы мы из детства навсегда.
                        
В. Павлинов (1932 – 1985 гг.)

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? Кто заинтересован в кровопролитии? Кого мы можем обвинить в этом преступлении?

А это люди! Такие же, как мы. Молодые, пожилые, красивые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.

Но ведь и страдают люди! Такие же, как мы. И среди них те, кто только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны. Один из них, маленький и несчастный, детдомовец Толя, у которого были отец и мать, была семья, но война забрала близких, оставив одиночество и безнадежность маленькому ребёнку. Он не был на поле боя, не был на оккупированной территории, он был в тылу, но то, что пережила эта маленькая душа, что осталось в сердце у этого человека, уже взрослым, он попытался рассказать нам в своей повести «Ночевала тучка золотая…»

Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель Анатолий Приставкин.

Сообщение о жизни и творчестве А. Приставкина (Материал готовит учащийся самостоятельно)

Например, данный материал был подготовлен учеником по вступлению к повести «Ночевала тучка золотая…» Москва. Современник 1988.

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской обл. В 1959 г. окончил Литературный институт им. Горького.

А. И. Приставкин начинал как поэт, в 1954 г. выступил со стихами. В 1959 г. опубликовал «Маленькие рассказы» - новеллы о суровом детстве, о спасенном в дни Великой Отечественной войны поколении.

А. Приставкин никогда не принадлежал к достаточно распространённой – особенно в 60-70-е годы – категории литераторов, стремившихся убаюкивать и без того впадающее в спячку общество. Нельзя преувеличивать его заслуги. Были на пути писателя и неудачи, и полуудачи, и поиски своей темы, своего мотива. Он нетерпеливо колесил по стране, многое умел подмечать. Был точен в деталях и достаточно достоверен в рассказе о человеческих судьбах. Писал очерки, документальные повести, пьесы. Одни их них обращали на себя внимание, другие проходили незамеченными. Он числился «средним писателем», т.е. профессионалом, добросовестным тружеником пера. Книги такого автора обычно вызывают умеренный интерес читающей публики, не рождают у неё особых надежд. Не ждут, что он изобретет порох, преодолеет тот уровень мастерства и миропонимания, которого достиг. Но иногда случается, что «средний писатель» вдруг предстаёт перед нами в новом качестве. Мы с волнением и благодарностью принимаем книгу, ознаменовавшую такой переход, и хотим понять, как, почему произошло чудо. Именно – чудо. Писатель не только открыл нам новый мир, поразил его непривычными красками, страстями и трагедиями. Он открыл в себе неведомые прежде ни ему, ни нам возможности.

А. Приставкин родом из детства военных лет, где легче было умереть, чем выжить, стать нелюдью легче, чем человеком.

Память же эта была безотрадно горькая. Но писатель не хотел изменить, не искал в ней утешения, не пытался темные стороны уравновесить светлыми. Иными словами, не делал  того, на чем настаивали критики, доказывая необходимость соблюдать пропорции, выверенное соотношение между плюсами и минусами. Считалось, будто именно таким образом достигается художественная правда высшей кондиции.

Рукописи, где в нарушение пропорций вещи назывались своими точными именами, были обречены на прозябание в ящиках письменного стола. Если же отдельные прорывались к читателям, авторы незамедлительно награждались зуботычинами. Приставкин испытал это на себе, когда ему удалось напечатать повесть «Солдат и мальчик». Повесть о встрече маленького детдомовца с красноармейцем, отставшим от своего эшелона. О трагедии людей, отторгаемых своим окружением. О вине малолетки, уже успевшего привыкнуть к воровству как норме голодной жизни. Об опасности, нависшей над неповинным в преступлении солдате. Об извечной борьбе добра и зла. Борьба в душе ребёнка, в детском сообществе, в людях, с которыми он постоянно общается.

Такова правда. В какой-то степени эта правда относится и к поколению, к которому принадлежит писатель. Оно рано увидело изнанку жизни, но поздно стало её осознавать. Лет через двадцать А. Приставкин начал понимать далёкое происшествие. Однако снова понадобились годы, прежде чем далёкое воспоминание, опять пропущенное через душу, осмысленное взрослым человеком приобретшем писательский опыт, вылилось в драматически напряженную и вместе с тем по-своему трогательную повесть о детдомовцах.

