Урок в 5 классе по родному русскому языку по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока по родному русскому языку в 5 классе по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока962.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевой этикет: нормы и традиции урок родного русского языка в 5 классе разработала Сыражова Л. Ф, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Тема: «Речевой этикет: нормы и традиции» (блок «Культура речи») Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразо - ват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — 176 с. : ил. — ISBN 978-5-09-072150-9.

Слайд 3

Цели урока Личностные : воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры. Метапредметные : анализировать и классифицировать языковой материал; переводить информацию из одной знаковой системы в другую, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения; осуществлять самоконтроль, коррекцию. Предметные : различать понятия «речевой этикет» и «вежливость», знать особенности русского разговорного этикета, использовать обращения, уместные в той или иной речевой ситуации..

Слайд 4

Ключевые понятия, термины урока Речевой этикет, вежливость, обращение.

Слайд 5

Инструментарий учителя Учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват . организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2019: § 15, упр. 144, 145, 146, 147, 148 , 149, 150. Учебный диалог, работа в группах.

Слайд 6

Ценностно-эмоциональный этап Поделить класс на группы, каждой группе дать картинку, которую нужно «оживить». Сформулировать тему урока.

Слайд 7

Ценностно-познавательный этап 144. 1) Прочитайте. О чём говорится в тексте? Как его можно озаглавить? То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем... Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных формул учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились. (Н. Формановская ) 2) Продолжите синонимический ряд слов. Вежливый, учтивый, почтительный, предупредительный… 3) Используя информацию текста, письменно ответьте на вопрос: «Что такое речевой этикет?»

Слайд 8

Ценностно-познавательный этап Лингвистические заметки Со временем приветствия, конечно, меняются. Ещё в XVIII ве - ке формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю здравия!» мог про- износить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Лишь позже они закрепились в военной среде. Когда-то «Здрав- ствуй !» говорили не только при свидании с другим, но и если кто- нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!». Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси , Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» — это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребля - ем. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», ко- торые широко используются в современной русской речи наряду со «Здравствуйте!». Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческо - го общения. (И. Гольдин)

Слайд 9

Ценностно-познавательный этап Диалог культур Формулы приветствия при встрече у разных народов очень интересны. По этим формулам мы можем узнать о ценностях, ко- торые существуют у того или иного народа, о том, что заботит че - ловека прежде всего и чего он, как друг и учтивый собеседник, желает другому: — у русских — «Здравствуйте!» — пожелание здоровья; — у американцев — «Как дела?» — главное — деловые отно - шения ; — у китайцев — «Ел ли ты сегодня?», «Вы сыты?»; — у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезо - на — осенью спрашивают: «Жирный ли скот?», весной: «Благо- получно ли встречаете весну?», зимой: «Как зимуете?», а са - мым общим приветствием является выражение, отразившее коче - вой образ жизни: «Как кочуете?»

Слайд 10

Ценностно-познавательный этап Лингвистические заметки Для русского общения обращение по имени-отчеству, на «вы» — это традиционный способ обращения к взрослым. Так об- ращаются к малознакомым, к старшему по возрасту, к взрослому. Школьники обращаются по имени-отчеству к своим учителям, преподавателям. «Мальчики! Девочки! Ребята!» — обращение к школьникам, характерное для дружески-неофициального общения; использует- ся учителем по отношению к учащимся. Обращение по фамилии в русском речевом этикете носит официальный нейтрально-вежли - вый характер. (И. Стернин )

Слайд 11

Ценностно-познавательный этап 145. 1) Давайте представим, что вы пригласили на день рождения своих одноклассников. С какими словами вы обратитесь к ним при встрече? 2) Как вы познакомите одноклассников с родителями? Подходят ли для вас в этой ситуации указанные ниже этикетные формы речи? Какие варианты вы бы использовали? Объясните свой выбор. 1. Здравствуйте‚ ребята. Проходите, пожалуйста. 2. Я рад‚ что вы пришли ко мне на день рождения. Заходите скорей. 3. Привет честной компании. Жду вас. Проходите скорей. 4. Мама‚ мои друзья пришли. Вот это Олег‚ Витя‚ Ира‚ Галя. Ребята‚ а это моя мама. Её зовут Анна Павловна. Проходите к столу. 5. Мама, это Серёжа, мы сидим за одной партой. Входи, Серёжа. 6. Ура! Мои друзья пришли. Входите в комнату. Мам‚ это мои друзья и одноклассники. 7. Привет. Заходите. Мам‚ ты знаешь всех моих друзей. Мы к столу. Это упражнение можно выполнить в группах, на которые были поделены ученики в начале урока (в целях экономии времени)

