Рабочая программа и КТП по чтению в 7 классе (УОД)
рабочая программа (7 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, на изучение  предмета чтение и развитие речи отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).  

По  учебному плану школы  в 7 классе   отведено  3 часа в неделю, (102 часа в год).

Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с., Чтение. 7 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образов. учреждений  VIII вида / авт.-сост. А.К.Аксёнова. – 8-е изд.– М.: «Просвещение», 2014. – 287 с. Т.И. Адонина. Уроки внеклассного чтение. 5-9 классы. М., Владос, 2014.

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов, практические упражнения творческого характера  

Программа адресована учащимся 7 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому  (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Такие уроки будут проводиться внутри  изучения каждого раздела, количество уроков –  19. Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • научить школьников правильно и осознанно читать вслух с соблюдением норм литературного произношения и «про себя» тексты;
  • работа над беглостью и выразительностью чтения ;
  • учить читать «про себя» с выполнением заданий;
  • учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
  • формирование внимания к авторскому слову;
  • формирование читательской самостоятельности школьников;
  • заучивание  наизусть стихотворений;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, биология, география, природоведение, окружающий мир, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии  по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения, сочинения, иллюстрации).

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, мировосприятия, пространственного восприятия.  Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы, к знаниям и умения учеников с тяжёлыми формами развития (Горбунова Д., Мягков Я.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.

 Обучающиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных  действующих лиц;
  • пересказывать содержание прочитанного.

Список литературы для внеклассного чтения

№ п/п

Автор

Название произведения

Русский народ

Русская народная сказка по выбору

Д. Григорович

Гуттаперчивый мальчик

Д.Дефо

Робинзон Крузо

В. Бианки

Приказ на снегу

Бешеный бельчонок

А. С. Макаренко.

Педагогическая поэма (отрывки)

В.Астафьев

Осенние грусти и радости

Советские поэты

Стихи о войне

А. Попов

Верный аист

Н.Кудрова

Мой лебедь

Л. А. Кассиль.

Ночная ромашка. Огнеопасный груз. Солнце светит

А.А. Сурков.

Стихотворения из цикла Победители.

В. П. Катаев.

Хуторок в степи

А. П. Гайдар.

Судьба барабанщика (отрывки из повести)

Л. И. Лагин.

Старик Хоттабыч

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Чтение».



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год

Чтение и развитие речи. 7 класс (VIII вид)

Раздел

ТЕМА УРОКА

Кол.час.

№ п/п

I

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

8

Вводное занятие

1

1

Сказки. Сивка-бурка (русская народная сказка)

1

2

Журавль и Цапля (русская народная сказка)

1

3

Умный мужик  (русская народная сказка)

1

4

Внеклассное чтение. Русская народная сказка

1

5

Былина. Три поездки Ильи Муромца.

1

6

Народные песни. По улице мостовой

1

7

Пословицы. Загадки.

1

8

II

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

35

Александр Сергеевич Пушкин. Биография.

1

9

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. (В сокращении)

1

10

Сказка о царе Салтане…

1

11

Сказка о царе Салтане…

1

12

Сказка о царе Салтане…

1

13

Зимний вечер

1

14

У Лукоморья (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

15

Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография.

1

16

Бородино.

1

17

Иван Андреевич Крылов. Биография.

1

18

Кукушка и Петух

1

19

Волк и Журавль

1

20

Слон и Моська

1

21

Николай Алексеевич Некрасов. Биография.

1

22

Несжатая полоса.

1

23

Генерал Топтыгин.

1

24

Внеклассное чтение. «С суровой долею он рано подружился» (по рассказу Д. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»)

1

25

Лев Николаевич Толстой. Биография.

1

26

Кавказский пленник (в сокращении). Часть 1.

1

27

Кавказский пленник (в сокращении). Часть 2.

1

28

Кавказский пленник (в сокращении). Часть 3.

1

29

Кавказский пленник (в сокращении). Часть 4.

1

30

Кавказский пленник (в сокращении). Часть 5.

1

31

Кавказский пленник (в сокращении). Часть 6.

1

32

Внеклассное чтение. «Кто хочет, тот добьется; кто ищет, тот всегда найдет» (по повести Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

1

33

Антон Павлович Чехов. Биография.

