КТП по предмету ОДНКНР в 6 классах
календарно-тематическое планирование (6 класс)
Программа предмета « Основы духовно – нравственной культуры народов России»
/ По Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в ОУ Республики Тыва/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr_6_klass.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа предмета « Основы духовно – нравственной культуры народов России»
/ По Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в ОУ Республики Тыва/
Пояснительная записка
Приоритетной задачей государственной политики в области образования определено духовно – нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Именно этот подход является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В связи с этим возникает необходимость осознания и понимания каждым субъектом учебно-воспитательного процесса ключевой роли образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в консолидации многонационального и мультикультурного российского общества, хранящего уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям – в целом к национальному богатству народов России.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в объеме 34 часов, исходя из часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
- овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили»культурный». духовно-богатый»,, понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относится к их культуре
Данная программа направлена на ценностно-нормативную основу формирования духовности и нравственности у школьников.
- создание эффективных социально- педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культур.
Метапредметные результаты
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии- одноклассниками, взрослыми
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеке
- развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам
Личностные результаты
- становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется на его принадлежностью к определенному этносу и религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим её, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре
Задачи программы:
1.Формирование мотивации, готовности и способности у обучающихся иметь духовно – нравственные ценности и следовать им в жизни.
2.Развитие нравственных мыслей ( чувств), нравственного сознания и нравственного поведения
3.Взаимодействие и сотрудничество с семьями обучающихся, с общественностью, другими субъектами социализации, опираясь на этнические, национальные ( общероссийские) и общечеловеческие ценности.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно –продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм непрерывного образования, самовоспитания и самосовершенствования ;
- понимание и способность ценить человеческую жизнь как части природы и обязывающие человека следовать ее законам, дорожить богатством, беречь и приумножать ее;
- понимание и способность личности осознавать себя как члена конкретной семьи и рода, народа, обязывающие быть их достойным сыном (дочерью), гражданином России и продолжателем лучших духовно-нравственных традиций, сотрудничества, взаимопонимания и толерантности – способности человека спокойно, терпимо и снисходительно относится к представителям разных народов, культурам, религиям, нравственном внимании – готовности понять и принять радость и горе человека и прийти на помощь.
В сфере государственно-общественных отношений должно обеспечивать:
- готовность и способность противостоять к негативным решениям, поступкам, нарушениям традиций;
- бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других;
- осознание себя сыном (дочерью) своей Родины, воспитание чувства благодарности и признания, бережного отношения к своей родной земле
- осознание себя высоконравственным, творческим и компетентным гражданином России.
Дальнейшая работа по осмыслению нравственного содержания обычаев своего и других народов требует усиление практического начала, в зависимости от конкретных условий и возможностей учреждения. Формы и методы проведения занятий разнообразны.
Основные принципы реализации целей и задач программы курса
Реализация целей и задач духовно – нравственного воспитания учащихся осуществляется на следующих принципах:
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип положительного примера;
- принцип этнокультурной коннотации;
- принцип цикличности.
Принцип воспитывающего обучения представляет собой обучение, в котором воспитательные задачи первичны и приоритетны. Систематическая работа на основе принципа положительного примера личностей-символов будет способствовать глубокому осознанию важности для семьи, рода, народа, человечества в целом значения личностей, ставших гордостью семьи, рода, а также символами этноса, эпохи, цивилизации. Необходимо обращать внимание на личности-символы, на национальные и общечеловеческие таланты высокой нравственности и духовности, на нравственный пример самого учителя, лучших семей, родителей.
Принцип этнокультурной коннотации(окраски)образования заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развития этнических констант центральной темы культуры этноса, как сквозных этнокультурных тем, присутствующих во всех компонентах образовательной системы. Важно естестственное движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару.
Принцип цикличности подразумевает ритмичность, этапность жизнедеятельности личности, где соблюдаются учет ее генетических, физиологических, возрастных особенностей, связанной с цикличностью жизни этноса, а также микро и макро изменениями общества.
Содержание элективного курса также призвано интегрировать историко-краеведческий, этико-философский и этнографический, экологический, искусствоведческий материал, оказывающие влияние на процесс формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов. Обучение в курсе предполагает проведение занятия один раз в неделю и рассчитано на один учебный год в 34 часов
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности.