Анатолий Приставкин – не только известный писатель, но и общественный деятель. Он один из тех, кто входил в комиссию по помилованию при президенте России. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое и не всегда заметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!

 (Летом 2008 г. Анатолий Приставкин умер.)

Комментарий учителя

(Итак, мы познакомились с автором замечательной повести, вышедшей в свет в 1987 г. в журнале «Знамя», а написано это произведение было в 1981 г. к сорокалетию трагической даты – начало Великой Отечественной войны.

Сегодня мы с вами вникнем в исторические события 40-х годов и проследим судьбу братьев, главных героев повести, в тяжкие годы войны. Рассмотрим роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности. Я думаю, что события, описанные в этом произведении, не оставят вас равнодушными).

3. Беседа с классом по тексту повести

1) Каково ваше мнение, ваша оценка этого произведения?

(Некоторые ответы)

Повесть потрясла до глубины души. На месте Кузьмёнышей представил себя и своего брата и ужаснулся. Как страшна война! Страшна для взрослых, а особенно для неокрепших детских душ. Неужели кому-то приходит в голову начать войну. Я думаю, что это преступление и таких руководителей государств надо судить.

Я прочитала повесть и поняла, что такое счастье. Мирное небо, родители, братья и сёстры, которых я люблю – все рядом. Жутко представить Сашку и Кольку на кукурузном поле. Хочется сказать всему миру: «Опомнитесь, остановитесь, одумайтесь!» И ведь сегодня опять на территории России война, опять в заложниках этой войны дети.

2) Определите, о каком времени идёт речь в повести? Историческая основа произведения.

В годы великой Отечественной войны целый народ – чеченцы были изгнаны с территории родной земли. «Вся Россия была в движении, вся Россия куда-то ехала, и мы были внутри её потока, плоть от плоти – дети её…» Чтобы очистить Москву и Подмосковье от беспризорников, детдомовцев (их считали потенциальными преступниками), целые детские коллективы перевозят на Кавказ, где, по мечтам детей,  было тепло и сытно. Так и ехали: с Кавказа – в Сибирь, из Подмосковья – на Кавказ.

3) Расскажите о главных героях повести? Кто они, откуда? Что пришлось испытать им в годы войны? Почему дети стали сиротами?

Сашка и Колька – Кузьмёныши. Автор даёт им одну характеристику. Писатель рисует характер каждого из них через восприятие одного Кольки: «Сашка вон ест быстрей, у него терпежу мало. У меня побольше, зато он умный, мозговатый, а я деловитый.» Даже в конце повести на вопрос: «Кто он, Сашка или Колька?» - мальчишка говорит: «Я обои». Колька всегда был двигателем, а Сашка – мозгом, умом. Детей осиротила война. Но это не самое страшное, страшнее будет там, на Кавказе, где из двоих останется в живых один.

4) Какие чувства вызывают у вас страницы, связанные с голодом? Можно ли оправдать воровство и другие неприглядные поступки детей?

Комментарий учителя после ответов учащихся

(Итак, вот они, Сашка и Колька – одно целое. Иногда наивные и добрые, иногда ожесточенные и несчастные. Но всегда они вместе, и им легче, они могут найти поддержку друг в друге, и они сильны своей дружбой, любовью.)

(При ответах на вопросы учитель направляет учащихся на слова, данные на доске)

Словарная работа

Война.

  1. Вооруженная борьба между государствами.
  2. Борьба, враждебные отношения с кем-либо.

Судьба.

  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.
  2. Доля, участь.
  3. 3. История существования.

Эвакуация.

  1. Вывоз людей, учреждений, имущества из опасных местностей.
  2. Место, время пребывания эвакуированных.

(Обращение к эпиграфу.)

5) Как же случается, что Сашка и Колька расстаются? Что может разлучить их, таких неразлучных?

Давайте прочтем эпизод, чтобы понять всю жестокость и неотвратимость потери.

 

4. Чтение и анализ эпизода. (глава 26, окончание)

1. Место эпизода в повести.

