Как изучать тему подвига на уроках литературы?
статья (10 класс)

Каменская Инна Валерьевна

Внимательное отношение к слову "подвиг" в разных произведениях разных писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_izuchat_temu_podviga_na_urokah_literatury.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Как изучать тему подвига на уроках литературы?

По моим наблюдениям, современные дети такие же, как мы когда-то: учатся, общаются, переживают неудачи, стремятся к успеху, развиваются, ищут свою жизненную тропу. Как мы когда-то пробовали жизнь, так подростки пробуют её сейчас. Видимо, витки развития человека всегда одинаковы. Различия, конечно, есть: у современной молодежи все быстрее. Получил информацию, обработал, мгновенно сдалал выбор. Этот выбор диктует Интернет, искушение, конкуренция, публичность, ориентирование на «продать» и «прокачать», удовольствие и быстрый результат.  Время распоряжается так, что учиться можно дома, работа может быть удаленной, еду заказывать на дом. То есть пространство узко ограниченное, и человек скоро будет развивать свои ресурсы , только сидя перед компьютером.
Ресурсы развиты полноценно быть не могут, и они остаются невостребованными. Поэтому нам кажется, что молодежь проявляет малодушие, равнодушие. А они просто не знают, как надо реагировать, что сказать, что сделать. Поэтому наша задача – быть рядом, помочь создать активный жизненный коридор, усилить связи в нем, параллельно с миром Интернета, чтобы переход из одного пространства в другой был менее травматичен.
Мы, взрослые, тоже пребываем в некоей иллюзии, что подростки ленивы и безынициативны. И опять же создается ощущение от того, что они привыкли получать информацию в готовом виде. Но стоит им предложить новые формы, мы видим метаморфозы. И сердце в них трепещет, и вот они готовы уже быть гуманистами. Понимают, что нравственно, что нет.

Как учитель литературы имею возможность на уроке диалога о герое и подвиге, произошел уже в начале сентября: при изучении «Бесприданницы» Островского в эпизоде, где Паратов, пройдя по лужам в белом плаще, поднял карету, чтобы в нее села Лариса. В классе дети оживились: «Герой, герой!» (восхищенно и иронично) но к концу чтения пьесы их оправдания не ожидались. Далее дискуссию мы продолжили в октябре, читая роман «Обломов» Гончарова. Автор употребил «погиб Обломов», говоря о смерти главного героя, хотя тот просто умер от «апоплексического удара». Почему именно это слово использует автор? Сейчас в ноябре мы заканчиваем изучать «Отцы и дети»  Тургенева и нам предстоит написать сочинение на тему «Можно ли назвать Базарова героем? ». В декабре при подготовке к сочинению ЕГЭ целесообразно взять текст о ВОВ и рассмотреть проблему подвига. В январе можно подготовить для школы устный журнал «Блокада Ленинграда» .  Поступательно, без назидания (современные дети этого не принимают)  рассматривать это слово с разных сторон надо обязательно.