Слайд 12

Ценностно-познавательный этап Говорите правильно В русском общении существуют многочисленные просторечные и не- принуждённые обращения, широко распространённые в малокультурной среде, среди малообразованных лю - дей . Такие обращения к незнакомым и знакомым людям, как «Эй! Эй ты! Алё! Красавица! Мамаша! Па- паша! Эй, мать! Эй, отец! Земляк! Мужик! Парень! Малый! Слышь, ты!» и другие, находятся за преде - лами речевого этикета, употребле - ния их в речи следует избегать.

Слайд 13

Ценностно-познавательный этап Лингвистические заметки Заглянем в словарь. «Этикет (французское etiquette — яр- лык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окру- жающими , формы обращения и приветствий, поведение в обще- ственных местах, манеры и одежда)». Как видим, в этом опреде - лении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает вну - треннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными. (Н. Формановская )

Слайд 14

Ценностно-познавательный этап 148. 1) Прочитайте текст. О чём он? Вежливость — это проявление уважения. Вежливость — это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление — речевой этикет — неотъемлемый элемент вежливости. Ведь нередко случается и так, что люди дают оценку кому-то в зависимости от его умения использовать выражения речевого этикета, то есть быть вежливым. Вам, наверное, приходилось слышать что-нибудь вроде услышанного мной: Какая славная у вас девочка: всегда говорит «здравствуйте»; Наш сосед — хороший человек, всегда так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу; Какой неприятный человек: говорит всем «ты». (Н. Формановская ) 2) Как связана вежливость с речевым этикетом? Отвечая на вопрос, используйте материалы рубрики «Лингвистические заметки», приведите примеры проявления речевого этикета в вашей жизни. Задание под цифрой два можно выполнять в группах: результат работы всех учеников будет озвучен на уроке.

Слайд 15

Ценностно-рефлексивный этап 149. 1) Представьте‚ что вы рассказываете одноклассникам о поездке с другом на дачу. Обратитесь к слушающим. Помните‚ что ваш друг тоже слушает ваш рассказ. 2) Вы заходите в школьную библиотеку и просите помочь подо- брать для вас книгу для подготовки сообщения на уроке об истории приветствия, обращения в русском языке. Обратитесь к сотруднику библиотеки. Представьте и разыграйте по ролям воображаемый диалог. От каждой группы предполагается одно выступление (ситуация успеха даже для слабого ученика)

Слайд 16

Ценностно-рефлексивный этап 146. 1) Читали ли вы книгу «Детство» Льва Николаевича Толстого‚ впервые опубликованную в 1852 году под заглавием «История моего детства»? Если ещё не читали‚ советуем её прочесть. В этой повести мы видим мир глазами Николеньки Иртеньева — дворянина по происхождению. Прочитайте фрагмент книги. Как вы думаете‚ почему Наталья Савишна извинялась перед мальчиком? Объясните, в чём особенность употребления местоимений ты и вы в ХIX веке. Приведите примеры из текста. После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна , с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости. «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. — Наталья Савишна , просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»... Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать: — Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру ... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... 2) Запишите обращения, которые встретились вам в этом тексте.

Слайд 17

Домашнее задание Упр. 147 или 150 Составить рассказ по картинке (можно использовать картинки, аналогичные тем, которые использовались в начале урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Презентация к интегрированному уроку 6 класс (математика и русский язык)

Дополнение у конспекту урока с иплользованием ИКТ...

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Проверка знаний за 1 четверть 7 класс по родному русскому языку (тест)

Проверка и контроль знаний по родному русскому языку за 1 четверть 7 класс...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса по родному (русскому) языку

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса по родному (русскому) языку включает задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развёрнутым ответом по трём разделам курса: "Язык ...