Материал для внеклассного мероприятия, посвященного 75- летию Победы. Тема « Дети в годы войны».
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Классный час "Дети в годы Великой войны" рассказывает п подвиге детей-подростков в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_v_gody_voyny.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Материал для внеклассного мероприятия, посвященного 65- летию  Победы.

Тема « Дети в годы войны».

Ведущий: 2010 год- это особый год в истории нашей страны и других народов. Это год

65- летия Великой победы над Фашистской Германией.

Что мы заем о войне, те, родившиеся после войны? Что знаете о войне вы, дети 21 века?

Чтец:  Солнечным ранним утром в июне,

              В час, когда пробуждалась страна, Прозвучало впервые для юных

                Это страшное слово « война»

Чтец: Война - жёстче нету слова,              

Война - печальней нету слова, Война - святее нету слова.

 В тоске и славе этих лет,

 И на устах у нас иного

 Ещё не может быть и нет.

В: Война - это горе, война - это смерть, война - это разруха, война - это пытки, война -это слезы, война - это поруганное детство. Война отняла у детей всё: родных и близких, дом и само детство.

Сегодня мы поговорим с вами о детях войны, о том какие трудности и испытания уготовила им судьба на 1418 дней и ночей. Сегодня речь пойдёт о наших ровесниках, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны и не вернулся.

                 Чтец:   Четыре года было мне

В тот страшный день и час,

Когда в июньской тишине

Он шёл убить всех нас.

Он шёл тогда, сжигая города,

Осатаневший зверь.

И трудно виделось тогда

Далёкое теперь.        

Года немыслимых атак

Ещё пройти суметь!

Так далеко стоял рейхстаг...

И очень близко смерть.

В: Дети наравне с взрослыми взвалили на плечи все тяготы  войны. Они погибали не

только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и сёлах, в блокадном

Ленинграде.

Что чувствовали и переживали дети это страшное время, что поняли, что увидели дети

войны? Многое, но чаще смерь. Об этом расскажут их голоса, дошедшие к нам из

истории.

( на сцену выходят дети:)

-Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: « Сына уведите, сына уведите, чтоб не видел»

Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: « Ира, мне надо тебе

рассказать...» « Мама я не хочу...- мне казалось, что если она мне скажет то , что хочет,

она умрёт»

-« Не прячьте мою мамку в ямку, она проснется, и мы пойдём домой..»

-« Отца вытолкнули на улицу, а я бежала по снегу босиком и кричала: « Папочка, папочка.

А бабушка причитала дома; где же Бог, куда он прячется? Бабушка не смогла перенести

такое горе, плакала всё тише и тише и через 2 недели умерла на печке, а рядом спала я и

обнимала её, мёртвую. В доме больше никого не осталось».

Ведущий: Записи из дневника ленинградской девочки Тани Савичевой.

Чтец: « Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942г. Мама умерла- 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Ведущий: Это написано 11- летней школьницей, которая не намного пережила своих родственников. Таню Савичеву тоже убили фашисты. Не пулей, не снарядом, а голодом. Ей было всего 11 лет. Девочка: Я к ним подойду, одеялом укрою,

О чём - то скажу, но они не услышат.

Спрошу - не ответят. А в комнате - трое.

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю - не встанут, я всё понимаю.

Зачем же я хлеб на три части ломаю...

Ведущий: Оставшиеся в живых с ужасом вспоминают блокаду. Л.Т. Шепелева, профессор, доктор исторических наук: « Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада Ленинграда была мне предназначена судьбой. Зимой 1941-1942гг. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30см. В ту пору на окнах была обязательно светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребёнка, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк -120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства.

Чтец: Да, мы не скроем: в эти дни

           Мы ели землю, клей, ремни;

         Но, съев похлёбку из ремней,

     Вставал к столу упрямый мастер, Чтобы точить орудий части, Необходимые войне. Но он точил, пока рука Могла производить движенья. И если падал - у станка, Как падает солдат в сраженье. Блокадный хлеб. Блокадная вода. Блокадный путь под вьюгой ледяною. Какой бессмертье куплено ценою -Мой город не забудет никогда.

Ведущий:    Вскоре после освобождения белорусского города Лодно в  1944году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький

жёлтый конверт, прошитый нитками. В этом конверте оказалось письмо девочки Кати

Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Чтец: « Дорогой мой папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо,

меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это

завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Маму расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плёткой по лицу, после допроса офицер выстрелил ей в рот...

Папенька мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь- у меня отбили лёгкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! А теперь, папа, когда взгляну на себя в зеркало- платье рваное, в лоскутах, номер на мне как на преступнице, сама худая, как скелет, - солёные слёзы текут из глаз. Папа, я рабыня немецкого барона. Работаю у немца Шарляна прачкой, стираю бельё, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте вместе со свиньями. Так приказал барон. « Русс была и будет свинья», сказал он.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плёткой по голове и спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины.    Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасёт меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, иду умирать

Ведущий: Доведённая до отчаяния, Катя в день своего 15- летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала прощальное письмо отцу. На конверте стоял адрес. На другой стороне конверта карандашом написаны слова: « Дорогие дяденьки и тётеньки, кто найдёт это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик! Мой труп уже будет висеть на верёвке» Письмо было опубликовано в газете « Комсомольская, правда» 27 мая 1944 года.

Ведущий: Но самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей гетто.

Обители смерти молчат о смерти.

Только крик

Парит и кружит под крышею бока,

Бьётся о твёрдые кулаки стен:

Жить!

Тяга к жизни - сорняк живущий-

Даёт нам силу

Сломить бессилие.