Содержание программы выражается в следующих разделах базовых национальных ценностей:
Раздел 1. Человек (личность) и его духовность. Человек- высшая форма проявление материи, высшее творение природы, наделенная чувством, сознанием и поведением. Человек и его духовность. Нравственный идеал совершенного человека .Настоящий мужчина. Идеал женщины.Народная возрастная периодизация, согласно которой развивается, социализируется и формируется личность ребенка (М,Б. Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак, Г.Д.Сундуй, А.С.Шаалы и др.).
Раздел 2. Семья как ценность.
Задачей раздела является знакомство с ценностями , связанными с личной жизнью человека, воспитание культуры, воспитание культуры семейных отношений Это родные люди, дом, счастье, благополучие, родовая солидарность. Общечеловеческие нравственные качества как почитание старших, забота о младших, трудолюбие .Крепкие семейные, родовые и народные ценностные устои. Исследование своей родословной, составление родового дерева. Общественные идеалы: личность, семья, народ, родина, нация, Отечество, государство.
Раздел 3. Культура как ценность. Воспитание поликультурной личности.
В данном разделе необходимо разъяснить нравственного идеала в совершенствовании, становлении и самообразования человека. Конкретизируется в понятиях «ценность», «духовность», »религия», которые символизируют собой духовное совершенство каждой личности как части природы, рода, народа, государства и человеческого общества в целом. Приобщение к своей родной, общероссийской и мировой культурам. Диалогичность с другими национальными культурами и толерантность. Этнокультурная направленность воспитания. Культура своего народа и народа других национальностей, народов России, мира. Достопримечательности республики , района.
Раздел 4. Язык как ценность.
В воспитании личности родной язык выступает как важный компонент духовной культуры человека, фактор воспитания. Как особая форма любой культуры язык является тем духовным полем, на чьей территории хранятся, осуществляются, передаются и воспринимаются этнокультурные ценности, связанные с историей, религией, менталитетом народа. Материнский язык –основа основ развивающей личности. Осознание родного и русского языков как сокровищницы средств современной коммуникации.
Раздел 5. Природа как ценность
Ценностное отношение к природе соответствует пониманию сути человеческой жизни и чувства прекрасного, развитию духовности и нравственности. Взаимосвязь краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем. Формирование эстетической культуры. Искусство, природа и межчеловеческое отношение – эстетическое становление личности. Флора и фауна родных мест. Топонимика села. Уникальность природы родной земли. Явление природы.
Раздел 6.
Труд как ценность
Созидательный и творческий характер труда. Домашний и учебный труды. Постепенное развитие умения, навыка и знания трудиться и созидать во благо народа, Отечества. Труд – источник жизни. Трудовые праздники . Люди труда села, кожууна, республики. Трудовые традиции семьи. Профессии моего рода.
Раздел 7. Образование как ценность
Образование, являющееся частью культуры, исторически является одной из основных ценностей, получаемых путем целенаправленного процесса воспитания и обучения весах личности, семьи, общества и государства выступает необходимым условием воспроизводства культуры. Главная цель образования. Образование как организованный социальный институт.
Раздел 8
Патриотизм (родинопочитание) как ценность
Любовь к своей малой родине, к своему народу, к России, служение к Отечеству. Социально значимые патриотические ценности. Герои труда, войны. Культурное и историческое прошлое России, Тувы, Государственная символика. Жизнь замечательных людей России и Тувы.
Раздел 9.
Здоровье и жизнь человека как ценность.
Ответственность за свое здоровье, здоровье нации. Здоровый образ жизни. Создание здорового образа жизни в семье, школе и обществе.
Противостояние алкоголизму, табакокурению, наркомании, правонарушениям, противозаконным действиям, посягающим на жизнь
Контроль и оценка планируемых результатов
Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
- выделять основной смысл темы урока, события, явления, умение выделять ценности в жизни;
- создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
- строить коммуникацию с другими людьми;
- проводить самооценку собственных знаний и умений;
- Знать традиции и реликвии рода, семьи;
Формы контроля: 1.Практические работы: творческие работы( рефераты, доклады) исследовательские и проектные работы,
2. Тематические контрольные работы : тестирование по разделам, самостоятельные работы. Оценивание устных и контрольных работ по полугодиям, проектам, практических работ в форме зачета. В классном журнале ставится «зачет»
Список литературы
1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Издательство»Просвещение», 2009
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательных учреждениях Республики Тыва, Кызыл: -Издательско –полиграфический отдел «Билиг», 2011
3. Л.К.Будук-оол, У.П.Допул, А.С.Шаалы. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва, ИРНШ, 2014
3. М.Кенин-Лопсан .Тыва чанчыл болгаш бурунгу ужурлар., К.1994
4. М.Кенин-Лопсан.Тыва чанчыл.,К. 1999
5.Г.Д.Сундуй.Г.К.Ондар. Улусчу педагогика, К.2004, 132а.