1

34

Хамелеон.

1

35

Внеклассное чтение. «Я воспеваю всё то, что зовется природой» (по рассказам В. Бианки «Приказ на снегу» и «Бешеный бельчонок»)

1

36

Владимир Галактионович Короленко. Биография.

1

37

Дети подземелья (в сокращении). Я и мой отец.

1

38

Дети подземелья (в сокращении). Я приобретаю новое знакомство

1

39

Дети подземелья (в сокращении). Знакомство продолжается.

1

40

Дети подземелья (в сокращении). Осенью.

1

41

Дети подземелья (в сокращении). Кукла.

1

42

Внеклассное чтение. «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет» (стихи советских поэтов о войне)

1

43

Внеклассное чтение. «Это русское раздолье, это родина моя» (по рассказу В. Астафьева «Осенние грусти и радости»)

1

44

III

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

59

Максим Горький. Биография.

1

45

Детство (отрывки из повести )

1

46

Детство (отрывки из повести)

1

47

Детство (отрывки из повести )

1

48

Детство (отрывки из повести )

1

49

В людях (отрывки из повести )

1

50

В людях (отрывки из повести )

1

51

Внеклассное чтение. А. Макаренко. Педагогическая поэма (отрывки).

1

52

Внеклассное чтение. А. Макаренко. Педагогическая поэма (отрывки).

1

53

Михаил Васильевич Исаковский. Биография.

1

54

Ветер.

1

55

Весна.

1

56

Константин Георгиевич Паустовский. Биография.

1

57

Последний чёрт. Часть 1

1

58

Последний чёрт. Часть 2

1

59

Внеклассное чтение. А.Попов «Верный аист». Н.Кудрова «Мой лебедь»

1

60

Внеклассное чтение. «Им досталась на долю тяжелая участь солдат» (по рассказу Л.Кассиля «Огнеопасный груз»)

1

61

Михаил Михайлович Зощенко. Биография.

1

62

Великие путешественники

1

63

Внеклассное чтение. Л. Кассиль. Ночная ромашка.

1

64

Внеклассное чтение. Л.Кассиль. Огнеопасный груз. Солнце светит.

1

65

Константин Михайлович Симонов. Биография.

1

66

Сын артиллериста (отрывки). Часть 1

1

67

Сын артиллериста (отрывки). Часть 2

1

68

Внеклассное чтение.  А. Сурков. Стихотворения из цикла победители.

1

69

Внеклассное чтение.  А. Сурков. Стихотворения из цикла победители.

1

70

 Валентин Петрович Катаев. Биография.

1

71

Флаг.

1

72

Внеклассное чтение. Хуторок в степи.

1

73

Внеклассное чтение. Хуторок в степи.

1

74

Николай Иванович Рыленков. Биография.

1

75

Деревья.

1

76

Весна без вещуньи-кукушки…

1

77

Всё в тающей дымке…

1

78

Юрий Иосифович Коваль. Биография.

1

79

Капитан Клюквин.

1

80

Картофельная собака. Часть 1.

1

81

Картофельная собака. Часть 2.

1

82

Картофельная собака. Часть 3.

1

83

Картофельная собака. Часть 4.

1

84

Внеклассное чтение. «…каждая его строка осталась как завет ребятам…» (по повести А. Гайдара «Судьба барабанщика»)

1

85

Внеклассное чтение. «…каждая его строка осталась как завет ребятам…» (по повести А. Гайдара «Судьба барабанщика»)

1

86

Юрий Яковлевич Яковлев. Биография.

1

87

Багульник. Часть 1.

1

88

Багульник. Часть 2.

1

89

Багульник. Часть 3.

1

90

Радий Петрович Погодин. Биография.

1

91

Время говорит – пора. Часть 1.

1

92

Время говорит – пора. Часть 2.

1

93

Время говорит – пора. Часть 3.

1

94

Внеклассное чтение. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

1

95

Внеклассное чтение. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

1

96

Анатолий Георгиевич Алексин. Биография.

1

97

Двадцатое девятое февраля. (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

1

98

Константин Яковлевич Ваншенкин. Биография.

1

99

Мальчишка

1

100

Снежки

1

101

Литература XX века. Повторение и закрепление.

1

102