Ведущий: Из воспоминаний рабочей города Таллинна.

Чтец: « В сентябре 1941 г. немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь « Красное село», где дедушку расстреляли, а

меня, 12-летнюю отправили в лагерь « Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь « Клоога»ч Выжила чудом.

Ведущий:     Документы свидетельствуют: сотни тысяч детей в возрасте от грудного

ребёнка до 16 лет истребили фашисты в лагерях. В лагере прибывших отправляли в

газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжёлых работах. В Саласпилсе

детям впрыскивали жидкость, от которой они истекали поносом. Давали отравленную

кашу, и от этого в день умирало по 150 человек, проводили различные опыты и

эксперименты.

(« Идеология фашизма», кадр14. « Фашистский порядок», кадры 36,38,40.)

Дети часто погибали как заложники. В белорусской деревне Хатынь 22 марта 1942 года

было сожжено заживо и расстреляно 149 человек, в том числе 75 детей.

Ведущий:      Дети стойко переносили тяготы войны. Они не только были сломлены новым фашистским порядком, но и сами поднимались на борьбу вместе с взрослыми, совершали бессмертные трудовые и боевые подвиги. Во время войны дети заменили своих отцов, старших братьев за станком, у штурвала комбайна. Из воспоминаний токаря завода « Красный пролетарий» .

Чтец: Пришла я на завод в июне 1942 года со школьной скамьи. Мне было 15 лет.В бригаде нас было 10 человек: самому старшему не было 18, самому младшему 12-13 лет. Мы не уходили с завода, пока не выполняли все задания. Работали по 11-12 часов, без выходных, как следует не поев, не досыпая».

Чтец:        Я вам хочу рассказать про Смирнова,

Который вставал в половине шестого, Который с трудом подавляя зевоту

Садился в трамвай и спешил на работу. Где 8 и 10 часов если надо,

Работал как мастер шестого разряда. В большой не по росту казённой тужурке, В огромной ушанке из кроличьей шкурки,

В таких сапожищах, что я испугался, Стоял человек и мне улыбался.

-Как звать?- я спросил.
- По работе кто знает,-
        ^

Ответил малыш,-Кузьмичом называют.

Чтец: Горнили к бою трубы полковые,

Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели

Не отступать, а побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага,

В 12 лет по- взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага-

Сыны полков своей страны.

Ведущий: Юлия Друнина... « Впечатлительная московская девочка начиталась книг о героических подвигах и сбежала от мамы на фронт. В первом же бою нас поразило её спокойное презрение к смерти. У девушки было какое-то полное отсутствие страха, полное равнодушие к опасности... Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Перевязывала окровавленных, искалеченных людей, видела трупы, мёрзла, голодала, по неделе не раздевалась, но оставалась романтиком», - писала о ней командир санитарного взвода.

        Девушка: Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.  

Дальние разрывы слушал и не слушал,                              

Ко всему привыкший сорок первый год.

 Чтец:    До совершеннолетия Юлии не хватило ещё 2 лет.

Ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоены звания Героя Советского Союза.

Время, одновременно героическое и трагическое, чеканило характер вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие.

Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.

Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал её пулемёт.

Наводчик орудия Андрей Корзун во время ожесточённого боя своим телом погасил пламя, предотвратив взрыв ящиков с боеприпасами. Он удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

« Это счастье - умереть за свой народ»! - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская. Удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.

23 февраля 1943г.гвардии рядовой Александр Матросов в решающую минуту боя, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой и тем самым обеспечил успех наступающего подразделения. Гвардии рядовому Александру Матросову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Ведущий:

Активными участниками борьбы с немецко-фашистскими захватчиками были и молодые жители Брянского края, комсомольцы, молодёжь, пионеры и школьники. Они в грозный для Родины час встали плечом к плечу со своими отцами, старшими братьями и сестрами, сражались с немецко- фашистскими захватчиками в партизанских отрядах, п подпольных группах, работали на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, своим трудом и ратными подвигами приближали день Победы.

- Чтец: 13-тилетний Володя Казначеев из посёлка Красный Дворец Клетнянского района был связным в партизанском отряде, затем минёром- подрывником, участвовал в организации крушений более 10 вражеских эшелонов, награждён « Орденом Ленина», « Партизан Великой отечественной войны» -1 степени.

Братья Медведевы из д. Соловьёвка, Климовского района . Им было 12и 15 лет-юные партизаны, добывали нужные сведения.

Многие брянские ребята были сыновьями полков, например, Вася Сехин из с. Лопатни, Клинцовского района. И многие другие.

Родина высоко оценила боевые заслуги юных защитников Отчизны.

Мы, молодое поколение, не должны забывать их.

Чтец: Как хорошо влюбляться и смеяться!

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвященное к 65-и летию ВОВ "У войны не детское лицо"

Внеклассное мероприятие в форме историко-литературной  композиции было подготовлено к юбилейной дате – 65-летию со дня начала Великой Отечественной войны.Цели мероприятия определяются значимостью...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. «Поклонимся великим тем годам….»

Цель:  Формирование  гражданско – патриотических качеств, гордости и уважения к истории своей страны. Задачи: Воспитание любви и уважения к малой Родине, воинам запаса, ветеранам ВОВ, т...

Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы - «Дети войны»

Тебе сейчас 15 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие с...

Сценарий открытого мероприятия, посвященное ВОВ на тему "Дети войны"

Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им?   Победа досталась великой ценой Сове...

Внеклассное мероприятие,посвященное 75 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.Задачи:Развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.Воспитание уважения к людям старшего поколения.Фор...

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»...