6. С.Б.Оюн., А.К.Ооржак. Тыва ог-буле педагогиказы, К-2004,79а.
7. В.Н.Суслов. Моя семья. Мой народ. Мое Отечество..М.,2011,187 стр.
8. Борис Казырыкпай .Эр чол
9. А.С. Шаалы «Кыстыӊ бүдүжү»
10. Ж.К.Чистик. Экологическая культура тувинского этноса, Кызыл, 2010
Календарно-тематический план предмета «ОДНКНР»
№ | Название темы | Всего часов | Дни | Теория | Практика |
1. | Человек и его духовность 1.Человек - высшее творение природы 2.Человек и его духовность 4.Нравственный идеал совершенного человека «Алдын-кыс», «Белек» Степан Сарыг-оол, образ Индирмаа Суван ашак «Тараа» Кызыл-Эник Кудажы, образ Седипа С.С.Суруӊ-оол «Авазынга даӊгырак». «Араттыӊ созу» образ Тас-Баштыг Д/З.Сочинение: «Мээӊ эӊ ынак маадырым» | 5 | 1 1 | 1 1 1 | |
2. | Семья как ценность Моя семья. Родные от слов «род». Древо жизни .Составление .Альбом фотографий семьи. Семейные, родовые, народные ценности. Реферат «Обычаи и традиции семьи». Интернациональная семья Адар-оол, Маруся Д/З.Дневник «Кто я?» | 4 | 1 1 | 1 1 | |
3. | Культура как ценность Ценность. Духовность. Религия Национальная и общероссийская культура. Этикет. Народные праздники народов России (Практикум) | 4 | 1 1 | 1 1. | |
4. | Язык как ценность Родной язык –важный компонент духовной культуры человека Этнокультурные ценности Дискуссия: «Тувинский язык – сегодня» | 3 | 1 1 | 1 | |
5. | Природа как ценность Природа –наш дом. Экология нашего села. Экологическая культура тувинского этноса Наши родные достопримечательности Конкурс чтецов : «Моя малая Родина» | 4 | 1 1 | 1 1 | |
6. | Труд как ценность Значение труда в жизни человека Домашний и учебный труды Сочинение «Ажыл кижини каастаар» | 3 | 1 1 1 | ||
7. | Образование как ценность Образование - часть культуры человека Лучшие традиции школ республики Наш выбор. Профессии. Сочинение «Келир үеде мээӊ профессиям» | 3 | 1 1 1 | ||
8. | Патриотизм как ценность Мое Отечество. Конституция России. Человек и его права. Правовая игра Государственная символика Что значит служение к Отечеству | 5 | 1 1 1 1 | 1 1 | |
9. | Здоровье и жизнь как ценность Физическое развитие и труд Здоровый образ жизни. Здоровье нации | 1 |
1 1 | ||
Контроль знаний по курсу | 1 | ||||
Всего количество часов | 34 | 22 | 12 |
МБОУ Алдан-Маадырская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол №___ ___________ Куулар А.А. _________ Ондар Е.Ы.
от « «_________ 2020 « «_________ 2020г.. « «___________ «2020 г.
Рабочая программа предмета
« Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
в 5 классе в 2020-2021 учебном году
Программа составлена:
Ондар Зоя Серен-Доржуевна
учитель первой категории
тувинского языка и литературы
Алдан-Маадыр, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа для изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по учебнику Виноградова Н.Ф. "Основы духовно-нравственной культуры народ...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР в 5 классе
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начально...
Рабочая программа учебного предмета _ОДНКНР_5_ класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Ос...
ОДНКНР 5 класс. Ведение в предмет
Презентация составлена в соответствии с программой курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин "Основы духовно-нравственной культуры России". &ndash...
Статья "Потенциал предмета ОДНКНР для формирования "гибких" навыков soft-skills у учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы (методический аспект)
В статье говорится о значении "гибких" навыков при формировании УУД в соответствии с ФГОС нового поколения, о возможностях предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России...
Рабочая программа по предмету "ОДНКНР" 5-6 классы 2020-2021 уч. год
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 - 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об о...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 6 класс
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:требовани...