(Данный эпизод показывает разрыв судьбы Кузьмёнышей. Это ситуация, когда умирает любовь и дружба братьев, когда уже Колька никогда не скажет: «Я обои». Это кульминация повести, которая делит произведение на две части: жизнь, тяжелая и разнообразная, и смерть, жестокая и страшная. Эпизод (граница) возвращает нас к суровой действительности.)

2. Выражение авторской позиции.

(Данным эпизодом автор выражает весь ужас и жестокость противостояния народа. Колька ещё не понимает всей неотвратимости происходящего, он делает все машинально, но испуг уже в его душе. События этого эпизода мы видим глазами автора, автор сам является как бы свидетелем всего происходящего и пытается передать состояние Кольки через средства художественной выразительности и синтаксические конструкции.)

- Основной композиционный тип.

- Средства художественной выразительности, синтаксические конструкции.(Эпитеты, градация, сравнение.)

- Изобразительный приём.

Динамика поведения героя. Автор с первых строк вводит в повесть настороженность, подготавливает читателя к тяжелым событиям.

ОА=ОР – авторское повествование. Рассказчик не назван. ОР отсутствует. Повествование ведется от третьего лица. Все сюжетные линии фокусируются в образе автора и им определяются.

Изображение даётся не только в строгом соответствии с взглядом персонажа, но и в движении (монтажное письмо – меняются кадры).  

Страх – движущая сила в повести.

3. Значение эпизода в произведении.

(Данный эпизод имеет важное значение для читателя. Мы понимаем, что настигло самое страшное для братьев. Описанный момент пробуждает в читателе жалость и горечь, ненависть к войне. Задумываешься о своей жизни, начинаешь по-другому смотреть на мир, заинтересовываешься дальнейшей судьбой героев. Эпизод расколол повесть на две части, распилил судьбу Кузьмёнышей («Я | обои»).)

Вопросы по главе 26 (задаются на протяжении анализа эпизода)

-Какие чувства охватывают вас при чтении эпизода? Что понимаете и чувствуете вы, читатели?

-С помощью чего достигается напряжение? (Простые, неосложнённые предложения, использование однородных членов, повторение имён, сравнительные обороты и др. Например,  закричал, заорал, завыл (градация))

-Можно ли определить авторскую позицию?

5. Обобщение материала. Итог урока

1. Кто вернул Кольку к жизни? И живой ли он? Почему Колька не испытывает ненависти к чеченцу Алхузуру? (Алхузур (чечен.) – просветление, восход.)

(Регина Петровна: «Не бывает плохих народов, бывают плохие люди…»)

2. Почему повесть называется «Ночевала тучка золотая…»?

(Обращение к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утёс».

«…Он стоит, задумался глубоко, 
И тихонько плачет он в пустыне.»

3. А есть ли сегодня войны? В чем спасение от них?

(Спасение есть. Оно в детях, которые всегда неизменно добрее и дружнее независимо от национальности, в их стремлении обрести опору в живом существе, не важно, брат ли он тебе по крови или по духу, по судьбе. Если от Кольки и Алхузура будет зависеть мир на земле, они сделают всё для этого.)

4. Кому вы посоветуете прочитать это произведение?

6. Домашнее задание

Сочинение-миниатюра.

«Ах, война, что ж ты сделала подлая…» (Б. Окуджава)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итегрированный урок литературы и истории "Бологое в годы Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе  поэтического творчества Матусовского "Горит Бологое" и  краеведческого материала. В результате выполнен проект "Письмо ветерану"....

Урок литературы в 5 классе Проектная деятельность «Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

Тема урока:   «Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»Тезисы к урокуПроектная деятельность. Одна из самых интересных форм урока, требует огромной подготовки, ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Урок литературы на тему "Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.

Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной ...

Материал для внеклассного мероприятия, посвященного 75- летию Победы. Тема « Дети в годы войны».

Классный час "Дети в годы Великой войны" рассказывает п подвиге детей-подростков в годы войны....

Урок внеклассного чтения "Трагедия детей в годы ВОВ" по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая..."(7класс)

Данный материал представляет методическую разработку урока внеклассного чтения "Трагедия детей в годы ВОВ"  по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" в рамках  о...